Весь август и сентябрь многие люди ждали обещанных «наших» родных, российских яблок, которые, как нам обещали ничуть не хуже, чем запрещённые к ввозу импортные. Нам, в общем-то, без разницы откуда они будут: с российского юга или с центральных областей, или вовсе – местные, псковские. Главное, чтобы они были.
Кажется, вот, дождались своего часа фермеры, владельцы садов, дачники, да и просто сборщики плодов в своих и диких садах – никакой конкуренции с импортом: можно продать все до последнего выращенного и собранного яблока, даже червивые съедят. Горожане сегодня готовы купить у местных продавцов все, только давай. Но что-то вала местных плодов не видно, более того, попробуйте купить недорогих местных яблок. Не получится. Дешевле 40-50 рублей за кило не найти. И это в сезон – в самый разгар, когда местные яблоки должны быть на каждом углу по 15-20 рублей. Нет дешевых местных яблок, дешевой местной рыбы, дешевой картошки… А что будет не в сезон: зимой, весной? На что людям рассчитывать?
Почему в Пскове не выгодно продавать дешево местные плоды и продукцию, произведённую здесь, у нас? Почему даже на сельскохозяйственных ярмарках цены не поражают своей дешевизной, вроде бы, от производителя, прямо с поля или с дерева, а цены практически такие же, как в магазинах? Как-то от самих бабушек-продавцов на одном из местных полустихийных рынков услышал, что прежде, чем выставить привезенный из деревни товар на продажу, они заходят глянуть, а что у «профессиональных» торговцев, какие цены на аналогичные продукты, лишь потом возвращаются к своему торговому месту и ставят цену похожую, может, чуть ниже. Понятно, что торговцы хотят снять больше прибыли, а тем более в такие благоприятные моменты, когда сильных и основных конкурентов удалили с поля. И тут, наверное, глупо взывать к их гражданской совести, к чувству меры, к пониманию ситуации и единению перед вызовами времени. Бесполезно все это…
Но у нас же есть государственные институты, которые могут и должны озаботиться этими вопросами. Никто не говорит о регулировании рыночных цен искусственно, вопрос в контроле над ценами. И никакого противоречия с рыночными механизмами экономики тут нет. Например, в Саратове уже три года работает так называемый государственный рынок, главная особенность которого в том, что продавцами могут быть только производители продукции, и они на этом рынке не платят никаких сборов: ни аренду, ни коммунальные платежи, ни за ветеринарную и санитарную экспертизу. Но взамен – не могут продавать конкретные товары выше установленной цены, которая транслируется на общем цифровом табло. За соблюдением этого главного и, по сути, единственного правила следят администраторы – нарушителей просто лишают возможностей торговать здесь. И большинство продавцов свято чтут это правило, поскольку торговать на таком рынке особенно мелким производителям и крестьянам из окрестных районов, безусловно, выгодно. Кроме того – это стабильная площадка, которая сулит производителям постоянный канал сбыта. Довольны и покупатели: цены тут значительно ниже, чем во всех торговых и рыночных заведениях города, а продукция всегда свежая и прошедшая все необходимые экспертизы. Сюда едут люди со всего города - очереди образуются. Трехгодичный опыт работы этого государственного рынка подтолкнул власти к открытию таких же в других районах города.
Об этом явлении с удвоенной силой заговорили СМИ именно после введения санкций против России и антисанкций со стороны России, как о примере того самого механизма, который может быть применен в других городах и регионах страны. И что? Псковские специалисты, которые до этого не смогли дойти сами, уже должны бы ехать, лететь, мчаться в командировку в Саратов для перенимания опыта и его быстрейшего внедрения в Пскове. Да и в районах области было бы не лишним прислушаться и присмотреться. По крайней мере, теперь не удастся сказать, что «такое невозможно», и просто отфутболить эту идею. Теперь есть конкретный работающий пример, как местные власти могут заботиться о гражданах своих городов и районов, если они хотят это делать.
Игорь Докучаев