В августе у нас всегда случается что-то неприятное, так уж сложилось в минувшие десятилетия, что последнего месяца лета многие в России ждут с настороженностью. Нынешний август омрачен убийством отца Павла Адельгейма. В шоке продолжают пребывать многие… Но есть еще кое-что встревожившее неравнодушных псковичей.
На новостных лентах появилась информация, что: «Администрация Пскова объявила аукцион на выполнение работ по разборке зданий жилых домов в 2013 году. Документы опубликованы на официальном сайте госзакупок. Подрядчик должен разобрать здания в Пскове «методом обрушения» по адресам: ул. Гоголя, 50-а, Комсомольский пер., 4-а, ул. Л.Толстого, 38, ул. Плехановский посад, 26, ул. Плехановский посад, 40». Вот так обыденно нас продолжают лишать того Пскова, которым жили, которым восторгались, которым вдохновлялись многие поколения людей до нас. Дождаться, когда постройки из прошлых эпох города придут в окончательное запустение, а потом просто отдать их на слом, на уничтожение - такова тактика нынешних ответственных лиц, наделенных возможностью одним росчерком пера убивать историю. Ситуация эта в городе хорошо известна и понятна. И началась она не сегодня, это лишь новый виток, когда псковские общественники в очередной раз пытаются закрыть своими «телами», мыслями, доводами, убеждениями подступы к такому скоропалительному решению градостроительных вопросов.
ул. Гоголя, 50-а
Конечно, это гораздо проще, чем найти возможности сохранить эти уголки, эти здания, восстановить их в прежнем облике, применив современные строительные технологии и технические возможности. Эти пять старых домов, приговорённых к уничтожению, не последние - другие адреса ждут своей очереди на казнь. Но на самом деле старые кварталы Пскова на 95 процентов состоят из домов и сооружений, которые по современным меркам нужно отнести к ветхому жилью - и, выселив оттуда жителей, снести после легкого росчерка пера очередного чиновника. Давайте! Сносите всё, чтобы больше никогда не возникали эти ситуации. А что тогда останется от истинного Пскова - разве это должно волновать?
К сожалению, те, кто ставит подписи под такими решениями о сносе - ничего не боятся. Пережить страдания неравнодушных граждан и всё - через год, а то и раньше все забудется, а когда через пять лет тут появятся фешенебельные коттеджи и офисы, то и вовсе все будет шито-крыто, да и чиновников нынешних на этих местах уже, вполне вероятно, не будет. Вот если бы имена людей, отдавших историческую застройку Пскова на уничтожение, заносить в отдельный черный список, гравировать их имена на камнях или специальных стальных пластинах, вмонтированных в асфальт, с проклятиями на века вперед, на четыре поколения его родни - вот тогда, может быть, они подумали. Или если правоохранительные органы вместе с прокуратурой мгновенно заводили бы на них дела. Подписал объекты культурного и исторического наследия на снос без предоставления реальных доказательств, что в течение десяти лет ежегодно, ежемесячно, еженедельно предпринимал шаги к их спасению, реставрации, восстановлению, сохранению и т.д. - все - 10 лет без права обжалования, как уничтожителю государственной, общественной собственности и памяти и - навечно выселение из Пскова.
Плехановский посад, 26
Вообще-то подобные вопросы - о сносе старых домов - даже не должны возникать в уважающем себя, свою историю, свою историческую среду и внешний облик, городе. Сносить дома старой постройки - это очередное проявление своей слабости. В цивилизованных населённых пунктах граждане трясутся за каждый старый дом - возьмите в пример Владимир, Суздаль, многие другие города в нашей стране и Европе. Там работают не только целые программы по сохранению традиционной застройки в черте старого города, но мозг каждого жителя: и чиновника, и простого горожанина - знает, что старые дома - это общее достояние.
В Пскове все общественники и горожане, которые выступают за сохранение средовой застройки прошлого, желают родному городу только добра и процветания. Думаю, никто не против того, чтобы Псков развивался, появлялись комфортабельные дома, современные технологии и материалы, чтобы горожане жили, работали, отдыхали в удобных и красивых условиях. Ретроградов в числе отстаивающих старые кварталы нет. Но почему же постоянно возникает нелепое противостояние с теми силами, которым легче снести, которые не хотят понять доводы «за сохранение»? Почему нельзя решить эти вопросы корректно? Почему в Пскове до сих пор не принято специальной программы по сохранению, реставрации и приспособлению к современным условиям жизни средовой застройки прошлого? Почему на это не изыскивать средства: в бюджете, в различных фондах и программах, с помощью столичных землячеств? Почему не привлекать средства горожан, которые тоже могли бы поучаствовать в сохранении облика родного города? Непонятно, почему хотя бы не попытаться сохранить старые кварталы. Вернее, многое понятно…
Комсомольский переулок, 4-а
В начале 2012 года на страницах газеты мы начинали рубрику «Последние оригиналы», где рассказывали как раз о таких истинно псковских уголках, которые долгие десятилетия, наряду с Кремлем, Троицким собором, Мирожским монастырем создавали образ Пскова, его неповторимую жилую среду. Первый материал был посвящен одному из домов, который сегодня попал в смертный список, - Комсомольский переулок, 4-а. После той публикации откликнулась бывшая жительница этих домов и рассказала очень интересные истории из жизни своего родного дома. Тогда мы с надеждой говорили о возможном благоприятном исходе для этих домов по адресу: Комсомольский переулок, 4-а и 4-б. И вот информация из администрации города ставит жирный крест на надеждах людей. Через пять-десять лет мы с вами окажемся совершенно в чужом городе с некогда Псковским Кремлем в середине.
Игорь Докучаев