Долго ломались копья в Москве в минувшие годы, над изобретением, так называемой национальной идеи для страны. Но все придумки оказывались в лучшем случае блажью, в другом варианте - просто анекдотами. Пораскинули умами, пооглядывались во времена прошлые, и стало понятно, что за последние двадцать лет вовсе ничего не осталось, что могло бы связать воедино нынешних российских граждан. Сегодня мы оказались настолько разными, различными, разделенными новой классовой пропастью, эстетическими пристрастиями и пр., что из прошлого ничего объединительного вытянуть, похоже, не удастся: 1612, 1812, 1861... и другие даты, как ни старайся притянуть их в день сегодняшний, так и остаются далекими историческими событиями.
И только одна реалия прошлого еще продолжает объединять народ - Великая Отечественная война и Победа в 1945 году. О подготовке к майскому празднику ведутся разговоры почти целый год. Снимаются фильмы о войне, показывают старые киноленты, причем, одни и те же фильмы «катают» по всем каналам по нескольку раз, новые исполнители перепевают на новый лад военные песни... И даже если совсем не представляют смысла, заложенного в куплетах - все равно поют... Такое отношение к Великой Победе, конечно, радует – наши деды и прадеды заслужили кровью и жизнями, чтобы их ежедневный военный подвиг помнили десятилетиями и столетиями. И если лицам, ответственным за поиск национальной идеи, ничего не притянуть из прошлого в качестве её каркаса, то почему бы и не сделать ее на основе Победы 1945 года - Победная философия, так скажем. Достойнейшее событие в жизни всего народа не только в России, но и в республиках бывшего СССР. И хотя, на мой взгляд, «строительство светлого будущего» в этой связи выглядело более перспективно и обнадеживающе, но если о «светлом завтра» сегодня не думается, то Великая Победа – основа действительно стоящая…
Но настораживает то, что еще десять, а тем более двадцать лет назад казалось незыблемым - общенародная память постепенно начинает истощаться, либо вовсе становится «дежурным мероприятием». Смотрите сами – в Ивановской области, в одном из районных центров, в День Победы из экономии возлагали одни и те же памятные венки к разным монументам. «Сначала их возложили к Вечному огню, через несколько минут они оказались уже на другом конце города – на могилах солдат. Правда, и там они пролежали не долго – по окончании церемонии венки поспешили увезти к другому монументу. Почему символ вечной утраты – вдруг стал временным?», – задается вопросом корреспондент «Пятого канала». И если по экономическим мотивам ещё можно попытаться понять руководителей района в российской глубинке – бюджет у них явно не лопается от денег. Но по-человечески – понять невозможно. Ну, дорогие для вас венки - принесите к Вечному огню и другим памятникам своим же дедам букетики красных тюльпанов – пусть без помпезности и дороговизны, зато искренне. Да, и экономические причины вовсе не тот повод, чтобы просто поставить дежурную галочку в плане мероприятий – «провели». А если завтра экономическая ситуация и в Ивановской области, и в других регионах станет еще хуже? И кому-то взбредет в голову вовсе сэкономить на праздновании очередного Дня Победы – проведем дежурный митинг и достаточно, скажет такой инициатор бюджетной экономии?
Если бы был только один факт подобного отношения к самому важному моменту из жизни страны и народа, то можно было бы отнести его на ошибочное понимание важности момента. Но подобные факты укладываются в приличного размера мозаику. Новые учебники истории по-разному трактуют и причины, и ход всей войны, и участие советского народа в победе над фашизмом. Немало общественных деятелей пытаются на свой лад публично переделать роли советских военачальников, целых подразделений и специальных военных организаций в достижении Победы... Юные граждане страны-победителя фашизма, заплатившей за это огромную цену миллионами жертв, на Вечном огне жарят колбаски, или справляют рядом нужду, раздают презервативы в виде странной акции, устраивают у памятников фотосессии, подчас абсолютно варварские: с резиновыми женщинами, в обнимку с венками и т.д. На стенах и различных сооружениях городов то и дело появляются фашистские свастики. Их рисуют черной краской не девяностолетние последователи фашизма, вышедшие из леса, их выводят на русских стенах юнцы, которые отчетливо понимают, что они творят… Да, большинство прекрасно знает об этих фактах.
А если подумать, что наше общество делает, чтобы, если и не провозгласить Великую Победу и память о ней в качестве национальной объединяющей идеи, а хотя бы для того, чтобы по-настоящему увековечить её? Очень здорово, что ветеранов, участников войны, наконец-то обеспечили комфортабельным жильём, что отдаем дань уважения узникам, блокадникам, труженикам тыла. Но еще остается несправедливо забытая категория людей, по которым война ударила не менее больно – дети войны. Странными кажутся отговорки, по которым в стране отклоняется инициатива наделить этих людей хоть какими-то социальными льготами, в первую очередь направленными на поддержание их здоровья. А что в Пскове сделано за последние годы такого, чтобы ярче, сильнее напоминать и о страшной войне, и о Великой Победе? Да, Псков стал городом воинской славы, да, установили памятную стелу на площади Победы. Да, поставили в Крестах памятный знак летчикам, которые первыми в той войне совершили воздушный таран. Но при этом начатую ранее скромную аллею Героев Советского Союза в центре города так до конца и не довели. Где должен был стоять памятник псковским партизанам – а им есть, за что поставить его, так и стоят природные валуны. Если мы так много говорим о немецкой линии «Пантера», то почему за минувшие десятилетия под Псковом, на месте прохождения этой зоны смерти так и не появилось памятного мемориала, к которому можно было бы привести детей, студентов, молодых воинов, туристов? Живым напоминанием о героическом форсировании частями Советской Армии реки Великой в Пскове в конце июля 1944 года, долгие послевоенные годы напоминало военно-театрализованное представление, которое в народе так и называли «форсирование». Но его поспешно отменили, якобы спасая Мирожский монастырь и его фрески, и одновременно давая лишнюю возможность постепенно забывать об историческом факте освобождения города от фашистов. Почему в центре города, на набережной реки, там, где в том числе, проходило форсирование реки войсками, освобождавшими город, до сих пор нет ни красивого, запоминающегося памятного знака, ни мемориала, который бы не просто вписался в зону набережной, но и украсил бы любимое место отдыха псковичей? Сколько публикаций было о проблеме сохранения других памятных знаков в Пскове и окрестностях…
А посмотрите на российские СМИ, которые выходили накануне очередного празднования Дня Победы – многие вовсе не уделили празднику своего внимания. Даже латвийские русскоязычные издания в условиях гонений на советскую символику и победную философию праздничные номера сделали яркими, красочными, наполненными не только статьями о военных подвигах ветеранов, но и о проблемах, с которыми сталкиваются сегодня те, кто добивается исторической справедливости в освещении войны и сохранении памяти о борцах с фашизмом.
Если так пойдет и дальше, когда уйдут последние ветераны, сменятся поколения их детей и внуков, то тема Великой Отечественной войны и Победы реально может уйти на дальний план, стать дежурным мероприятием или вовсе исчезнуть под ногами у новых поколений общества.
Игорь Докучаев