Чем больше познаешь мир, тем больше поражаешься. Например, тому, как некогда традиции, которые были хорошо известны и в России, продолжают жить и здравствовать во многих других странах и у их жителей, но только не у нас… Нами столько потеряно, что кажется, не пересчитать. И гордость вызывает уже только то, что это когда-то было у наших предшественников.
Так, в сегодняшней Бельгии процветает традиция, причем, в довольно массовом порядке, которая лучше многих инструментов дает мужчине возможность исполнить одно из своих предназначений - построить дом для своей семьи. Это именно тот инструмент и метод, который в России еще не так давно называли «всем миром». Смысл простой: в российских деревнях и селах мужики собирались «миром», то есть сообща у того соседа, который хотел поставить дом - то ли для себя, то ли для сына, то ли после пожара и т.д., и практически за день ставили новый дом. Все делали сообща - от фундамента до крыши. Этот сосед никому ничего не платил за работу, просто в следующий раз обладатель нового дома шел и помогал уже другому. Эта традиция в России работала веками и закончилась накануне перестройки в 80-х годах прошлого века. Так вот мой хороший знакомый Марк, живущий недалеко от Антверпена, удивил рассказом о том, что сейчас в Бельгии действует именно такой механизм. Когда мужчина решает строить новый дом, то все мужчины с фирмы или предприятия, где он работает, принимают участие в строительстве. А если на предприятии работает много женщин, то приходят на стройку их мужья. Дом растет очень быстро, конечно не за один день, как некогда в российских селах, но сроки поражают. Все работы они производят самостоятельно: от фундамента до кровли - с хозяина дома необходима только своевременная подача стройматериалов. При этом само предприятие или фирма также не остается в стороне от общего дела. Это было бы плохим тоном… Фирма берет на себя, к примеру, установку стеклопакетов в окна, которые и покупает за свой счет. Человек, дом которому они построили, отплатит своим участием в строительстве дома уже другому сотруднику.
Другая традиция тоже была в России еще во времена Советского Союза. Да и сейчас кое-где имеется в частном порядке – так называемый принцип «черной кассы». Когда-то он широко использовался в советских коллективах и предприятиях и чаще всего действовал на неформальном уровне, часто в тайне от руководства. В сегодняшней Польше такой принцип, несколько дополненный, используется и сегодня, только уже не на уровне одного коллектива, а объединяет целые профессиональные корпорации. Так, польские школьные учителя имеют такую корпоративную «черную кассу», которая действует вполне легально и объединяет практически всех представителей этой профессии. Каждый из них платит в месяц двадцать пять злотых (примерно 250 рублей), и за это каждый имеет право через каждые два года брать беспроцентный кредит. Вернее у учителей есть возможность выбрать из трех кредитов: первый вариант - из кассы учителей можно взять кредит в 7 тысяч злотых на 10 или 20 месяцев (примерно 70 тысяч рублей), второй - так называемый жилищный кредит, например, на ремонт дома или квартиры в 14 тысяч злотых (примерно 140 тысяч рублей). И третий вариант кредита из этой же самой кассы - на построение дома. Через два года цикл можно вновь повторить. Сумму самого кредита у учителей вычитывают из зарплаты. При этом можно брать и меньше, сколько нужно - 7 или 14 тысяч это максимальная сумма. Форма такой «черной кассы» весьма удобная и используется уже не первый год. Такая же, по сути, система корпоративного кредитования действует и у польских полицейских, и в других профессиональных сообществах.
А другую очень полезную традицию из нашего недавнего прошлого, по-прежнему, используют в Швеции. К профориентации здесь относятся также серьезно, как когда-то и в Советском Союзе. Например, у коллег из газеты «Барометр», выходящей в городе Кальмар, создан специальный класс для школьников, которые регулярно приходят в редакцию играть-учиться-работать. Этот класс очень комфортно устроен, оборудован современнейшей компьютерной техникой и находится в самом сердце редакции, рядом с основными производственными помещениями. Со школьниками занимаются настоящие профессионалы. И пусть далеко не все потом становятся взрослыми сотрудниками редакций, но к газете ребята привыкают основательно. Так работает простая профориентация.
В той же Польше есть еще одна классная традиция, которая когда-то была и в России. Причем, здесь она тоже была подзабыта, но потом восстановлена. Каждое 8 января по всей стране с самого утра до позднего вечера собирают деньги для лечения больных детей, для покупки оборудования в детские больницы и т.д. Отдают кто сколько может. Не только волонтеры расходятся по общественным местам с коробочками для денег и пачкой красных сердечек с благодарственной надписью, но и во всех больших и маленьких городах, в селах проходят очень хорошо организованные концерты артистов, певцов, музыкантов – все идут в народ и работают бесплатно. Открыты музеи, дворцы, художественные галереи – до поздней ночи вход в них свободный. На зимних улицах горят огни передвижных кафе, там готовят горячий чай с плюшками. Своеобразный праздник единения нации, потому что проходит он и в других странах, там, где живут поляки. Самолично видел, какими одухотворенными и довольными возвращаются домой по темным улицам люди постарше, какими веселыми летят домой подростки, семьи с детьми. И у всех на одежде приклеены красные бумажные сердечки, много сердечек – значит, они отдали на благое дело сколько смогли.
Почему же в России многое из хорошего опыта забыто, не используется, или вовсе потеряно? Зачем мы каждый раз пытаемся выдумывать что-то новое, выстраиваем механизмы, которые уже давным-давно известны и опробованы еще нашими отцами и дедами? Странно, однако, все это… Отчетливо проступает принцип: все сломать и «сбросить с корабля современности». Да-да, помню, мы не ищем легких путей.
Игорь Докучаев