Хотя явлению КВН уже много лет, но теперь оно, похоже, становится культурой ХХI века, зачастую противопоставляя себя привычному пониманию культуры.
В КВН играли многие будущие инженеры, конструкторы, технологи, физики, дипломаты. А, поиграв и окончив вуз, благополучно начинали свою профессиональную деятельность: кто на кого учился, как говорится... Но в последние годы эта массовая студенческая затея легко сбивает с профессионального пути и врачей, и учителей, и инженеров – многих из них теперь тянет не в ранее выбранную профессию, а на сцену – большую и маленькую – срабатывает прививка КВН. Таким образом складывается альтернативная школа подготовки работников культуры – КВНовская, которая в свою очередь несет и свои стандарты.
Но ладно бы лучшие воспитанники студенческой юморины пополняли эстрадные подмостки. Однако стандарты и технология веселых и находчивых постепенно проникает во все творческие слои жизни: театр, кино, литературу… Да и в обычную жизнь, и в далекие от мира культуры профессии хорошо известные стандарты просачиваются со сноровкой «нечто» из фильмов ужасов.
Во время прошедшего в Пскове минувшим февралем девятнадцатого по счету театрального фестиваля во славу Пушкина уже можно было столкнуться с результатами такого проникновения. Случилось посмотреть на плоды творчества одного из гостей фестиваля - актерского коллектива, который поставил спектакль по лицейскому периоду жизни Пушкина. Ощущение после просмотра осталось именно такое, что сходил на молодежный КВН, а не на театральный спектакль.
Но это и понятно - нынешняя творческая молодежь - во многом выходцы из студенческих команд этой популярной игры. И весь тот опыт, что обрели на КВНовских сценах, причем чаще далеких от той, что на центральном телеканале в Москве - они теперь неконтролируемо перетаскивают и в театральную культуру, и на телевидение, и в СМИ, и в обычную жизнь. Те дурачества, ужимки, песни нестройным хором или того круче - соло, студенческие приколы, разыгранные, вернее, наигранные сценки, которые мило смотрятся в КВН (за что мы и любим эту игру) - в других сферах и на других культурных и жизненных площадках не то что не смотрятся, а кажутся, мягко говоря, странными. Возьмите тех же актеров, игравших юного Пушкина и его друзей, - все они ребята талантливые, некоторые просто великолепно смотрелись в роли молодых: Пущина, Дельвига, Кюхельбекера, Малиновского, Пушкина и других господ-лицеистов, министров, инспекторов, и даже царя-батюшки. А еще они очень прикольно изображали петуха, кота, собаку и прочих животных, неплохо пели, зажигали взглядами... И, это был замечательный КВН! Набор сценок из жизни лицеистов, кажется, собранных без особой цели - просто, чтобы были, куплеты под гитару, а то и под четыре инструмента, в стиле американского кабаре 20-30-х годов, отрывистые диалоги и переносы во времени, комические и печальные ситуации вперемешку и без особой цели… Все происходящее было очень похоже на …«конкурс капитанов», «домашнее задание», «соревнование команд» и прочие знакомые нам штучки. Была КВН-игра, но не было театра - произошла подмена.
«От КВН родилось большинство ныне развлекательных телевизионных программ, - уверен один из моих экспертов, человек, давно живущий в российской и псковской культуре и мире искусства, поражающий зрителей не только своим мастерством, но и оригинальностью действа. - Многим они не по душе, особенно людям среднего возраста, которым есть, что сравнивать. И которые с большим удовольствием смотрят в записях старый КВН, чем нынешние телепрограммы, ведь тогда на КВНовской сцене было много злободневного и здорового юмора. А вот на телеэкраны вытаскивают не лучшие приемы - много смазливости, кривляний, пошлости, наивности. Эти приемы, естественно, переходят и на другие сферы искусства, посмотрите, к примеру, как теперь в России молодые режиссеры снимают фильмы о войне: очень много наивного, неправдивого, лубочного, картинного, отрывистого…».
«По первоначальным критериям, по которым мы привыкли оценивать КВН-игры, в них должно быть юморно, без хамства, чтобы не пересекалась грань между юмором и пошлостью, чтобы была видна командная игра и совместное творчество, - высказывает свое отношение к вопросу другой собеседник, артист, весьма известный во многих уголках России. - Для большой КВН-сцены пишутся профессиональные сценарии, работают классные сценаристы, авторы и режиссеры. Но я бы не хотел, чтобы те методы, те каноны, которые они применяют, переходили в другие сферы искусства. К примеру, в танец, в музыку, в кино - поскольку в этих сферах должны работать все же другие каноны режиссерства. Миниатюры, стемы - эти жанры хороши в КВН, но малопонятны в других видах искусства, где должно работать академическое восприятие культуры - это совсем другое».
Но вся проблема в том, что вот это самое академическое восприятие культуры обществу со сменой поколений становится нужным все меньше и меньше. Культура в обществе в основном стала потребительской. На потребу, так сказать… Стала удовлетворять желаниям общества. И низкопробность просто возводится в норму. Вот как об этом и о роли в данном процессе КВН в своем блоге пишет Евгений Гришковец:
«…И в КВНе, и в его производных, и даже в каких-то очень дальних его ответвлениях производится много смешных и остроумных шуток. Но просто у этого есть единая основа, и за всем этим стоят довольно внятные стандарты. КВНовцы разных поколений всё равно очень похожи. Их ряды настолько обширны и при этом так плотны, что никакие новые люди, «свежие», так сказать, люди «со стороны» с другим видением, с некими другими идеями просто не проскочат. КВН - это такая мощная кузница кадров, и там настолько внятна конъюнктура, что ничего свежего мы долгое время не получим.
Да, сейчас можно говорить, что Камеди Клаб и КВН в лице Камеди и в других многочисленных лицах сместил с пьедестала Петросяна, отправил на периферию Аншлаг, Задорнова и прочих, сильно сократил их возможности и время в эфире. Это, наверное, неплохо. Но, захватив эфирное время, прочно закрепившись на всех каналах и внедрив своих людей практически во все возможные места, а также нахраписто и безответственно начав производить «кино» и явно имея большие, амбициозные планы в каких-то иных культурных сферах, КВН откровенно демонстрирует неспособность к качественному развитию, но, при этом, показывает мощные мускулы и захватнические способности.
Ещё ясно, что, потеснив прежний юмор и получив аудиторию, оставшуюся от тех, кто веселил людей до, новые не будут ставить перед собой просветительских задач, они будут бороться за аудиторию самым простым способом, т.е. опускаясь вниз, а не наоборот. Что, собственно, с ними повсеместно и происходит. Так что на долгое, а может быть, на очень долгое время, нам предстоит наблюдать уже знакомые формы, способы и методы производства юмора. Мы увидим пародии на всё, что только можно пародировать и, возможно, дождёмся самопародий, когда уже некого будет пародировать. Мы не увидим в ближайшее время ни новых людей, ни новых и свежих идей. А кто придёт им на смену, а главное - откуда, совершенно непонятно».
В том, что появляется такая альтернативная школа «культработников», ничего необычного нет: если обществу нужны сейчас такие стандарты - именно они и пришли. Возможно, еще и время за последние годы убыстрилось, и современный зритель хочет увидеть больше и быстрее, пусть и без лишней логики. И для молодых - КВНовская сцена, безусловно, становится своеобразной стартовой площадкой. Но было бы неплохо, чтобы ребята, получив от КВН желание заниматься культурой, эстрадой, другими видами искусства и творчества, осознавали, что одной КВНовской прививки для этого недостаточно, и шли обучаться в другие вузы и школы искусства. Вот тогда эксперимент будет более удачным. А иначе, новая культура XXIвека постепенно станет единственным взглядом на окружающую действительность.
Игорь Докучаев