В последнее время часты разговоры о судьбе традиционной прессы, то есть газет, о том, что ждет их в ближайшем будущем. Противопоставляют их, конечно же, Интернету. Ну, в самом деле – как они, бумажные, могут противостоять самому быстрому, самому проникающему, самому неподцензурному, самому массовому, самому, самому, самому… Вот и опять недавно почти публично спорили коллеги – один из центрального издания, другой вовсе живущий сейчас за рубежом. Чаще довлела та точка зрения, что с газетами уже пора прощаться, мол, век их прошел и Интернет, так или иначе, поставит на них крест. И особенно быстро на тех, которые без государственных, бюджетных дотаций прожить самостоятельно не могут. Интернет и его развитие, конечно, аргумент весомый. Вполне возможно, что газетный век действительно заканчивается. Но лишь как единственного средства массовой информации, каким газеты были долгое время. И напрасно газеты хоронят раньше времени, потому что сам факт их существования уже, как правило, будет говорить о многом. Нормальные, профессиональные издания во всем мире давно стали одним из градообразующих элементов, признаком нормального муниципалитета. Приезжаешь в любой, даже самый маленький город, берешь в руки местные издания и получаешь представление не только об информации, которая волнует местные сообщества, но и о раскладах общественных и политических сил, об уровне культуры и образованности жителей, о предпочтениях в досуге и увлечениях, и многом другом, чего не найдешь в других современных СМИ. Не случайно во многих европейских странах, в том числе и в России, газеты поддерживают именно государственные власти. А в Норвегии, например, государство финансирует любое издание, если то доказывает свою необходимость читателям. В Швеции государство не допускает, чтобы даже в маленьком городке осталась безальтернативной одна газета, способствуя появлению второй… Примеров много.
Да, конечно же, газеты будут другими, изменятся, как внешне, так и содержательно. И останутся те, которые смогут стать другими, которые впитают в себя изменения и потребности нового времени. И дело тут вовсе не в том, что газеты перейдут на другие носители, отринув бумажную версию, как устаревшую, станут электронными. Останутся на рынке и бумажные газеты – те, что смогут сохранить колорит настоящей, старой, доброй газеты - которые, по-прежнему, будут пахнуть типографской краской, которые будет приятно развернуть за утренним кофе, или в обеденный перерыв. И из разряда информационного СМИ некоторые вовсе перейдут… в элемент стиля. Уже переходят. Причем за рубежом этот процесс идет значительно шире и быстрее. Представьте себе – стильный, пытливый, умный, модный человек в ближайшем будущем по-прежнему будет читать бумажную газету. А уже заполонившие все вокруг ноутбуки, нетбуки, читалки различных типов и прочая персональная оргтехника – будут настолько обыденными и не впечатляющими никого, что чтение бумажной версии газеты окажется своеобразным отличительным знаком человека новой формации.
Чтобы стать иконой стиля, бумажные газеты должны измениться. Какие из нынешних изданий в России, в Псковской области, в самом Пскове останутся – предсказать пока сложно. Очевидно одно: те, кто смогут вернуть лучшие инструменты газетчиков прошлого, придумать новые, скомбинировать все и произвести микс – «синтезированную смесь». В подобный прогноз можно было бы и не верить. И обязательно уже сегодня найдутся те, кто захочет поспорить. Но поступки наиболее продвинутых, с хорошо развитой интуицией представителей бизнеса и за рубежом, и в России действительно подтверждают, что не все так просто. Возьмите недавние действия российского бизнесмена Александра Лебедева, который вложил большие деньги, казалось бы, в уже погибшую известную английскую газету со 184-летней историей «Ивнинг стандард» (Evening Standard), убытки которой составляли более 10 миллионов фунтов в год. Бизнесмены, далекие от строительства пирамид, как известно, просто так деньги в погибшие, обанкротившиеся предприятия не вкладывают, если шансы на успех не перевешивают возможные неудачи… После приобретения он сделал газету бесплатной и ее тираж уже через год вырос до 600 тысяч экземпляров. Совсем недавно Александр Лебедев выкупил другую известную английскую газету «Индепендент» (The Independent), которая также находилась на грани краха. При этом Александр Лебедев в одном из интервью высказался, что вообще считает, что «журналистика - это умирающий жанр», который надо спасать. Он сам спасает ее таким вот образом, выкупая английские газеты с мечтой и целями сделать их полезными во всем мире.
Кто только не думал и не говорил, особенно в последние годы, что журналистика умирает, что она становится ненужной, что в эпоху блогерства каждый человек может сесть и написать, что это несложно. И пишут. Для кого и для чего – это уже дело второе, чаще всего такие авторы говорят, что «пишут для себя», при этом выкладывая свои записи на открытые публичные ресурсы... Но вот Александр Лебедев явно хитрит, возможно, отчасти, но тем не менее… Тут, как раз, не провальное дело, тут, как раз, расчет. Все просчитано, все учтено, в том числе и психология людей, многие из которых не откажутся от газет, даже если им будут поставлять информацию прямо в мозг. Газеты будут жить при определенных условиях – вот это-то и подталкивает бизнесменов вкладывать деньги даже в убыточные издания. И, казалось бы, рискованные шаги начинают срабатывать. Значит, газеты, как тип СМИ можно сделать и прибыльными, и востребованными, и интересными, и необходимыми. Нужно лишь знать, что нужно делать и уметь это использовать. И неважно столичные это будут газеты или небольшие издания в российских городах. Есть такие механизмы, которые заставят газеты работать по-новому, да, еще и прибыль приносить…
Проблема многих российских газет в другом, что может поставить точку на их будущем (хотя от этой проблемы точно также пострадают и другие виды СМИ, в том числе распространяющиеся в сети Интернет). К сожалению, в России не учат ни в детстве, ни в юности правильно воспринимать СМИ, разбираться в их предназначении и разделять информацию, которую они в них видят. А ведь такой учебный процесс давно введен во многих цивилизованных странах, где на уровне средней школы дети слушают специальные дисциплины. Далеко ходить не надо, возьмите наших ближайших соседей - Скандинавские страны, где давно оформились эффективные методики по обучению будущих граждан взаимоотношениям со СМИ. Там старшие школьники и студенты уже умеют использовать информацию, получаемую из СМИ. И к моменту взрослой самостоятельной жизни без СМИ они уже не могут обходиться. А те из них, кто выбирает журналистику своей будущей профессией, уже знают, на что идут и какую ответственность как журналисты должны нести. Если этому не учить российских школьников и студентов, то во взрослой жизни может оказаться, что им никакие СМИ не будут нужны.
Игорь Докучаев