Человечество на протяжении всей своей истории пытается проанализировать прошлый опыт, взять от него самое лучшее и двигаться дальше. Проблема в том, что в оценках действий потомков люди не сходятся никогда. Обязательно найдется тот, кто будет популяризировать идеи, которые уже или еще не жизнеспособны в текущей исторической эпохе.
Ностальгия оказывается привлекательнее здравого смысла и в наше время. Тенденции российских законодателей можно условно разделить на два направления. Первое - back in the USSR. К нему можно отнести создание новой «пионерии», насаждение патриотизма с ранних лет, симпатию к плановой экономике и повсеместной государственной собственности.
Мысли власть имущих идут и по другому пути, более жесткому и нравственно беспощадному, откидывая человечество аж до Средневековья.
Ко второму направлению я бы отнесла все идеи, связанные с укреплением духовных скреп, упрочнению роли Церкви в жизни не отдельно взятого человека, а всего общества. В этот лагерь можно записать желание РПЦ возвращать в свое лоно иконы из музеев, перевод церковных праздников в разряд государственных (как вышло с днем памяти Петра и Февронии), попытки зафиксировать список ценностей российского общества и ввести наказание для всех инакомыслящих. Как яркий пример закрепления морально-нравственной нормы - предложение создать общественные советы на телевидении, в театре и кино.
Замглавы парламентского комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Николай Бурляев заявил, что в Госдуме уже идет разработка документа. Его необходимость объясняется низкой экспертностью людей, ранее принимавших участие в утверждении списка фильмов для проката в кинотеатрах и показа на ТВ.
В качестве весомого аргумента к созданию новых общественных советов привлекается даже незабвенный Александр Сергеевич Пушкин. Дескать, даже он был не против цензуры, чего вам, убогим, возмущаться?
Спасибо, конечно, что наконец-то вещи названы своими именами, что цензура - это «цензура», а не какой-нибудь очередной «фильтр» или негласная «рекомендация». Не очень понимаю, как в наше время можно реально ограничить контент, даже якобы разлагающий общество. Все, что не покажут на телевидении, то выложат в сеть, так же и с театром, и кино.
Сайты, которые заблокированы на территории РФ, работают с VPN. То есть найти «запрещенку» под силу даже школьнику, при желании. И оно скорее появится, когда что-то будет нельзя. Пропаганда бездуховности и разврата пойдет значительно легче, если преподносить закрытую информацию как истину.
Лично я в пропаганду и заговоры против духовных скреп не верю. Но еще меньше доверия у меня к общественным советам при кино, ТВ и театре. Туда могут и должны войти, по мнению авторов инициативы, учителя, медики, сотрудники правоохранительных органов и духовенство.
Кто сказал, что они понимают больше в качестве развлекательного продукта, чем блогеры, прокатчики и представители творческих профессий? Нет никого хуже непрофессионала, принимающего важные решения. Он будет ориентироваться на свой умозрительный опыт, на то, что ему показалось.
Так мы и до инквизиции дойдем, и за ведьмами начнем охотиться, если Марьванна скажет. Общественный совет мог бы помочь сделать культурное поле чище только в одном случае - если бы он отделял качественный продукт от некачественного. Но для этого законодателям нужно мысленно шагнуть в историческую эпоху, которой в России еще не было.
Дина Дабришюте