Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска радиопрограммы «Дабришутинг». Она выходит на волнах радиостанции ПЛН FM (102.6 FM) раз в неделю по пятницам. Под прицелом поэта, журналиста и настоящего сноба Дины Дабришюте главные события общественной и культурной жизни Псковской области за последние семь дней.
Эта программа ни своим названием, ни содержанием не призывает кого бы то ни было к насилию и не является выражением чьей-либо позиции в отношениях России и Украины.
По-прежнему я выбираю только самые интересные и актуальные инфоповоды недели и высказываю свое мнение относительно происходящего.
Сегодня в выпуске:
Опустим дежурное приветствие и пройдемся в порядке очереди по всем темам.
Священная корова зарубежного и русскоязычного блогерского сообщества, две социальные сети, любимые старшим и молодым поколением – Фейсбук и Инстаграм соответственно (запрещены в Российской Федерации) – признаны экстремистскими в России. Горечь и боль инстасамок, дед-инсайдов, контент-мейкеров, специалистов по продвижению, копирайтеров и прочих современных и не очень сущностей можно увидеть и услышать теперь в «ВКонтакте» и Телеграме. Как зуммеры осваивают эти два канала наблюдать больно и грустно. Часть из них искренне не понимают, что делать с диалогами и как остановить дичь из предложки в клипах (ребят, кажется, никак).
Старшее поколение, адепты больших текстов, чьи глаза видели, как менялись интерфейсы соцсетей и пала стена ВКонтакте, перенесли последние новости менее трагично, некоторые даже вернулись к формату ЖЖ - живого журнала, куда не писали лет эдак пять, минимум. Из всей плеяды страждущих по плоходоступным ныне любимым соцсетям мне по-настоящему жаль две категории людей: тех, кто учился на этих платформах, и тех, кто зарабатывал себе на жизнь с помощью них. А прекрасные рилсы! В них можно было найти пересказ «Обломова» за минуту и уроки игры на скрипке, рецепты, видео с капибарами и вомбатами и многое другое, что самое приятное предложка автоматически формировалась, исходя из просмотренных ранее роликов. Найти все то же самое можно и ВК, и на Ютубе, но привычка – вторая натура, с которой расставаться может быть по-настоящему дискомфортно.
Платформы были хороши еще и тем, что обратиться к зарубежному опыту и перенять лучшее из него было легко и просто. Если вспомнить не ушедшую до конца пандемию, локдауны, заставившие многих пользователей увеличить экранное время на своих смартфонах просто ради того, чтобы не сойти с ума в четырех стенах, всплеск онлайн-форматов, домашнего творчества, удаленки на учебе и работе, станет немного грустно.
Сначала и стар, и млад припал к соцсетям, как к единственному безопасному способу общения, а теперь вынужден разорвать связи, уже ставшие кровными, ровно из тех же соображений. Понятно, что все всё переживут, особенно, кто мало пользуется социальными сетями, блогеры переориентируются, Телеграм и ВКонтакте тоже станут площадками для заработка фрилансеров, копиратейров и гениев SMMа. Неприятно, что времени на раскачку нет, действовать нужно здесь и сейчас, но, как писал Федор Михайлович Достоевский, «ко всему-то подлец-человек привыкает!».
Мужчины смирятся с отсутствием полуголых фото знакомых и не очень девушек без регистрации и смс, женщины станут меньше видеть успешных идеальных одноклассниц с Мальдив, студенты и школьники возьмутся за книги и тг и начнут общаться не смайликами и реакциями, а словами и предложениями, инфоцыгане вымрут как класс и люди начнут больше читать и не только новости. В общем-то картинка вырисовывается неплохая. Посмотрим, насколько она воплотится в реальной жизни.
Мужчина в декрете. Для многих эта фраза звучит как оксюморон. В российском обществе не слишком распространена практика оформления декретного отпуска по уходу за ребенком на отца. Да что там высидеть декрет! Некоторые папаши и на больничный уйти не готовы, и на прогулку с маленьким ребенком отправляются как на каторгу. Однако есть дяденьки в русских селеньях, которым нравится все вышеперечисленное. Специально для них в Госдуму внесли законопроект, который позволит отцам в декрете бесплатно получить профессиональную переподготовку.
На данный момент такими возможностями, согласно законодательству, обладают только мамы с маленькими детьми. Лично мне видится эта инициатива шагом к адекватному равенству возможностей полов, которое часто ругают в нашем патриархально-скрепном обществе, презрительно отсылая к безнравственной Европе с ее свободными нравами. Сомневаюсь, что в большей части ныне недружественных стран так уж свободно живется и мыслится, как рисует наше воображение, но да ладно. Новые перспективы проведения декрета для пап – это хорошо. Мужик не становится менее полноценным от того, что ему нравится готовить или заниматься с детьми. Женщина не является ущербной, если она не хочет сидеть три года с младенцем дома. Главным гендерным различием, закрепленным в быту, зафиксированным для всех и каждого могут быть только буквы «М» и «Ж» на кабинках туалетов. Все остальное разграничение прав и обязанностей по половой принадлежности, на мой взгляд, пещерные нравы. Любой человек вправе поступать так, как ему хочется, если при этом не совершается насилия или другого преступления. Наш хваленый кривой патриархат работает, как правило, только в одну сторону: женщина должна. Хорошо, если она сама свято в это верит и по-настоящему довольна тем, чем занимается. Но случаи бывают всякие.
Мне видится в новой инициативе законодателей и попытка мотивации для мужчин. Общественники, ратующие за создание Совета отцов, классные руководители, желающие увидеть активность пап из своего класса, думаю, согласятся со мной, что зачастую мужчина самоустраняется из воспитательного процесса или видит в свою роль в нем исключительно в качестве карающей руки. Есть в этом и вина женщин, которые считают, что отец для ребенка важен только своим присутствием на одной жилплощади и спонсорской помощью. Поднять кого-то на смех или научить жить – это важная скрепа современного общества, взращиваемая с младых ногтей. Перенимать опыт прошлых поколений хорошо, но только, если он актуален и полезен. Когда-нибудь в России вырастет-таки новое поколение бабок на лавочках у подъезда, которые не будут выносить суждения всем знакомым и незнакомым. Но не уверена, что даже зуммеры застанут это чудо.
Пока на некоторых территориях Туманного Альбиона запрещена для исполнения музыка Петра Ильича Чайковского, у псковского слушателя есть возможность насладиться ею в полной мере. 48 Фестиваль русской музыки имени М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова собрал в большом зале областной филармонии музыкальные жемчужины и подарил всем поклонникам классики настоящий праздник. Не знаю, отчего описания всех мероприятий любимого мною БКЗ начинаются именно так. Я хочу немного поспорить с региональными журналистскими клише и высказать свою точку зрения на звучащее в последнюю неделю музыкальное слово. Из всей программы Фестиваля русской музыки я попала на два мероприятия: детскую версию балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» и концерт-закрытие, где играл довольно объемную программу Академический симфонический оркестр Московской филармонии.
Балет мне решительно понравился. Это было красивее и талантливее, чем «Лебединое озеро». В зацензуренной для 0+ версии не было второй части сюжета Шекспировской трагедии. Такая усеченная история помогла мне посмотреть на избитый мировой литературный сюжет как на что-то новое и даже пофантазировать, что события в теории могли развиваться иначе. Но самое приятное было, конечно, не это, а возможность услышать уже в третий или четвертый раз за год «Танец рыцарей». Данное произведение одно из немногих в арсенале музыкантов псковской филармонии, которое звучит убедительно, эмоционально емко и, как мне слышится, безупречно.
В восхищении от него я проходила ровно до того момента, пока не встретилась со звучанием московского оркестра. В том вечере внимания заслуживало все: дирижер, Народный артист СССР Юрий Симонов, инструменты, исполнители, то, как они держались на сцене.
Публика, глядя на музыкантов, занимающих места, то и дело перешептывалась «какие молодые! вы посмотрите!». Как только вышел дирижер, стало ясно – он единственный хозяин этого мероприятия и управляет не только вверенным ему оркестром, но и всем зрительным залом. С первых нот первой композиции я поняла, что мои походы на концерты псковского оркестра никогда не станут прежними. Несмотря на то, что за вечер не звучало ни единого произведения, которое мне нравится, музыка была настолько прекрасной, что описывать эмоции от услышанного - только тратить впустую ваше и мое время. Звучание инструментов настолько хорошее, сыгранность коллектива такая, что настраиваться на восприятие прекрасного не нужно, оно и так полностью захватывает слушателя. Коллектив сидит по струнке, с ровными спинами, их синхронные движения такие точные, что кажутся чем-то нереальным.
Глядя на все это творческое великолепие, я испытывала не то чувство разочарования, не то недоумения. Неужели все талантливые творческие люди обречены на отъезд из Псковской области? Где наши народные артисты? Почему за хорошим звуком нужно ехать в столицу? И главный вопрос – зачем провинциальному городу симфонический оркестр, который играет «на дровах», где практически каждый музыкант вынужден работать на нескольких работах? В случае с трансляцией искусства не соглашусь, что доступность должна идти впереди качества. Но, с другой стороны, о чем бы мы писали, не будь у нас своего оркестра, куда б с легкостью пошел студент колледжа искусств слушать Чайковского, не будь у нас филармонии... Пока не знаю, как мне сформировать свое отношение к происходящему в псковских творческих кругах, но классических музыкантов из других городов пропускать никому не советую.
Таким получился мой обзор событий на сегодня. Что попадет под прицел в следующий раз? Узнаете в апреле.
Дина Дабришюте