8 июня был последний день работы Гельдтовой бани. К сожалению, попрощаться не получилось, но, со слов участников события, атмосфера этого вечера была печальной и траурной. Очень хочется использовать слово «крайний день», а не «последний». Но не получается. Слишком много неизвестных вокруг этого знакового и важного для города объекта.
Очень горько видеть благоустраиваемый берег реки Псковы от Троицкого моста (я знаю, что он Советский, но не люблю это название) до Финского парка. Сколько лет постоянные посетители «Гельтушки» ездили по разбитой в хлам дороге на улице Милицейской. Видели кучи мусора на высоком склоне реки. Удивлялись, почему пустует заброшенный, но уютный бережок Псковы. И вот теперь, когда наводится порядок и красота, все это будущее прибрежное великолепие превращается в бесполезную оправу, из которой убрали драгоценный бриллиант.
Дальнейшая судьба Гельдтовой бани остается под большим вопросом. Совершенно ясно одно: до конца года она будет закрыта. Пожарное предписание велело закрыть для эксплуатации здание с 1 июля, новый хозяин еще сам не придумал, что с ней делать.
Слабо верится в охранную силу обязательств по сохранению банного профиля.
Во-первых, всегда можно найти лазейку в любом законе или договоре. Что помешает покупателю перепродать объект вместе со всеми обязательствами? Хотел посмотреть текста договора о продаже в официальных документах на сайте города, но не нашел в открытом доступе.
Во-вторых, мифические 49 лет - слишком долгий и непредсказуемый срок, за который может много чего случиться.
В-третьих, мало кто может вложить большие средства в реставрацию здания - памятника архитектуры XIX столетия. Один проект реставрации оценивался в несколько миллионов рублей.
Прежде чем заказывать проект, собственник должен определиться: как перестроить работу Гельдтовой бани на новый лад в частных руках? Видится несколько вариантов:
«Старый». Мальчики - налево, девочки - направо. Баня работает не три дня в неделю, как раньше, а 7 дней в неделю. Можете себе представить, чтобы бассейн «Электрон» работал в пятницу, субботу и понедельник, а остальные дни закрывался под предлогом, что у людей есть своя баня или надувной бассейн на даче? Вот и я не могу. Цены на посещение поднимаются, чтобы оправдать затраты на ремонт, воду, подгорев, рекламу и оплату персонала.
«Нумера». Обычно в коммерческих баньках нет разделения на мужские и женские зоны. Отдельные комнаты в бывшем мужском отделении Гельтовой бани могут сдаваться компаниям людей. Женское отделение в этом случае преобразуется в большой общий зал. Требуется оснащение дверьми, столами, телевизорами. Расценки, естественно, поднимаются. Насколько это будет востребовано?
«Расширенный». Часть посадочных мест и свободных площадей используются под дополнительные сервисы и виды услуг: солярий, парикмахерская, маникюр-педикюр, ресторан, шашлыки.
Все это теория. Что помешает новому владельцу продать баню другому инвестору под предлогом бесперспективности вложений? Или опротествовать в суде 49-летнее ограничение и через 5 лет сделать новенький офисный центр.
Ответы на этот вопросы даст будущее. Пока ясно только одно: город обратно баню не купит и новой не построит. У нас умеют только продавать.
Мой прогноз такой: после долгих раздумий собственник найдет способ избавиться от здания, оно будет многократно переходить из рук в руки. Гельдтова баня будет ветшать и постепенно рушиться. Превратится в очередной разваливающийся, но любимый всеми псковичам памятник, наподобие Дома Батова. Всем будет очень жалко, но сделать ничего будет нельзя. Здание время от времени будет гореть. Подход к реке зарастет борщевиком. Гуляющие по набережной псковичи будут возмущаться развалинами бани и стыдливо ходить в туалет. Потом его снесут и построят офис крутого банка или резиденцию естественного монополиста.
Очень хочу убедиться, что я не прав.
Денис Бахтин