В минувшую пятницу Псков пережил настоящий снежный шок. Город был накрыт толстым слоем снега, снегопад не прекращался с вечера предыдущего дня. Автомобилисты с лопатами и скребками. Хочешь проехать – подтолкни другого. Мамочки с детишками по колено в снегу. Сильный порывистый ветер бросал колючий снег в лицо, забирался за воротник.
На городских улицах наступил транспортный коллапс. Кто смог выбраться, стоял в пробке. Кто не смог, сел на автобус. На автобусных остановках псковичи взбирались на снежный бруствер. Большинство узких улочек превратились в ловушки и западни. Кое-где не работали светофоры.
Многие в этот день собрались на работу на такси. А вот такси на работу явно не собиралось. Некоторые недобросовестные перевозчики даже ухитрились поднять минимальную плату за поездку до 200 рублей.
Сообщения на новостной ленте больше всего напоминали фронтовые сводки. Многочисленные дорожные аварии, пробки на узловых дорогах, перекрестках, пожар в одном из городских автобусов. Даже техника не выдерживала напряженной работы. Что уж говорить о людях?
Больше всего не повезло дворникам. Работы навалило по колено, а кое-где по пояс. Коммунальщики расчищали тропинки в снежной толще, выслушивали претензии словоохотливых прохожих.
Подобные дни в Пскове бывают практически каждую зиму, независимо от фамилии человека, который руководит администрацией города. Обильно-снежные дни выпадали на долю почти всех руководителей города – Михаила Хоронена, Яна Лузина, Игоря Чередниченко. Относительно повезло только Петру Слепченко. В его бытность главой администрации подобного разгула стихии, насколько помню, не было.
Казалось, из любого негативного урока можно извлечь правильные выводы. Должна быть проделана работа над ошибками, сделаны выводы и приняты организационные, методические, технические, кадровые решения. Почему-то псковские управленцы из года в год упорно продолжают вставать на снежные «грабли». Хочется задать им несколько вопросов.
Первое. Почему в городе каждый раз не хватает техники? Почему из года в год главная дорожная организация (ответственная за уборку от снега улиц с движением общественного транспорта) не может убрать все оперативно?
Даже трое суток спустя качество уборки неудовлетворительное. По состоянию на утро понедельника на Рижском проспекте, улицах Коммунальной, Рокоссовского, Крестовском шоссе сильно заужена проезжая часть. На широком участке Юбилейной из четырех полос осталось по две полноценных. Список не исчерпывающий, уверен, на форуме допишут еще. Автобусные остановки не вычищены.
Побороть первый большой снег очень важно. Потом ледяные торосы даже ломом не отковыряешь, придется ждать оттепели.
Конечно, немало людей готовы сами взяться за лопату и помочь. Но, как правило, помощь заканчивается за пределами парковочного места для собственного автомобиля.
Второе. Сколько заплатят (или уже заплатили) ОАО «ДЭУ-1» за такую уборку? Очень любопытно узнать, почем нынче снег и сколько на этом можно заработать.
Третье. Почему властям пришлось прибегать к помощи сторонних организаций? Если организация самостоятельно не справилась с последствиями разгулявшейся стихии, почему губернатор стягивает технику из районов области и привлекает сторонние организации? Мне казалось, эти функции должен брать на себя подрядчик (ДЭУ-1), или на крайний случай, городские главы.
Насколько я понимаю, теперь каждым серьезным ЧП в городском ЖКХ будет заниматься лично губернатор? А зачем нам тогда вообще местное самоуправление? Поздравительные открытки можно и по почте рассылать.
Четвертое. За последние годы мы слышали очень много утверждений на тему, как эффективно бизнес сможет выполнять государственные функции. Мол, незачем содержать кучу специалистов за счет бюджета, дешевле покупать услуги через систему госзакупок. Качество «купленных» услуг по вывозу снега псковичей не устраивают.
Частные организации не справляются. Где новая техника для муниципальной «ремонтно-аварийной службы»?
Изначально это городское учреждение создавалось как своеобразная экстренная служба. Главной задачей МБУ «Ремонтно-аварийная служба» была названа своевременная и качественная очистка от снега территорий социальных учреждений, 140 межквартальных проездов и частного сектора в городской черте.
Пятое. Не пора ли покупать технику для уборки дворовых проездов? Это просто удивительно. Америка готовится к полету на Марс, а мы продолжаем убирать снег вручную. Дворники, которыми работают, чаще всего, немолодые женщины, вынуждены упражняться в силовых упражнениях с тяжелыми снеговыми лопатами и ворочать килограммы снега.
Только три (!) псковские управляющие компании имеют технику для уборки дворов. Остальные не имеют и, похоже, покупать не собираются. До каких пор мы будем вручную бороться со стихией? Купите технику для механизированной уборки.
Рекомендую властям Пскова прокатиться, например, в поселок Чернево (Гдовский район) и посмотреть, как при помощи всего одного трактора можно навести элементарный порядок. Это нетрудно, надо только захотеть.
Хорошо бы еще обратиться в Псковское областное Собрание с идеей стимулировать УК на покупку уборочной техники. Купил трактор – получи налоговый вычет. Нет трактора – заплати повышенную ставку налога. Что это за управляющая компания, в которой только директор, стол и стул? «Рога и копыта» не должны управлять нашей сложной коммуналкой.
Шестое. Почему заброшена идея уборки по столичному образцу, с применением реагентов? Помнится, в начале 2012 года Петр Слепченко давал указание провести эксперимент в Комиссаровском переулке и посчитать затраты. Где все это? Почему не озвучены итоги эксперимента?
Седьмое. Почему руководители уговаривают псковичей проявить понимание и просят убрать припаркованные автомобили? Зачем показывать свою слабость? Никто просьбы слушать не будет. «Только массовые репрессии спасут страну». Всех, бросивших транспорт на проезжей части, нужно карать, не жалея сил.
Проявите инициативу, дополните областной закон об административных правонарушениях. Можно придумать штраф 10 000 рублей, например, за создание помех снегоуборочной технике. Повысьте плату за содержание на штрафстоянке во время снегоуборочной компании. Не 6 рублей в час, а 60. ИДПС и эвакуатор в помощь. Купите пару дополнительных эвакуаторов. Нет денег – возьмите в кредит, окупится быстро. Все в ваших руках, вы же ВЛА-СТИ! Вы все можете, надо только захотеть.
Наконец, восьмое и самое главное. Могут городские власти дать гарантию, что подобный снежный коллапс не повторится через месяц, через неделю или завтра? Пожалуй, это единственный вопрос, на который мы все знаем ответ.
Денис Бахтин