Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию радиопрограммы «В рубель», которая выходит на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM) каждую пятницу. Ведущий программы, экономический обозреватель Алексей Овчинников знакомит радиослушателей с важными экономическими и потребительскими событиями.
Сегодня мы обсудим, что вызвало панику на российском рынке, почему законодательные и регуляторные инициативы все чаще напоминают советские мультфильмы, с какой стати огурцы стали стоить дороже ананасов и благодаря чему Псковской области удалось оттолкнуться ото дна рейтингов долговой нагрузки.
Складывается четкое впечатление, что последние две недели нас к чему-то готовят. То инсинуациями на фоне грядущего выступления Путина закидают, то заседание Совета Федерации подвинут, то генсек НАТО Йенс Столтенберг жути нагонит, то Центробанк решил повысить размер как рублевых, так и валютных резервов для банков… Новости о новом пакете санкций со стороны Евросоюза лишь подливали масла в огонь.
Российский фондовый рынок по привычке отреагировал на все это довольно истерично. Началась паника и массовые распродажи отечественных ценных бумаг. 14 февраля вообще стало худшим днем для рынка за последние 2 месяца. Судите сами, из 10 отраслевых индексов Мосбиржи все 10 скатились вниз. На следующий день в составе главного индекса площадки вообще не было ни одной акции, которая бы завершила день в плюсе.
Да, инвесторы склонны нагнетать и устраивать панические распродажи на пустом месте, но порой бывает верна и поговорка «Нет дыма без огня». Иногда так называемые маркетмейкеры и прочие профессиональные участники рынка знают больше нас и что-то там, пока нам неведомое, отыгрывают на опережение.
На самом деле в условиях постоянного тремора неопределенности в экономике невольно начинаешь дуть на воду, обжегшись на молоке. Вот и в затее ЦБ заставить банки увеличить размеры резервов невольно видится что-то тревожное. Зачем понадобилось сокращать денежную массу в обращении? Разве это не жирный знак минус для экономики?
В ЦБ свое решение объяснили профицитом ликвидности и стремлением сохранить тенденцию к девалютизации балансов. Аналитики видят в этом посыле попытку снизить инфляционные риски. За слова об инфляции в 5% годовых во втором квартале ведь придется отвечать. Ну и, конечно, не стоит сбрасывать со счетов риски заморозки наших валютных активов. Можно сказать, тут Центробанк решил немного подстелить соломки.
Некоторые считают, что мера на самом деле еще и довольно мягкая. ЦБ ранее действовал и более жестко. Например, вводил отрицательные ставки по валютным депозитам. Они же полагают, что сейчас регулятор исключительно пытается повысить общую стабильность системы.
Но есть и те, кто припоминают ошибочные шаги Банка России, когда он для повышения стабильности экономики уменьшал в ней количество денег, потому что они уходили в резерв, но в результате обуздать инфляцию регулятору так и не удалось, а в экономике случился обратный эффект.
Но это еще не все загадочные инициативы этой недели. В России хотят усложнить процедуру денежных переводов. Соответствующий законопроект уже на пути в Госдуму. Он предусматривает, что как получателю, так и отправителю придется рассказать системе о себе немного больше. Ну как немного, паспортные данные и номер электронного средства платежа предлагается требовать.
Если вы были внимательны при банковских переводах, то вы наверняка заметили, что сейчас состав данных включает ФИО, номер счета, ИНН или адрес, а в отношении получателя сопровождающая информация вообще не регламентирована.
На поверхности новации – борьба с мошенниками, если копнуть чуть глубже – тоже есть о чем задуматься, что же все-таки пытается выяснить о тебе Большой Брат. Но как бы не вышла эта борьба боком. Вы когда-нибудь задумывались, как ваши телефоны и порой весьма чувствительная персональная информация попадает к телефонным мошенникам? Сливы и утечки, господа. Утечки и сливы. А теперь представьте, что сольют еще и ваши паспортные данные, и номер электронного средства платежа. Кто поручится за безупречную и нерушимую защиту этих данных? Я бы не рискнул.
«Коммерсантъ» обращает внимание, что новые требования увеличат и административную нагрузку на банки, и потребуют от них дополнительных расходов. Конечно, эти расходы будут переложены на нас, потребителей финансовых услуг.
Как минимум придется внести серьезные изменения в работу Системы быстрых платежей, где для идентификации получателя сейчас достаточно телефона. Вся ее легкость и удобство будут разрушены.
Мне в этом месте вспоминается мультфильм «Ну, погоди!», где волк в попытке поймать зайца зачастую устраивал разгром всего и вся. Зайца он, естественно, каждый раз поймать не мог, а убытку при этом было на два ведра и тазик.
К сожалению, этот образ возникает в последнее время все чаще, при ознакомлении с очередной законодательной или регуляторной инициативой. Кажется, уже даже ослик Иа, из другого не менее известного мультфильма, наглядевшись на все это, лишился бы дара невозмутимой флегматичности.
Это еще что! А вот огурцы дороже мяса – как вам? По данным Росстата, в России излюбленные овощи с начала года подорожали более чем в два раза - до 300 рублей за килограмм. Независимые от официальной статистики исследования показывают, что средняя стоимость огурцов по стране в два раза выше – далеко за 600 рублей/кило.
Псковичам еще повезло, у нас 600 рублей – это все-таки потолок, а не средняя цена. Другим регионам повезло меньше. В Ростове-на-Дону, не в субъекте с вечной мерзлотой, заметьте, и 800 рублей за кило огурцов просят и не морщатся. Причем по такой цене продаются нередко совершенно невкусные тепличные вырожденцы, перележавшие и перепревшие где-то на складах. В северных же регионах килограмм огурцов может и 1,5 тысячи рублей стоить. Легко.
С одной стороны, все понятно - сезонность никто не отменял. Картина с удорожанием огурцов наблюдается ежегодно. Сколько их не вырасти, никогда не хватает. Хранятся они плохо, поэтому впрок особо не запасешься. Скажу вам больше, чем сорт более лежкий, тем он будет безвкуснее и не ароматнее. И никакой холодильник тут не поможет. Огурцы и при низкой температуре портятся со свистом. Чай не морковка. Может слегка продлить жизнь родственнику тыквы и дыни вакуумная упаковка, но ключевое слово здесь – слегка.
Такие вводные понятны, но, с другой стороны, такого откровенно издевательского роста цен тоже давно не было. Да, производство овощей в теплицах зимой процесс дорогой и требует просто огромного количества электроэнергии – на освещение, обогрев и полив как минимум. Эксперты говорят, что тепличная продукция вообще нередко кейс убыточный: сил и денег тратится много, а на выходе такой себе по вкусу плод соития природы и прогресса. Но аховый ценник за него не выставишь, потому что покупатель предпочтет взять импорт из каких-нибудь теплых вечнозеленых краев – будет дешевле и вкуснее.
Уверен, вы уже догадались к чему я клоню. Что происходит с импортом с начала прошлого года, думаю, объяснять не нужно. И пусть в меньшей степени, чем микрочипы или автомобили, но это затронуло и то, что мы едим. Те же огурцы у нас массово ввозились из Болгарии, Сербии и особенно из Польши. Наш северо-западный регион точно был ими окучен. Поставки из Азербайджана, Турции и Ирана сохранились, но по логистике они заметно дороже, тем более, что эта логистика серьезно усложнилась после сами знаете чего.
Ну а наши тепличные хозяйства на фоне ограничения импортных поставок решились наконец не стесняться оправдывать себестоимость своей продукции. Тем более, что в эту зиму в плане себестоимости картина драматично ухудшилась. Помните, я вам говорил, что декабрьское повышение тарифов на ЖКХ нам еще аукнется? Вот, эхо бывает и таким, огуречным.
Тарифы на электроэнергию выросли, а теплицы, повторюсь, кушают электричество просто в неприличных объемах. А если учесть, что в модернизацию у нас вкладываются неохотно, потому что главный слоган «не до жиру быть бы живу», то о какой-то всеобщей энергоэффективности в секторе АПК говорить довольно смешно. Есть и те, кто свои теплицы вообще не топит и даже не освещает, потому что понимает, что растить гадость себе в убыток такое себе удовольствие. Но такие хозяйства начнут выращивать свои вкусные поделки гораздо позже, когда световой день станет длиннее, и первым урожаем поделятся, дай бог, ближе к апрелю. Тогда и ценник пойдет вниз, причем достаточно уверенно.
Но на особый ценовой рай я бы все же не рассчитывал, ибо подорожали не только тарифы ЖКХ, но и сельхозтехника, удобрения, средства защиты от разных вредителей и, собственно говоря, все остальное, что используется для взращивания овощей. Будь то в теплице или на открытом грунте.
Поэтому мы и видим то, что видим и еще увидим. Причем спрос на огурцы на фоне таких аховых ценников радикально упал. Торговые сети уже даже стараются не заказывать большие партии, ибо не берут, а огурцы, как мы с вами помним, хорошей лежкостью не отличаются. И незакупленные, нереализованные овощи просто пропадают. Так какого томата с баклажаном они не снизят цену, чтобы реализовать, что вырастили с таким трудом, вознегодуете вы. Гнев я ваш разделяю, но вынужден признать, что аграриям проще и дешевле списать в утиль свое зеленое пупырчатое золото, чем продать его себе в минус. Потому что эти огурцы надо в магазин доставить, мзду торговой сети заплатить, кучу документов заполнить и в уме еще судорожно держать, во что тебе обошлись эти овощи до всех этих перипетий.
И вот думаете я вам сейчас все самое тревожное и неприятное изложил? Отнюдь. Главная проблема огурцов на прилавках наших магазинов, как впрочем, и многих других овощей, кроется, к сожалению, не только в сезонных колебаниях цен. Не-е-е-т, я сейчас не про нитраты и прочую небытовую химию, которой нас потчуют за здорово живешь. Это история для отдельной печальной песни. Я про семена.
Как-то так получилось, как-то так произошло, что в России как было все плохо с семенным материалом, так и не сдвинулось дело с мертвой точки, хотя, казалось бы, 2014 год должен был многому нас научить. А зарубежные оригинаторы семян овощей перестали регистрировать свои продукты на территории России. Как пишет «Агроинвест», фактически отечественные теплицы потеряют права высаживать новые гибриды современной селекции. В этом году мы это уже вряд ли заметим, но если ситуация с регистрацией не изменится, то через пару лет отрасль, которой совершенно нельзя стоять на месте, откатится назад. В 90-е.
Помочь могло бы развитие собственной селекции, но для этого нужны долгие упорные годы работы, квалифицированные кадры, специализированные площадки. А у нас даже не запрягали. Причем если с семенами для цветов, зелени и овощей для выращивания на открытом грунте все как бы еще более-менее приемлемо, то с тепличными сортами прямо беда-беда огорчение. Такими темпами в следующем году нам предложат в феврале огурцы уже по 2 тысячи рублей. В среднем.
У нас в последнее время очень любят романтизировать Советский Союз. Так вот в те времена (я хорошо помню, по крайней мере, 80-е) огурцы зимой были той еще диковиной. Кажется, у ностальгирующих есть шанс окунуться в былое.
Чего уж тут говорить, если в нашей стране образовался дефицит оболочки для выпуска колбас и сосисок. Мы даже пленку для мясной продукции из Европы заказывали, оказывается, все время. Сейчас ее заказывают в Китае или хваленым параллельным импортом завозят. Вот только «Известия» пишут, что затраты производителей на этом фоне вырастут вплоть до 70%. До 70%, Карл. Понимаете, на что я намекаю? Явно не на целевые 4% инфляции, о которых мечтают ЦБ и Минфин, дай бог им здоровья.
Ну, и напоследок коротко все-таки поделюсь новостью позитивной. Хотя и относительно позитивной, уж извините.
Согласно последнему исследованию «РИА Рейтинг», в прошлом году в России снизилась долговая нагрузка на региональные бюджеты. Снизилась, правда, на смешную одну десятую процентного пункта, но тем не менее. При этом лишь в 10 регионах объем госдолга снизился, а в остальных – вырос. Но это не парадокс. Просто наращивание государственного долга проходило на фоне роста налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ, которые по итогам 2022 года выросли на 13%.
И тут надо отдельно отметить заслуги Псковской области. Мы, конечно, не смогли повторить рекорд Мордовии, которая сократила свой госдолг почти на 60 п.п. и наконец-то выбралась со дна антилидеров. Возможно, у нас еще все впереди. Но определенное и важное достижение есть и у нас. Долговая нагрузка нашего региона снизилась почти на 22 п.п., что стало возможным благодаря росту налоговых и неналоговых доходов бюджета на 20,7% и сокращению госдолга на 10,2%. Он сейчас составляет, к слову, не многим меньше 19 млрд рублей.
Мы все еще довольно низко стоим в общей рейтинговой таблице, на 75-й строчке по итогам 2022 года. Но еще в первом полугодии прошлого года мы были на 78-й позиции, а в 2021 году вообще топтались на 80-й. Прогресс налицо. Важно теперь сохранить этот поступательный тренд.
Ну и напомню, что доля бюджетных кредитов в госдолге нашей области на 1 января 2023 года - 100%, а доля банковских кредитов - 0%. Это важная победа, давшаяся потом и кровью многих чиновников. Но жалеть мы их не будем, они зарплату за это получают, а пожелаем не влезать больше в коммерческие кредиты впредь. По крайней мере до лучших времен.
Я верю, что они все-таки нас ждут.
На этом все. Будьте в курсе событий, несмотря ни на что не теряйте оптимизма и своих сбережений. До встречи в эфире ПЛН FM.
Алексей Овчинников