Несмотря на то, что рублю сегодня удалось немного отыграть обвально утраченные в начале недели позиции, многие тревожно замерли в ожидании неприятностей: скачка инфляции, роста цен, ухудшения качества жизни. «То ли еще будет, ой-ей-ей».
Ой-ей-ей, конечно будет, в этом можно не сомневаться. Куда ж без него? На российскую валюту любой чих на международном финансовом рынке оказывает влияние, а тут очередная порция санкций от недружественных нам соседей по планете. Но хочу напомнить, что в подобной ситуации мы оказываемся не в первый и явно не в последний раз.
Тем не менее, как только началось, «народ засуетился» и ринулся скупать доллары и евро, в псковские магазины посыпались уведомления от поставщиков с предупреждением о грядущем повышении отпускных цен, а в магазинах бытовой техники заявили, что готовятся переписать ценники - разумеется в сторону увеличения. В общем, паника.
Я предлагаю выдохнуть. Нет, не потому что все хорошо, прекрасная маркиза, а потому что это рублевый фатум, если хотите. Конечно, санкции стали катализатором обвала национальной валюты, но многие эксперты намекают, что и без них рубль уже с трудом сдерживал свои неуверенные позиции. Сказалось все то, что умные люди называют «фундаментальными факторами»: это и увеличение валютных интервенций Минфином, и снижение ключевой ставки в России на фоне роста ключевых ставок ФРС, и ослабление интереса со стороны инвесторов и прочие малопонятные для большинства жителей нашей страны моменты. Понятные они или не очень, но аналитики уверены, что рубль был обречен на очередной «черный понедельник» если не в апреле, так в мае точно.
И все это мы уже проходили. Например, в конце 2014 или в начале 2016-го. И, кстати, тогда валютные «поскакушки» были еще более эффектными. Любопытно, что это дежа вю имеет не только отрицательную коннотацию. Именно ощущение «Ну, да не впервой» помогает российскому рынку в глобальном понимании реагировать довольно спокойно, без истерик и криков «Мы все умрем». Отдельные исключения спишем на статистическую погрешность.
«Дальнейшее нарастание панических настроений на розничном рынке окажется чревато его дестабилизацией и еще большим ослаблением национальной валюты. Успокоить сограждан накануне постарался глава Сбербанка Герман Греф. «У меня нет ощущения, что курс рубля будет резко двигаться вниз. Я спокойно сижу в рубле, и не вздрагиваю, и не бегу ничего менять, очень толерантно отношусь к движению курса рубля», - заверил он».
Угадайте из какого года я выудил эту новость? Из 2011-го!
Теперь о печальном. Последствия разумеется будут. И, спешу расстроить, не только у тех, кто предпочитает отдыхать от соотечественников за границей. Заграничный туризм - штука в принципе в последнее время довольно рискованная - никогда не угадаешь, по какому курсу на забугорных пляжах придется текилу покупать. Но тут проблема лежит несколько шире. Потому что дорожать начнет все. Даже если товар произведен в России, из российского сырья и на российском оборудовании, цена на него с высокой долей вероятности на фоне роста курсов инвалют все равно может вырасти. Потому что в производственной цепочке всегда найдется место для импорта. Где-нибудь да выстрелит: ни в упаковке, так в логистике.
Какие-то рынки отреагируют на очередной обвал рубля очень оперативно. Например, рынок бытовой техники или сантехники. Какие-то - с заметным временным лагом, например, продукты и общественный транспорт. А пока к нам снова ломанутся прибалтийские соседи в наши «Ленты» и «Магниты» за доступными колбасами и выпивкой. Уверен, торговые сети уж точно в накладе не останутся.
Вспомним, например, 2014 год. Тогда те, кто купил доллар за 65 рублей, оказались в итоге в минусе. Цена валюты на неделю подскочила, а потом рухнула, и люди три года ждали, чтобы цена дошла до прежнего уровня. Вот и один из трейдеров ММВБ рассказал Центру Деловой Информации, что псковичам стоит подождать хотя бы неделю - чтобы цена закрепилась в диапазоне 65-70 рублей, застопорилась, так сказать, хотя бы на какой-то срок. «Вся ситуация в настоящий момент выгодна исключительно банкам, которые делают деньги на спрете - разнице с покупки-продажи валюты», - уверен он. И с этим сложно не согласиться.
Кроме того, ряд аналитиков обращает внимание, что в последние дни рубль падал, даже несмотря на рост нефтяных цен. Что это значит? По их мнению, это значит, что паническое снижение курса может привести к его недооценке и последующему обратному росту. Или не привести. С таким же успехом судьбой отечественной валюты можно поинтересоваться у цыганки на вокзале.
Не поленюсь повторить, что и без всяких санкций есть масса предпосылок для ослабления рубля. Оно было неизбежно. Остается надеяться, что панические скачки сгладятся, и мы будем наблюдать за раскачиванием валютных качелей с меньшей амплитудой. Если, конечно, наши государственные деятели не «порадуют» нас очередным поводом для панических атак на валютный рынок.
Алексей Овчинников