Псковская область с 2016 года хвастается лидерством в производстве свинины в России. Дефицита птицы и рыбы у нас, к счастью, тоже не наблюдается. Однако по молочной отрасли такая оптимистичная картина никак не вырисовывается. Магазины завалены псевдомолочкой и откровенным фальсификатом, а животноводческие фермы на этом фоне готовятся уйти в финансовый штопор. Почему? Потому что натуральное молочное сырье оказалось на рынке… невостребованным!
Недавно спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов сделал шокирующее заявление: «Настоящего молока не найти на полках российских супермаркетов, там продается только молочный напиток».
Возмущенный покупатель, конечно, воскликнет: «Куда смотрит государство? Ведь есть же административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции. Почему никого не наказывают?!»
Начнем с того, что «куда смотрят контролирующие органы» - вопрос философский. В этом году нас, к примеру, развлекали такими новостями от Россельхознадзора: «Поддельный сыр ввозят в Россию украинские предприятия через Белоруссию под видом иранской или македонской продукции». В ведомстве пояснили, что для ввоза контрафакта выбрали именно эти страны, потому что только в Иране производят около миллиона тонн молочки в год. Под такими объемами якобы удобно прикрыть ввозимый в РФ украинский псевдосыр.
Красивая история, бесспорно. Вот только на поверку выяснилось, что и российские переработчики не гнушаются заваливать прилавки магазинов сыроподобным и молокообразным. Разумеется, под видом настоящих сыра и молока.
Свежие результаты масштабной кампании по выявлению фальсификата Союза потребителей «Росконтроль» показали, что 60% проверенных, в том числе и российских, сыров - фальсификат. Более того, эксперты отметили, что, если раньше, исследуя сыр и другие молочные продукты, они в основном выявляли частичную замену молочного жира, то сейчас ни в одном из фальсифицированных образцов молочного жира не обнаружено вообще. То есть они полностью, на 100%, состоят из растительного жира!
И это еще не все. Более половины фальсифицированных образцов изготовлены не просто с использованием растительных жиров, а модифицированных. При этом все производители поддельных сыров указали на маркировке, что их продукция сделана исключительно по ГОСТу.
Паноптикум.
Что касается ответственности за такие экзерсисы, то наказания за продуктовые фальшивки не такие уж суровые. Так, за однократное нарушение требований технического регламента юридическое лицо карается наложением штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей. За повторное нарушение регламента в течение одного года юрлицо могут оштрафовать на более внушительную сумму. Однако на псевдомолочке можно легко «отбить» даже такое финансовое возмездие.
А ведь речь идет не просто о подделках, а о продуктовой безопасности страны, здоровье населения. Почему за такие преступления, давайте называть вещи своими именами, не заводятся уголовные дела с последующими образцово-показательными посадками?
Проблема еще и в том, что покупатели зачастую чуть ли не с удовольствием покупают псевдомолочное нечто, даже если отдают себе отчет в том, что надпись «Натуральный продукт» на упаковке едва ли соответствует действительности. Потому что дешево. Между тем производители открытым текстом говорят, что настоящий сыр или натуральное молоко не может продаваться по бросовым ценам. Никто не будет работать себе в убыток.
Об этом, к примеру, неоднократно говорил генеральный директор группы компаний «Кабош» Дмитрий Матвеев. В эфире радио «Эхо Москвы в Пскове» он заявил, что на производство 1 кг сыра необходимо 10,5-12 литров молока. Получается, что только на молоко уйдет 300 рублей. Кроме того, 70-80 рублей составят затраты на переработку. Еще 22% - «бонус» для торговых сетей. В итоге натуральный сыр из качественного молока будет стоить не менее 600 рублей за килограмм.
Несколько иные цифры озвучили «Росконтролю» в компании FreshFoods. По их мнению, качественный сыр в магазине может стоить и около 300 рублей. И вот она, злая ирония, вся проверенная продукция данного бренда оказалась фальсификатом.
Тем временем молочные животноводы бьют тревогу по всей стране, ведь эти самые аналоги, будь то пальмовое масло или суррогаты, вытесняют с полок натуральные продукты, что привело в свою очередь к снижению закупочных цен на молочное сырье, отправив их за грань себестоимости. В результате многие хозяйства стали работать в убыток. В том числе и в нашем регионе. С начала года падение стоимости молока в Псковской области составило от трех до пяти рублей за литр, в зависимости от жирности.
Любопытно, что первыми тревогу забили депутаты из Татарстана, республики, в которой молочную отрасль поддерживают куда весомее, чем в нашем регионе. Там парламентарии составили обращение к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой принять комплекс мер: в частности, рассмотреть возможность проведения государственных закупочных интервенций в отношении молочной продукции, а также дать поручение соответствующим структурам по повышению эффективности работы по выявлению фальсифицированной, некачественной молочной продукции на потребительском рынке.
Псковские парламентарии на мартовской сессии областного Собрания татарских коллег поддержали, хотя и возникали скептические замечания, вроде «Что ж мы теперь в каждую дотационную отрасль будем деньги вливать, пусть рынок все рассудит». С другой стороны, речь ведь идет не о бытовой технике или парфюмерии, а о ключевом сырье продуктового рынка и, повторюсь, продуктовой безопасности страны.
Вот и депутат регионального парламента, председатель комитета по экономической политике, АПК, экологии и природопользованию Андрей Козлов уверен, что, если государство не вмешается в ситуацию, сложившуюся сегодня в молочной отрасли, последствия могут быть очень печальными. По его словам, Псковская область может потерять около 100 предприятий, которые занимаются молочным животноводством. Оцените масштаб.
Конечно, со стороны это выглядит как откровенное лоббирование интересов молочных хозяйств. Однако животноводы в свою очередь возмущены тем, что в стране сложилось негласное «пальмовое» лобби переработчиков. И если, хоть и с натяжкой, имеет право на жизнь точка зрения, что поддерживать за счет федерального бюджета убыточные отрасли в современных экономических реалиях – немыслимая роскошь, то вакханалия с нарушениями техрегламента уж точно не предмет для дискуссий и давно требует вмешательства на самом высоком уровне.
Кстати, Владимир Путин уже среагировал на ситуацию. Он поручил правительству принять меры по контролю за оборотом на территории страны продукции «сыроподобного типа». Доклад о принятых мерах президент ожидает к 15 июня.
Помимо этого, глава государства потребовал усилить административную ответственность за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции. Внести необходимые изменения в законы чиновники должны до 30 июня 2018 года.
С нетерпением ждем. Особенно если учесть, что с подобными поручениями президент почему-то не сильно торопился, а проблеме, напомню, уже лет шесть. А ведь ложка, как говорится, дорога к обеду. Впрочем, существует поговорка и о том, что лучше поздно, чем никогда.
Остается надеяться, что строгие распоряжения будут исполнены и не утонут в зыбучих песках бюрократической волокиты. Иначе придется переписывать энциклопедии, где под словом «Молоко» будет написано, что это напиток из растительных жиров, и лишь под ремаркой «устар.» указано, что его когда-то получали от коров.
Алексей Овчинников