Сегодня, 12 июля 2010-го года, в Таганском суде столицы произойдет знаковое событие в истории отечественной культуры. И чем бы не закончилось судилище над кураторами «Запретного искусства-2006», оно наверняка войдет в анналы общественной жизни России наряду с такими событиями как первая демонстрация картины Казимира Малевича «Черный квадрат» 19 декабря 1915-года на последней выставке футуристов «0.10» в Петербурге. Или знаменитым посещением Никитой Хрущевым 1 декабря 1962-го года юбилейной выставки МОСХа в Манеже, когда лидер советского государства обозвал художников «пидарасами».
Арт-группа «Война» уже придала событию актуальное эстетическое измерение, запустив в здание Таганского суда 3,5 тысячи тараканов в знак протеста против «тараканьего суда» по делу «Запретного искусства». В процессе судилища бывший директор музея имени Сахарова Юрий Самодуров и экс-заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев (брат известного писателя и телеведущего Виктора Ерофеева) обвиняются в разжигании национальной и религиозной розни. Обоим искусствоведам грозит до трех лет колонии-поселения.
Как сообщают информ-агентства, один из участников арт-группы «Война» Петр Верзилов арестован.
Что инкриминируют организаторам «Запретного искусства-2006»?
Судья, касаясь одной из картин экспозиции, отметила, что «совмещение образов Христа и Мики-Мауса представляет собой циничное издевательство и оскорбление православных верующих».
Собственно, именно РПЦ, в том числе и в лице известного популяризатора православия диакона Андрея Кураева, давно вынесла «Запретному искусству» свой моральный вердикт: «Запретное искусство» необходимо запретить навсегда, а организаторов примерно наказать, чтобы другим нонконформистам неповадно было.
Здесь напомним, сославшись на Интернет, что выставка «Запретное искусство - 2006» проходила с 7 по 31 марта 2007 года в Сахаровском центре на Земляном валу, где и были представлены произведения, по тем или иным причинам не разрешенные к показу в других московских музеях и галереях.
Часть арт-объектов касалась темы религии. Авторы совмещали христианскую символику и предметы культа с объектами повседневности и массовой культуры - Микки-Маусом, черной икрой, нецензурными надписями и т.д. При этом все экспонаты были скрыты от зрителей фальшстеной, и рассмотреть произведения искусства можно было только через специальные маленькие отверстия в ней.
Теперь от фактической стороны дела перейдем к этической.
Что именно означает суд над кураторами «Запретного искусства»?
Ответ однозначен: в России продолжается бешеное завинчиванье гаек, только теперь со все более активным участием людей в рясах.
Если прежде обзывать прилюдно художников «пидарасами» позволялось исключительно партийным первым лицам государства вроде Хрущева, да партийным бонзам помельче, то отныне этим занимается преимущественно РПЦ как прямой преемник идеологического отдела в ЦК КПСС.
Дело не только в том, что многие бывшие секретари партийных ячеек, в советские годы бессовестно гнобившие церковь и религиозно настроенных граждан СССР, в 90-ые вдруг неожиданно узрели Свет Христов и подались в священники и монастырские пресс-секретари.
Суть в том, что за неимением внятной идеологии (не объявишь же идеологией страны лозунг: «Обогащайтесь. Кто не успел, тот опоздал»?), власть нашла замену Кодексу строителя коммуниста. Этой заменой стало официальное православие, разместившееся в общественной иерархии на правах чуть ли не государственной церкви.
Понятно, что истинному христианину никакого дела нет до каких-то там нонконформистских выставок. Запретами и судилищами увлекаются люди, для которых любой плюрализм невыносим. И не важно, что на этих людях надето: чиновничьи костюмы или стихари с клобуками.
РПЦ вот уже как минимум лет 15 духовно обслуживает высшую власть в государстве, и по большому счету, эту ситуацию можно расценивать как возвращение на «круги своя», то есть положение нынешних церковников идентично положению церковников до 1917-го года.
В году этак 1970-м работы обвиняемых нынче антицерковных художников (пусть сроки мотать будут не они, а кураторы) вызвали бы восторженную реакцию идеологов. Художников наградили бы престижными премиями и званиями, продвинули бы по служебной лестнице. Сорок лет спустя ситуация изменилась с плюса на минус. Художников, имеющих четкую гражданскую позицию, снова чуть ли не обзывают «пидарасами», а если и не обзывают в полный голос, то имеют этих самых «пидарасов» в виду.
Запреты на профессию (к этому и призвал диакон Кураев) и шельмование художников всегда были главным признаком тоталитаризма. В СССР был свернут любой творческий проект, от Малевича до Филонова, если он не вписывался в жесткую схему так называемого соцреализма. Нечто подобное происходило и в нацистской Германии, где все авангардные и нонконформистские течения, от экспрессионизма до дадаизма, были объявлены «дегенеративным искусством» и запрещены. Пропагандировался только вождь Третьего Рейха в разных позах и классические формы, ориентированные на Античность и Возрождение.
В нынешней России до подобного «экстрима», слава Богу, пока не дошло, хотя судилище над Ерофеевым и Самодуровым свидетельствует, что мы сейчас находимся недалеко от Гитлера со Сталиным.
Тараканы, разбежавшиеся по помещениям Таганского суда, символизируют, надо полагать, что дело здесь нечисто. Там, где обитают тараканы, там грязь и нечистоты, в первую очередь, - морального свойства. И никакие молитвенные удары лбом об пол не избавят от скверны.
Еще натуральные тараканы напоминают о популярной метафоре – тараканах в головах, мыслительных тараканах, которыми явно кишмя кишат пустые черепушки современных охранителей неправедной власти в России.
Ну, а художники что? Правильно, - они «пидарасы», то есть, переводя с языка Хрущева на привычное наречие, извращенцы, перверты. Кто-то из них по привычке коньюнктурит, надеясь отмазаться от обидных оценок власти, другие, наоборот, нонконьюнктурят, нарываясь на запреты и уголовщину.
Но в главном они, художники, остаются верны себе – служат точным индикатором свободы/несвободы общества.
Саша Донецкий