На дворе - февраль, и самое время достать чернил и плакать, писать о феврале навзрыд. Поскольку для всех псковских театралов - нынешний февраль не такой, как последние 26 лет. Нынешний - пустой и осиротевший. Как раз в этих числах должен был начаться очередной XXVII Пушкинский театральный фестиваль. Но - не начнется. Фестиваль перенесен. Предположительно – на июнь. Как объясняют гипотетические организаторы - из-за финансовых проблем. Дескать, к лету легче получить финансирование от Минкульта, а в феврале его получить затруднительно. В любом случае привычный всем Пушкинский фестиваль в феврале, которого все ждали как главного культурного события зимы, - ек!
«Февраль. Достать чернил и плакать»
Почему организаторы - «гипотетические»? Потому что все в нашей региональной культуре в последние годы - одни гипотезы, слухи и предположения. Никто ничего точно не знает. Никто ни за что не отвечает. Ни за слова, ни, тем более, за дела. И прежде всего не отвечает региональный комитет по культуре под руководством Жанны Малышевой. Жанна Николаевна, дайте ответ: что происходит? Нет ответа. Тишина. А если говорить всерьез - фестивальная жизнь в Пскове и окрестностях практически, извиняюсь за каламбур, похерена и похоронена. Симпатичный фестиваль искусств Сергея Довлатова «Заповедник» умер на взлете. О славном «Крещендо» уже и не вспоминаем. Сольют Пушкинский театральный - нисколько не удивимся. Очень жаль.
Как все ждали открытия отреставрированных на федеральные деньги объектов культурного наследия - Покровской и Варлаамовской башен. Но ничего у работников музея не выходит, хоть плачь. Музеефикации Покровской башни ждем-с вот уже десять лет. Варлаамовской - полгода. Я уже запамятовал, сколько раз нам уже торжественно анонсировали ее открытие - два, три? Ничего. Видимо, способностей и творческих идей не хватает.
Креатива хватило на то, чтобы сделать платный вход для экскурсионных групп в Кремль. А что? Бери мзду да открывай шлагбаум для посетителей. При этом, опять же, обещанной лет пятнадцать назад музеефикацией в Кремле и не пахнет. За что деньги-то берут? За какую услугу? Неслучайно месяц назад Управление федеральной антимонопольной службы по региону подтвердило в действиях Псково-Изборского объединенного музея нарушения законодательства о конкуренции, то есть борьба за свободное оказание экскурсионных услуг на территории Кремля продолжается.
А что сам музей-монополист? Вроде осенью он должен был получить статус федерального музея. Однако и тут все, похоже, утонуло в бумажной волоките. Уже и министр культуры Мединский, при котором был запущен этот долгожданный процесс, перешел на другую работу, а воз, - вернее, музей - и ныне ни там, ни тут, крупнейшее учреждение культуры пребывает в состоянии перманентного ахтунга. Февраль, март, апрель, сколько еще потребуется месяцев? Сейчас наверняка, увы, не скажет никто. Один сплошной туман из слухов и предположений. И я, будто ежик в этом самом тумане, пою старую песню группы «Ария»: «Пусть растает, словно дым, облик Жанны, Жанны. Сводит с ума улица роз». Конец цитаты и так далее.
Александр Донецкий