«Я поведу тебя в музей, сказала мне сестра», - гласил известный детский стишок. Не-а, теперь не поведет. Увы, псковские сестры, а равно папы, мамы, бабушки и дедушки вскоре не поведут своих младших братьев, детей и внуков приобщаться к прошлому. Пафосно выражаясь, к культурному наследию предков. Поскольку Псковский музей-заповедник, вековые Поганкины палаты и галерея Фан-дер-Флита закрываются. На ремонт.
Казалось бы, радоваться надо. Наконец-то исторические здания качественно реконструируют и отреставрируют, наведут порядок внутри и вокруг. Но радости от этого факта почему-то нет. И не только оттого, что традиционно в России любой ремонт сродни стихийному бедствию, не имеющему срока. Но и потому, что вообще мало доверия к нашим чиновникам от культуры. Провалили они работу с музеем-заповедником от слов «с треском» и «совсем».
Первый и актуальный вопрос: как так вышло, что ремонт начинается аккурат накануне долгожданного Ганзейского фестиваля? Что за диверсия? Или это называется «неудачно впакать»? Те, кто планировал ремонт, не знали, что у нас в 2019-м году вожделенная Ганза? Приедут тысячи туристов из городов культурной Европы и понюхают замок на дверях главного музея области? Легендарные коллекции древних артефактов и икон, где они в это время будут прозябать? В запасниках, как и 97% экспонатов в обычные дни?
Ответ тут напрашивается один: на Ганзу, судя по всему, чиновники все-таки положили огромный государственный болт! Сейчас, за год до фестиваля, это более или менее понятно уже всем. «Мини-олимпийских игр», как обещали, в Пскове летом 2019-го не случится. Обещанного «города-конфетки» мы точно не увидим. Не напортачили хотя бы с организацией массовых мероприятий. Поэтому будем считать, что ремонт музей под Ганзу - это просто досадное совпадение.
Вопрос второй: а после ремонта что-нибудь в организации работы изменится? Или мы так и будем лицезреть уровень экспозиций примерно середины 70-х годов прошлого века? Хороший краеведческий музей среднего российского города, и не более. Все-таки в XXI веке пора отделять музей как научное учреждение от музея как туристического интертейнмента, сочетающего услуги гостеприимства и шоу. Разнообразные эвенты, мульти-медиа, квесты? Нет, не слышали. Если и был чем музей знаменит в последние годы, так это многочисленными скандалами, кульминацией которых стало показательное исключение Псковского музея-заповедника из Союза музеев России. После чего по совокупности «заслуг» ушел в отставку якобы «по собственному желанию» многолетний директор музея-заповедника Юрий Киселев.
Что теперь? Ждем-с. В ближайшие дни должны назвать фамилию победителя конкурса на вакансию директора, но кто бы ни занял пост руководителя, Псковский музей-заповедник обречен на прозябание до тех самых пор, пока не изменится сама концепция культуры региона. Пока музей-заповедник не станет локомотивом развития, «драйвером» роста туристической инфраструктуры, от незавидной участи своего рода «отстойника», в котором влачит жалкое существование местная интеллигенция, никуда не деться.
Четверть века все подряд губернаторы, начиная с Владислава Туманова, трендели о развитии туризма, и дальше, чем бла-бла-бла, это прожектерство по большому счету не ушло. В структуре доходов Псковской области туризм занимает менее 1%. А почему? Да потому, что турист в Пскове не задерживается. Ему в Пскове попросту делать нечего. Нескольких часов достаточно, чтобы увидеть все, что можно показать, не стыдясь за уровень услуги. Турист заезжает на несколько часов и отправляется дальше - оставлять свои денежки в других, более продвинутых городах. О чем можно говорить, если в центре города нет приличного общественного туалета?
Да, на нашей бедной земле нет ни алмазов, ни газа, ни нефти, ни теплого моря и жаркого солнца, но есть святыни, которые ждут, чтобы к ним приложили ум, фантазию и сердце. Вот уже четверть века мы слышим либо нытье по поводу того, почему наш музей не имеет статус федерального (откуда, мол, и все проблемы), либо какие-то безумные проекты по его музеефикации. Четверть века! Кто в течение этого времени мешал сделать музей федеральным? Оккупанты-захватчики, инопланетяне, вредители-враги народа?
Давайте уж назовем вещи своими именами. Псковские чиновники от культуры - это бездари, тунеядцы и прожектеры. Двадцать два года назад я пришел в журналистику и впервые услышал о необходимости поменять статус музея с регионального на федеральный. С разными вариациями слышу до сих пор. О музеефикации Псковского Кремля с восстановлением нижних решеток в устье Псковы и открытии нового туристического маршрута слышу лет восемнадцать. С тем же нулевым результатом. Даже сравнительно недавно отреставрированный объект - Покровскую башню, так и не удосужились музеефицировать. Так и стоит пустая и бесхозная, как живой памятник саботажа и бездарности. Нам обещали там то крутой музей оборонного зодчества, то модную картинную галерею. Дальше картонных макет-проектов дело не пошло. В последний раз, помнится, громогласно презентовали выставочный зал во время Довлатовского фестиваля «Заповедник» 2016 года. Я даже сдуру поверил. Ну, и где обещанное? Ни музея, ни галереи.
И так, увы, почти по всем направлениям. Сколько лет будем дожидаться включения достопримечательностей Пскова в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО? Тридцать? Сорок? Сто? Годами культур-мультурщики элементарно не могут как следует подготовить документацию. И ведь нельзя сказать, что нет денег, как в начале нулевых, когда на один гараж областной администрации тратилось больше, чем на весь Псковский музей-заповедник.
Сегодня на высоких собраниях звучат какие-то баснословные цифры миллиардных инвестиций в Псковский музей-заповедник. По факту же мы наблюдаем унылую территорию Кремля с годами забитым входом на разрушенную смотровую площадку. А еще: имеем нужду иногда заглянуть в «достопримечательность» рядом с Троицким собором - вонючий общественный нужник с дыркой в загаженном полу. Надо же с чего-то начинать? Может, начнем с музеефикации нужника?
Александр Донецкий