Сцена / Спектакли

Подонки в лакшери

29.09.2018 19:04|ПсковКомментариев: 25
На псковской сцене показали «На дне» Максима Горького в интерпретации Юрия Грымова

В фойе, после занавеса и бурных, как принято в Пскове, аплодисментов, я столкнулся с двумя противоположными реакциями на увиденное: недоумением одних зрителей и крайним восторгом других, что, в принципе, логично (вкусы у людей разные), однако в спектакле Юрия Грымова «разрыв шаблона» заложен в виде концепции, своего рода «опции» двойной экспозиции: режиссер перенес социальное дно из пьесы Горького в декорации лакшери, отчего знакомый текст и коллизии неизбежно вступили в конфликт с возникающей перед публикой картинкой.

Перед нами - не убогая ночлежка, а некий загородный элитный клуб с роскошными интерьерами, где, будто в «Доме-2» «вступают в отношения» и «строят любовь» вовсе не отбросы общества, не маргиналы, а вроде как его «сливки», нувориши, о жизни которых мы читаем в глянцевой светской хронике.

Юрий Грымов перевернул, опрокинул ситуацию: его Сатин, Лука, Барон, Актер, Клещ, Васька Пепел, Василиса, Наташа, Настя и другие персонажи «На дне» катапультировались не только из начала прошлого века в век нынешний, но из грязной дыры — куда-то на условную Рублевку.

Если это «наложение» и новые мотивировки принимаются зрителем, то диалоги персонажей, одетых в одежду от «Kenzo» и «Brioni», воспринимается естественно: как очередная скандальная история из жизни «гламурных подонков» с адюльтером и бытовым убийством (здесь напомню, что слово «подонок» однокоренное со словом «дно»); если же искомого слияния не случилось, то текст звучит, как посторонняя, чуждая фонограмма, и не совсем понятно, чем, собственно, персонажи занимаются на сцене.

Перенос действия в иные обстоятельства и времена - всегда риск и серьезный вызов для постановщика и актеров: как сделать поведение и поступки героев на сцене художественно убедительными? Опять же, если трюк удается, то классическая пьеса звучит актуально, по-новому; если нет, то действие неминуемо повисает в пустоте, вызывая скуку и навязчивый вопрос: «Зачем?».

По моим ощущениям, зал Пушкинского театра разделился: одни напряженно пытались вникнуть в замысел режиссера, понять, что происходит, другие — сразу приняли предложенные «правила игры», и им оставалось лишь довериться создателям спектакля. В любой сценической версии «На дне» - вещь трудная, идеологическая, философская; это отнюдь не бытописание, не изображение нравов бедных или богатых, будь то горьковские трущобы, или грымовский «бомонд».

Спектакль театра «Модерн» - это драма идей, манифест, столкновение концепций понимания Человека. Босяки перед нами, или шулеры с миллиардными состояниями, не важно; в этом смысле интерпретация Грымова — вполне себе канонический, концентрированный Горький.

Вот, обитатели ночлежки начала прошлого века превратились в расфуфыренных богатеев века нового со своими модными гаджетами и коксом, но гложут их те же страсти и те же неразрешимые вопросы, что и столетие назад: ревность, зависть, скука, злоба на окружающих, ощущение бессмысленности жизни; они так же равнодушны, грубы, нетерпимы и склонны решать проблемы насилием, как и их предшественники из пьесы Горького, которая, хотя и вошла в школьную хрестоматию, но так и не сделалась хрестоматийной.

Легко вообразить, что произошло «переселение душ», и вот уже все горьковские коллизии развертываются по-новой, в причудливом антураже огромной шкатулки а-ля «Louis Vuitton» с ручкой вентиля нефтегазовой трубы. Лукавый старичок-утешитель Лука комфортно «обживается» в мускулистом теле услужливого и смазливого «педераста», как будто только что вышедшего из эфира телепередачи «Пусть говорят», циничные «интеллигенты» Сатин и Барон с удовольствием занимаются йогой и пьют дорогой алкоголь, а давно спившийся до слабоумия Актер, задохнувшись от бессмыслицы собственного существования, «портит песню» - кончает с собой.

Череда гротескных и ярких эпизодов лишь подчеркивает абсурд бытия этих пустых и бессмысленных «небожителей». Не забудем, что у Горького пьеса имеет важный подзаголовок, указывающий на жанр: «Картины», и тут режиссер, как признанный «визионер», точно попал в цель: «На дне» Грымова — это именно что ожившие полотна праздного пребывания в кромешной «нищете духа», которую не спасают ни витальность Васьки Пепла, ни нимфоманские страсти женщин, ни фальшивые проповеди Луки, ни пафосный гуманизм Сатина.

Здесь, в элитном клубе для vip-ов, где лиловый негр подает манто, а яйцом Фаберже играют в футбол, под Вивальди гибнут от наркотических трансов молодые женщины и убивают в пьяной драке ненавистных мужей ровно так же, как и на бескрайних просторах всей остальной страны, и, казалось бы, бесспорные, высокие слова: «Человек — это великолепно, это звучит гордо», красиво оттененные доносящейся из динамиков «What a Wonderful world» Луи Армстронга, воспринимаются как горькая насмешка «сильных мира сего». И сыплющиеся сверху фестивальные блестки служат финальной иллюстрацией всей этой дешевой словесной мишуры и человеческой фальши. Если у них, за высоким забором, в интерьерах лакшери, все так безнадежно, то где спасаться «простым смертным»? Неужели «в хохлах», где, по сведениям Луки, «открыли новую веру»?

«На дне» Юрия Грымова - это жесткий и безжалостный приговор современной России. Дно в очередной раз пробито, а снизу опять стучат.  

Саша Донецкий

 

опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 164 человека
Теги: #театр
ПравилаКомментарии 25
29.09.2018 19:49
это пьер как там его безух? шоколадный заяц. ещё рдин галимый театральный плясун?
1
29.09.2018 19:51
жырные толстые старческие ручонки прячут от пуза на дно портфеля за 1500 баксов типа купленный билет на некое гавно туда же. давно ли вы из парижа? нет. мы прибыли из лондОна
2
29.09.2018 20:07
Извращали Пушкина,теперь извращают Горького.ПоДОНКИ современные режиссёры.
4
29.09.2018 20:56
Псковский театр постепенно превращается в то самое дно, помойку, куда приезжают экспериментировать над местным зрителем давно уже невостребованные "режиссёры".
5
29.09.2018 21:26
Одно дерьмо, то переспильд, то этот хлыщ.
4
29.09.2018 21:40
Не пошла и хорошо,сбережение собственной души.никакого рывка,о котором говорил президент,просто быть не может,судя по рецензии Донецкого.Горький написал эту пьесу в начале 20 века,а тут и революция 05-07 года,русско-японская,первая мировая,а потом грянул 1917 год...Видела этот спектакль в 60-ые годы во мхате,это нерв 20 века,предчувствие грядущих перемен..И ,СПУСТЯ СТОЛЕТИЕ,кем стали эти люди?На что способны? Хорошо,что не пошла.
2
29.09.2018 23:01
Пролистываю. Читаю «Донецкий». Закрываю.
6
29.09.2018 23:36
Грымова в психушку, однозначно!!!!!!!!!!!!
2
пскВИЧ 30.09.2018 00:51
Ай, да Донецкий!
До дна размазал буквы о "На дне",
И каждую украсил позолотой,
Он, как и мы, испачкался в гамне,
Но озаботился о нас заботой.
Нет, Саша, Псков от Грымова не ахнет,
От постановки просто дурно пахнет!
Зал разделился: одна его половина ощутила, что это - Дерьмо производства столичного фигляра, вторая изумлялась - какое вкусное Дерьмо! И обе половины с возмущением смотрели друг на друга - как можно ничего не понимать в искусстве??? А Донецкий - то у нас - словопляс, мастер театрального гидатопироморфизма (с), как Грымов.
3
30.09.2018 02:39
Спектакль, увы, не видела, о чем жалею, а Донецкий пишет - с удовольствием прочитала, браво! Блестяще! Самому ему пора пьесы писать!
10
30.09.2018 09:25
А что, Донецкий ещё и театральным критиком заделался?! Круто!
1
30.09.2018 09:44
Ты только проснулся? Он с театральной критики начинал.
0
30.09.2018 11:37
20 век-Горький"на дне"-век трагический,Ницше о сверхчеловеке,... влияние этой идеи на Горького...и,спустя 100 лет великого напряжения,космического взлета,падения показать всю эту шушеру,ничтожество,отсутствие гимна человеку,поиска смыслов.зачем смотреть?чтобы впасть в ничтожество?мелок грымов,мелок,возможно и примитивен,так ничего и не понял..
1
30.09.2018 12:26
Сейчас мода на извращенцев. Своей мыслишки нет, вот они и карёжат классику. К сожалению псковский театр стал их полигоном!...
1
30.09.2018 13:49
Тут к коментам такие критики позорные приклеились, скоро своим ядом подавятся, ну душу свою отравят точно. Хорошо что Донецкий не из числа этих убожеств.
6
30.09.2018 13:54
вспомнишь ваську сенина. этот такой же красавчик. как там его громыко или что-то в этом роде? того же поля ягодя как и жулик месхиев. поставьте лупандина главаным по театру. порядок тогда будет
1
30.09.2018 14:09
Для 13:49. А ты свою душу чем питаешь - однополыми браками?..
2
30.09.2018 14:34
Мне интересно: эти гастроли с подачи арт-директора Пронина? То есть реалистического и психологического театра на сцене драмтеатра мы даже в гастрольном варианте не дождёмся? Пронин с тусовкой вечно рулить будет?
2
30.09.2018 14:59
эти гниды добрались до кормушки паяцы куле
1
Правдоруб! 30.09.2018 15:21
Только вот Горький писал совсем не об этом. В 1901 году писатель сказал о своей пьесе: “Это будет страшно... ”
Горький говорил, что ищет героя там, “где нет обыкновенно людей”.
Интервью с Л. Н. Толстым по поводу пьесы Горького : "Пьеса „На дне" мне не нравится. Я говорил Горькому, что для пьесы нужно драматическое положение, а в его пьесе этого нет. Но он с обычной скромностью отвечал, что ему это не удается" . " Мне хочется солнышка пустить на сцену, веселого солнышка, русского эдакого — не очень яркого, но любящего всё, всё обнимающего."- говорил Горький.
В 1933 году М. Горький считал, что его пьеса неудачна, слаба сюжетно, называл ее устаревшей и, возможно, даже вредной в наши дни .
1
30.09.2018 15:27
"Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание?"- – сказал сам Горький, отвечая на вопрос корреспондента газеты "Петербургские новости" 13 июня 1903 года.
0
согласен 30.09.2018 15:36
Лупандина в режысоры!!!!
1
30.09.2018 16:34
В кои-то веки Донецкий сделал хорошее дело. Сэкономил время и деньги людям, чтобы не ходили смотреть на эту какаху
2
Дарю идею: 30.09.2018 22:26
На дне. Действие происходит в Госдуме РФ.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Михаил Иванов Костылев, 54 лет, содержатель ночлежки.(Актёр в гриме Вячеслава Володина. Далее по списку ... Максакова с повесившимся Актёром- Вороненковым, Жириновский,Зюганов, Миронов, Хоркина, Роднина и пр.)

0
01.10.2018 12:43
А что вы хотели,когда в первом ряду сидит псковский эстэт в спортиках?
0
Рейтинг@Mail.ru