Сцена / Обзоры

Магадан как коан

26.09.2020 15:50|ПсковКомментариев: 1

Московский театр «Около дома Станиславского» сыграл концерт про вечный Магадан и смысл жизни.


Место действия - нечто вроде фанерного амфитеатра, покрытого брезентом. Ободранные сиденья из клуба, спинки железных кроватей, ветки цветущей вишни из бумаги в ржавых ведрах, бутылка портвейна «Три семерки» на полу, старый пододеяльник на стене, корявое весло, сигнальные фонари, - всё напоминает инсталляцию из репертуара московского концептуализма и настраивает на ностальгию; если вообще возможно вспоминать без фантомной боли тот период советской истории, к которому недвусмысленно отсылают простые и грубые декорации «Магадан/Кабаре», спектакля-концерта Юрия Погребничко, получившего в 2017 году «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль малой формы».

Молодые мужчины в тревожных черных пальто проходят через зрительный зал и поднимаются на сцену, и это, конечно, - знак, концепт, требующий разгадки: кто они? Моряки, узники ГУЛАГа, палачи? Вскоре выяснится, что в вечном Магадане, в который попал зритель, это не столь уж важно. Скоро зритель поймет, что они «всё и все» сразу: и палачи, и их жертвы, и моряки. И кто-то еще. Неизвестно, кто. Просто люди, затерянные где-то на краю света. Неведомо, в каком краю. Магадан – это и край, граница, и знак бесконечности.

Вот на сцену выходят пятеро: манерная дама с чемоданом и бланшем под правым глазом, баянист в ватных штанах, с воровскими татуированными перстнями на пальцах, грузная пожилая женщина в пиджаке не по размеру, молодой мужчина с дебильноватым выражением лица, в ушанке, миловидная девушка без особых примет, и начинается концерт.

Звучат песни про Магадан: «Где-то там, на краю океана, / за седой, за седою волной, / нахлебавшись вдоволь тумана, / город мой, город мой, город мой…», - неожиданно сильным и красивым голосом поет пожилая тетка, и у нее за спиной будто вырастает некий тоннель в прошлое, в годы великого перелома, в вечную мерзлоту, в содержимое посылок с большой земли. На экране-пододеяльнике возникает снег и валит прямо в глаза зрителей, парень и девушка танцуют, песня сменяет песню, взлетает и падает красная ракета, сумасшедшая дама с синяком под глазом упрямо продолжает говорить о смысле жизни, о мироздании и пустоте, цитирует определение бытия от знаменитого физика и рассказ Чехова «Ванька» с его бессмертным адресом «На деревню дедушке»...

Как все это связано и умещается на одной сцене, в одной голове? Зачем весь этот, на первый взгляд, совершенно необязательный, произвольный, абсурдный коллаж из текстов, мелодий и символов?

Никак и незачем. Точнее, в этой произвольности и заключен смысл, если смысл вообще можно куда-то заключить. Просто спектакль и есть мерцающее, зыбкое, воздушное кабаре, наш метафизический, вечный Магадан. Здесь течение смыслов, лакуны, зияния и контрасты важнее прямых посланий, и когда хит Грейс Джонс «I've Seen That Face Before (Libertango)» сменяется «Амурскими волнами», «Моя звезда» Бутусова – «Девушкой с веслом» Гребенщикова, а буддистский монах на экране пытается (на самом деле, нет) объяснить, что такое дзен: «Все написано в текстах. Если вы сами ТАМ не были, то не можете никого освободить. Так сказал Будда», - ты наконец понимаешь, что ничего понимать не надо: спектакль и есть этот самый дзен, чистое созерцание, иероглиф, без напряжения вмещающий сотни интерпретаций. Или, если хотите, такой развернутый коан, запускающий, как какой-нибудь мистический рубильник, сразу и слух, и глаза, и мысль, и электричество.

И все-таки отдельная, сокровенная тема у творения Юрия Погребничко есть: «Магадан/Кабаре» - это, прежде всего, про свободу. Про свободу внутреннюю, подлинную, творческую. Свободу, как вещь-в-себе. Существующую даже там, где ограничена свобода физическая, в антураже гулаговского клуба, за дальневосточными сопками, «там, где сияет море, и дует сильный ветер».

Саша Донецкий

опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 291 человек
Сюжет: XXVII Пушкинский театральный фестиваль в Пскове Второй этап Пушкинского театрального фестиваля стартует в Пскове Один из главных театров России покажет спектакль на псковской сцене Театральным критикам понравилось проведение Пушкинского фестиваля в сентябре Андрей Пронин: Уход зрителей со спектакля - снобизм, возникающий от недокормленности Почта России доставит более 100 открыток с Пушкинского театрального фестиваля XXVII Пушкинский театральный фестиваль: От «Слова о полку Игореве» до… Тома Уэйтса Началась прямая трансляция открытой дискуссии «Национальный театр России: новая стратегия» Магадан как коан Писатель и литературовед Евгений Водолазкин станет гостем программы «Дело Луначарского» Пункт посткроссинга будет работать на Пушкинском театральном фестивале Эскиз о семье Болконских представят зрителям Пушкинского театрального фестиваля Шедевр фестиваля: «Пиковая дама» Евгения Князева покорила сердца псковичей В бананово-лимонном Пскове Корыто, полное любви: Театр кукол из Карелии открыл псковичам секрет семейного счастья Рок-кабаре «Пиковая дама». Том Уэйтс представляет XXVII Пушкинский театральный фестиваль открывается в Пскове Дмитрий Месхиев: Мы не возим на Пушкинский театральный фестиваль «нафталин» В программу Пушкинского фестиваля в Пскове не включили лекцию о русском мате Уличную программу отдельно разработают к следующему Пушкинскому фестивалю Псковичей приглашают посетить на редкость интересную выставку Чрезвычайно интересным назвал спектакль «О рыбаке и рыбке» Дмитрий Месхиев Уличные действа планируется вернуть в творческий обиход псковского театра Дмитрий Месхиев перечислил особенности Пушкинского театрального фестиваля «Рассказ о семи повешенных» представят в псковском театре На Пушкинском театральном фестивале покажут эскизы спектаклей по школьной классике Лекцию о «гражданине мира» прочтут псковичам 26 сентября О Пушкине и фольклоре расскажет псковичам театровед Станет ли псковский «Ревизор» лауреатом «Золотой маски», зрители узнают 30 октября Спектакль «Лавр» стал хедлайнером Пушкинского фестиваля по продажам Четыре дня осталось на покупку билетов со скидкой на спектакли Пушкинского фестиваля Премьеру моноспектакля «И смех, и грех» увидят псковичи в сентябре Моноспектакль «Пиковая дама» покажут на Пушкинском фестивале «Слово о полку Игореве» представит на Пушкинском фестивале Театр на Малой Бронной Билеты на Пушкинский фестиваль можно приобрести со скидкой 20% Спектакль по роману Евгения Водолазкина «Лавр» увидят псковичи в сентябре «Истории петербургского повесы» представят на Пушкинском театральном фестивале Спектакль «Вертинский. Русский Пьеро» увидят псковичи в сентябре В Пскове открыта продажа билетов на спектакль «Пиковая дама» Краснодарского театра драмы Открыта продажа билетов на спектакли XXVII Пушкинского театрального фестиваля Стала известна программа XXVII Пушкинского театрального фестиваля в Пскове «Особое мнение»: Дмитрий Месхиев о будущем театральных проектов и фестивалей в Псковской области Дмитрий Месхиев озвучил примерную дату открытия Пушкинского театрального фестиваля Начинается видеотрансляция программы «Особое мнение» с Дмитрием Месхиевым Дмитрий Месхиев выскажет «Особое мнение» о будущем театральных проектов и фестивалей в Псковской области
ПравилаКомментарии 1
Какая первосортная шиза!
По артистам сего погорелого театра плачет дурдом.
И по Саше Донецкому - тоже.
3
Рейтинг@Mail.ru