Сцена / Обзоры

Рецепт фруктово-овощного ассорти

15.09.2016 11:10|ПсковКомментариев: 44

В Псковском театре драмы показали старую историю Чиполлино на новый лад

В Пскове впервые за много лет поставили большой полноценный детский спектакль, на два часа, с антрактом, музыкальными номерами и танцами. Режиссер и автор пьесы по мотивам сказки Джанни Родари о приключениях мальчика-луковки - художественный руководитель театра Александр Кладько. Спектакль получился ярким, веселым, динамичным и не по-детски актуальным: насколько в наше сложносочиненное время победившего постмодернизма может быть актуален сюжет о борьбе угнетенных со своими угнетателями - овощей с фруктами.

Вряд ли на постсоветском пространстве найдется хотя бы один человек старше тридцати, который не знает,  кто такой Чиполлино. Несколько поколений русских бабушек и дедушек выросло на произведениях Джанни Родари. Неунывающий и озорной луковка был нашим Тинтином, бесстрашным борцом за фруктово-овощную справедливость. Чиполлино на правах «своего парня» вошел в Клуб веселых человечков; забавный персонаж постоянно воспроизводился на страницах популярного журнала «Веселые картинки». Если бы в СССР существовала индустрия комиксов, Чиполлино наверняка стал бы одним из главных комиксовых героев.

Подобно многим детским книжкам ХX века, повесть о Чиполлино содержала четкий социально-классовый посыл. Мальчик-луковица выступал в роли бесстрашного борца с социальной несправедливостью, совершающего огородную революцию. В этом повесть Джанни Родари похожа на «Три толстяка» Юрия Олеши и «Приключения Буратино» Алексея Толстого. Не случайно перевод сказки Родари на русский язык был осуществлен практически сразу же после публикации итальянского оригинала, в 1953-м, в год смерти Сталина. Советское издание «Чиполлино» курировал мэтр литературного перевода Самуил Маршак.

Журналист и писатель Джанни Родари (1920 - 1980) родился на севере Италии, учился в семинарии и на филфаке Миланского католического университета. В юности штудировал труды Шопенгауэра, Ницше, Ленина и Троцкого. Работал учителем в сельских школах. В 1941-м вступил в Фашистскую партию, но уже два года спустя, в 43-м, когда Германия оккупировала Италию, примкнул к движению Сопротивления, а чуть позже вступил в Коммунистическую партию. Надо заметить, что для Италии середины прошлого века, раздираемой классовыми противоречиями, - это вполне типичная история; посмотрите фильмы Бертолуччи и Пазолини.

Все это важно знать, чтобы понимать, почему детская сказка получилась у Джанни Родари такой идеологически заряженной. Борьба нищих овощей с фруктовой знатью отлично иллюстрировала социалистические идеи, весьма востребованные западной интеллигенцией, и наши собственные представления о пороках буржуазного общества. Сегодня Россия живет вне каких-либо идеологических догм и штампов. Идеологии как бы не существует. Официальная культура исповедует и транслирует всяческий плюрализм, классовый мир и веротерпимость. На этом благостном фоне «Приключения Чиполлино» с их четким левацким месседжем, что называется, «разрывают шаблон».

В этом смысле обращение к наследию Джанни Родари выглядит нетривиальным выбором, ведь и тема - это тоже художник. Версия «Чиполлино» от Александра Кладько пусть и несколько сглаживает, но в целом сохраняет суть социального конфликта: самодовольные, процветающие, правящие фрукты против обездоленных и бесправных овощей. Власть в лице омерзительного правителя страны Принца Лимона (блистательно сыгранного Юрием Новохижиным) сажает в подвал слишком много себе позволяющего, «стихийного несогласного» Чиполлоне (Виктор Яковлев). Его сын Чиполлино (Камиль Иблеев) с верной подружкой Редисочкой (Анна Шуваева) начинают борьбу с «ненавистным режимом», на страже которого стоят самовлюбленный карьерист Синьор Помидор, мечтающий получить титул «фрукт третьей степени» (Роман Сердюков), и недалекий, но исполнительный бойцовый Пес Мастино (Андрей Атабаев). На пути к подвалу, где «гноят овощи», стоят молодящиеся и нарциссичные Графини Вишни, старшая и младшая (Нина Семенова и Ирина Смирнова), а также эксцентричный и добрый Граф Вишенка (Максим Плеханов), круглый сирота и племянник знатных Вишен. По ходу действия возникает трогательный и беззащитный Кум Тыква (Сергей Попков), построивший себе маленький домик. Этот домик у него намерены отнять Синьор Помидор и Принц Лимон, кроме всего прочего задумавшие ввести для овощей грабительский «налог на воздух». Чиполлино и Редисочка инициируют бунт - ломают планы знати, выкрав у них домик Тыквы. К бунтовщикам присоединяется Принц Вишенка, восставший против своего класса. В поиски включается американизированный (в шотландском килте и с английским акцентом) иностранный сыщик Мистер Моркоу (Денис Золотарев). Погоня переходит в эффектную драку и извлечение узников из подвала, в который в конце концов попадают власти предержащие - Лимон, Помидор и Вишни с их  «полицейской обслугой». Добро и справедливость торжествуют, зло наказано. Более того, в финале победившие овощи, по просьбе зала, конечно, милуют вчерашних угнетателей, и наступает долгожданный огородный мир.        

Я отнюдь не «вычитываю» смыслы, все они составляют интригу спектакля Александра Кладько, недалеко ушедшего от первоисточника - сказки Джанни Родари. Другое дело, что вполне «взрослое» содержание облечено в форму увлекательного детского представления, все приемы которого нацелены и работают на одно - развлечь маленького зрителя, легко и ненавязчиво научить его хорошему и доброму, то есть собственно тому, к чему и стремится всякое гуманистическое искусство, без поправок на возраст. Социальный запал сказки оказывается вечным конфликтом Добра и Зла, без которого не обходится ни один голливудский блокбастер или семейный полнометражный мультфильм.

Среди несомненных достоинств постановки хотелось бы отметить два момента - режиссер умеет захватить внимание ребенка, он переносит действие в зал, не отделяет героев рампой, что помогает ребятам оказаться как бы «внутри» представления, почувствовать себя участниками истории; при этом спектакль явно рассчитан на, как принято выражаться, «продвинутых» младших школьников, способных оценить языковую игру. Спектакль одновременно и зрелищно-трюковый, и, что называется, «непростой», требующий известных познавательных усилий. Развлечение не противоречит учению. Диалоги во многом строятся на каламбурах, вообще свойственных детской литературе, но на слух часто «не читаемых». И здесь важно «окаламбурить» реплики так, чтобы они легко воспринимались современными детьми, были свежими и острыми, как только что сорванный лук. «Прокисший кетчуп» никому не нужен.

Собственно, и весь конфликт начинается именно с филологической игры: Чиполлино, исполняя свой зажигательный «огородный рэп», наступает на ногу Принцу Лимону, но это было бы полбеды: конфуз в том, что папа Чиполлоне учит фрукты грамматике: какого рода слово «мозоль» - женского или мужского? Словосочетание «комнатное декоративное растение» превращается для Принца Лимона в обидное определение: «дегенеративное», и т. д. Возможно, совсем маленькие зрители и не оценят рифм и созвучий, но это, как говорится, «шутки на вырост». Для того и существует искусство для детей, чтобы делать их умней и образованней. Причем как бы незаметно для них. Известно, что самая большая ошибка, которую совершают взрослые, - когда отказывают детям в проницательности. Создатели псковского «Чиполлино»  явно рассчитывали на взыскательного зрителя, а какого он возраста «6+» или «60-», уже не столь важно.

Александр Донецкий           

Фото Андрея Кокшарова          

опрос
Считаете ли вы нагрузку на сегодняшних школьников чрезмерной?
В опросе приняло участие 182 человека
ПравилаКомментарии 44
15.09.2016 11:20
Уже в который раз режиссер ставит один и тот же спектакль про овощи, все равно получилось скучно, сыро и невнятно.
3
15.09.2016 12:27
Неправда, хороший спектакль. Детям нравится, а детей не обманешь
11
15.09.2016 13:09
"Несколько поколений русских бабушек и дедушек выросло на произведениях Джанни Родари"...Донецкий, а ничего, что сказка написана Дж.Родари в 1951 году?
0
15.09.2016 13:14
"Создатели псковского «Чиполлино» явно рассчитывали на взыскательного зрителя, а какого он возраста «6+» или «60-», уже не столь важно."......Судя по тексту и глубине впечатлений его автора, он недалеко ушёл от начальной цифры в этой шкале...))) Осталась нераскрытой только тема "овощные закуски".)))
0
15.09.2016 13:33
Текст Донецкого не был бы таким унылым и бессмысленным, если бы персонажами спектакля были "Квашеная капустка" и "Солёный огурчик".)))
1
15.09.2016 14:05
Режиссёр Кладько(он же худрук театра) за год работы не сделал ничего нового в нашем театре, он уж во второй раз на Псковской сцене повторяет сам себя. Это от бездарности, от лени или от нехватки времени (он ведь ещё и преподаёт в Питере)?
2
15.09.2016 14:06
Почему такие дорогие костюмы в новой постановке, судя по сайту закупок - больше 1 миллиона рублей ( хотя внешне они не выглядят как костюмы от Диора или Кардена). Почему художник по костюмам, который уже создавал их для других театров, вновь получил за свою работу 250 тысяч рублей?
Почему не задал эти вопросы? Ведь уже не на зарплате у Месхиева, имеешь право на острые статьи.
0
15.09.2016 14:11
Заказуха рекламная, а не разбор нового спектакля. Биографию Родари пересказывать несложно. А почему не написал, что дикция у наших актёров отвратительная? Почему не указал, что Кладько ставит в четвёртый раз тот же самый спектакль, поэтому работать ему было совсем не трудно?
0
15.09.2016 14:28
"...насколько в наше...время...может быть актуален сюжет о борьбе угнетенных со своими угнетателями - овощей с фруктами"...Откуда этот перл, Донецкий? Из учебника по гастроэнтерологии?
0
15.09.2016 14:45
Донецкому заказали положительную рецензию. Он ее написал. Еще вопросы есть?
1
15.09.2016 14:46
А щи варить жену свою учите.
4
для 14:46 15.09.2016 14:58
Жене своей указывай, овощ!)
0
15.09.2016 15:58
Вот так спектакль поставили, что и написать-то нечего, кроме автобиографии сказоШника Дж. Родари. 2 миллиона за такой спектакль- это круто. Никто случаем не знает, что делал в этом спектакле художник по звуку,если получил гонорар в 300 тысяч (художник- постановщик всего каких-то 250 тыс)? А в итоге еще и непонятно о чем говорят артисты на сцене. И еще- нужно срочно возраждать Художественный совет, чтобы подобные спектакли не допускались к постановке еще на стадии принятия эскизов.
0
15.09.2016 16:12
Почему автор не написал о том, как замечательно вжилась в образ корнеплода артистка Шуваева(Редисочка)? Наконец артистка получила роль, достойную своего дарования.
2
15.09.2016 16:17
Худсовет вроде как бы есть. За что боролись год назад артисты? Непонятно. То, что "выдано" на гора - несовместимо с театральной ситуацией 2016г., со званием академического театра и общей сметой на спектакль, если верить комментариям.
0
15.09.2016 17:07
Комментариям не верьте. Спектакль хороший.
9
15.09.2016 19:31
Если бы в театре шло 5-10 крепких постановок, на которые народ валом валит, пускай будет и такой детский спектакль. Но когда в театре показывать нечего, а на детский утренник тратят миллионы - это ни в какие ворота...
0
15.09.2016 20:09
Спектакль "Бочка меда" шел в драмтеатре лет 10. "Приключения Чиполлино" ни в одном театре уже не идет.
2
15.09.2016 22:38
Декорации оказались лучше всех.И режиссёра, и актёрских ролей.
Скучный спектакль,невероятно затянутый.Главный герой отсутствует. Концовка скомкана. Морковка лишняя.

0
16.09.2016 06:44
Это не дЭкорациии, а овощная платка на рынке. Стыдоба и профнепригодность, как впрочем и всё остальное в сегодняшнем состоянии театра.
0
16.09.2016 11:35
Это не первый "полноценный", а очередной неполноценный спектакль.А полноценных при этом худруке из самодеятельности не будет. Человек безэмоциональный и серый, с полным отсутствием вкуса. Бездельник с потребностями, но без способностей. Обсуждение декораций происходит от отсутствия всего остального.
1
16.09.2016 11:38
Собачку говорящуу они показали Блеать.
1
16.09.2016 11:59
А почему в спектакле не играет Эдуард Золотавин? Хороший актер,где он?
1
16.09.2016 12:01
А почему в спектакле не играет Эдуард Золотавин? Хороший актер,где он?
1
16.09.2016 12:21
ДЛя 15.09.2016 17:07

От просмотра спектакля осталось впечатление, что артисты играют и стыдятся, что их заняли в этом "хорошем" спектакле...
0
16.09.2016 12:22
В театре всё есть для творческого рывка: и машинерия и свет и бухгалтерия с администрацией и цеха и службы и даже мощный дизайн с PR отделом, и актеры,чего стоит одна только морковка! Ан нет, как было болото, так и осталось. Вернее ещё хуже стало. Болото люкс!
0
ДЛя 15.09.2016 17:07 16.09.2016 12:24
Хороший спектакль виден даже по фотоотчету. А здесь народный театр завода "Электрон".
4
для 12:24 16.09.2016 13:20
"Хороший спектакль виден даже по фотоотчету"? Глупость. По фотоотчёту видно что костюмы очень хорошие. Яркие, но со вкусом. Придуманные хорошо, современные. А вот декорации- дрянь. Аляповато раскрашенная одежда сцены создаёт безвозвратное ощущение дома культуры в глухомани.
0
16.09.2016 13:36
Именно, ещё раз повторяю, хороший спектакль виден по фотоотчету. Мизансцены, свет, пространство. А костюмы из дома пионеров, из новогоднего утренника. Ваша фраза "Яркие, но со вкусом" про костюмы - просто убила.
4
для 13:36 16.09.2016 14:20
Спора не получится. "хороший спектакль виден по фотоотчету" - такая же глупость как "насколько красив город видно из набора открыток". Глухомань голимая философствует, блин.
1
16.09.2016 14:28
Для большого специалиста в области театра: зайдите на сайт приличного театра, МДТ, Ленсовета, МХТ, и посмотрите фото со спектаклей репертуара и может быть поймете, что значит хороший спектакль даже на снимках. И можно понять по открыткам насколько хорош город. Если хоть что нибудь понимать вообще в этом мире, а не просто кидать от скуки на вентилятор сами знает что. Будьте добрее и объективнее.
5
ПРАВДОРУБ 16.09.2016 14:28
Громкий пук, а не премьера. А впереди ещё анекдоты от Довлатова $ @%рмана, тоже за несколько лямов!
На кого рассчитаны такие дорогие постановки? А не на кого, просто денежек очень хочется. А на мнение зрителей опять плевать.
Месхиев доит Турчака, Кладько доит Месхиева. Все вместе они доят нищую Псковскую область!
0
16.09.2016 14:35
Кстати, народ, а вы видели фотографии с репетиций спектакля по Довлатову? Там костюмы - сборная солянка. Спектакль будет на грани фола, анекдоты в лицах. "Режиссёр" Бирман даже за свою актёрскую работу в сериале "Чёрный ворон" столько бабла не получил! 1 миллион рублей за спектакль! Сенин умер от зависти!
0
16.09.2016 15:03
Сенин вспоминается всё чаще...
4
16.09.2016 19:43
Смотря кому и как он вспоминается. Кому-то от Сенина отрыжка, икота или даже блевота
2
16.09.2016 21:40
Декорацией "съедены" все: и Овощи, и Фрукты, и Говорящая собачка.Но вот самая невкусная-это Морковка.
0
17.09.2016 16:13
Вообще-то,"Чиполино" Джани Родари очень ПОЛИТИЗИРОВАННАЯ сказка!
Очень подходящая к современности,когда за любой вздох и каплю дождя-НАЛОГ!
Но современные режиссёры умеют КАКАТЬ на прошлое,высмеивая советских "стариков" в политике.
И превращая в пресный ОВОЩНОЙ спектакль политическую сатиру.
0
17.09.2016 16:42
Ну,в современном Питере очень трудно попасть на хороший спектакль.
Так, в бывшем Пушкинском,ныне Александринском- изгаляется В.Фокин,который у нас в Пскове уже давно исподволь разрушал Пушкинскиее фестивали.
Эти русофобы даже Гоголевского "Ревизора" умудрились испохабить до противности.
О Додине даже говорить не хочется.
В общем,цель у нынешних работников "культуры" одна- замещение человеческого на животно-овощное.
0
для 17.09.2016 16:42 17.09.2016 21:00
А просто все эти "режиссёры" одной национальности! Угадайте какой?
4
17.09.2016 22:21
Да не в национальности дело.
Тот же Фокин при даже позднем СССР вполне адекватно работал.....и вообще-все лица той же национальности работали на КПСС.
Вспомните "Премию"..
А Месхиев-другой национальности,но обслуживает другую партию Какое время-такие и исполнители.
1
для 17.09.2016 22:21 19.09.2016 00:40
Месхиев - еврей.
0
26.09.2016 12:52
ортодоксальный
0
26.09.2016 14:34
Кладько оказывается и художник по звуку и по свету... Во парень талантище
А Месхиев не еврей он просто мошенник
0
26.09.2016 15:10
Месхиев - 100% еврей
0
Рейтинг@Mail.ru