Если бы кто-то задался целью выяснить, какие слова были самыми популярными на втором концерте фестиваля «Музыка на воде», который прошел в Мирожском парке 20 августа, наверняка он бы включил в свой список слово amor. О любви - к классике, родине, Пскову, оркестру, слушателям, таланту, ближнему и дальнему - в эту субботу пели и говорили постоянно. Любовь была, что называется, разлита в воздухе.
Сама программа концерта создавала атмосферу упоения этим прекрасным чувством. Любовные дуэты, арии-признания, романсы и баллады, вошедшие в сокровищницу мировой музыки. Джакомо Пуччини, Руджеро Леонкавалло, Шарль Гуно, Джузеппе Верди, Гаэтано Доницетти, Бедржих Сметана, Петр Чайковский - композиторы, чьи произведения блистают на лучших сценах. Неудивительно, что камеры, установленные на площадке фестиваля, то и дело выхватывали из публики крупным планом обнимающиеся парочки самых разных возрастов.
«Любовный напиток» разливали щедрыми порциями вокалисты концерта - лауреаты российских и международных конкурсов: солист Московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрий Хромов (тенор) и приглашенная солистка Государственной оперы Штутгарта Мария Айан (сопрано). Псковичи тепло приняли исполнителей, поддерживая их аплодисментами и криками: «Браво!»; не так просто дается «верхнее до» на свежем воздухе.
Порадовали гостей концерта и музыканты Псковского губернаторского симфонического оркестра: за последние годы музыканты заметно выросли, расширив свой репертуар и опыт концертных выступлений. Богатство музыкальных интонаций, глубокое проникновение в эмоциональный мир музыкальных произведений, хорошая общая техника, сильная смычковая группа и ритм-секция - все это делает выступления наших оркестрантов яркими и запоминающимися.
Пожалуй, не преувеличим, если скажем, что центральным героем вчерашнего вечера стал главный дирижер Псковского и худрук фестиваля Николай Хондзинский. По обыкновению, главным способом его самовыражения стала классическая музыка, однако в финале он все же взял слово - но, к сожалению, для того, чтобы попрощаться с псковским слушателем.
Николай Хондзинский поблагодарил слушателей за эмоции, тепло, овации и любовь: по словам дирижера, именно это вдохновляло музыкантов, помогало и помогает им существовать. «Лебединой песней» маэстро на Псковщине стало Па-де-де из балета Чайковского «Щелкунчик», которое за три года приобрело неофициальный статус символа фестиваля в Мирожском парке. Величественная гениальная музыка заполнила собой все пространство: кажется, зрители, облака, листва, даже утки - все замерло перед красотой, прошедшей сквозь столетия. Последовавшие затем бурные овации зрителей вернули музыкантов на сцену: на бис оркестр вновь сыграл Чайковского.
Завороженные, очарованные и, конечно же, влюбленные - слушатели медленно расходились по дорожкам парка: кто на Завеличье, кто на Запсковье, кто в Центр. Кстати, машин в этот раз было меньше, чем в прошлые годы. Погода хорошая, настроение отличное – как раз для пешей прогулки. К тому же, как сказал кто-то из публики, хотелось «не расплескать впечатление».
«Я готов приходить на такие концерты каждый день! Обожаю классическую музыку», - как ни странно это слышать от девятилетнего мальчика, тем не менее: не поверить Михаилу Лаврентьеву Дмитриевичу (именно так он представился) невозможно. Глаза горят, эмоции зашкаливают. «Я кричал круто и браво! - искренне говорит он. - Концерт был очень хороший!»
Выясняю у мамы: Миша просился и на первый концерт, но побоялись - вдруг ребенок не высидит. Ладно бы кавер-группа, а здесь - академическая музыка. Побывав на концерте «Музыки на воде» 19 августа, убедились: с ребенком не просто можно, а нужно! Поэтому в субботний день пораньше уехали с дачи, чтобы успеть. «Нам очень понравилась солистка, она восхитительная, - говорит мама Михаила. - Прекрасно подобран репертуар. Нашего маэстро Хондзинского мы очень любим - жалко, что он от нас уходит».
Спрашиваем, что нового посоветовали бы организаторам фестиваля на будущий год. Зрительницы просят, чтобы концерты длились подольше. А еще - солистов побольше. В общем, есть над чем подумать.
«Хотелось бы, чтобы в программе была не только зарубежная, но и русская классика, - просит Анна Константиновна. - В субботу - только "Вокализ" Рахманинова, сегодня - только Чайковский. И еще необходимо как-то изменить планировку площадки: тем, кто сидел на скамьях, пол-экрана загораживал шатер организаторов. Но это мелочи - во всем остальном концерты были замечательными!»
«Мы уже второй раз с дочерью на фестивале "Музыка на воде", - делится Римма. - Нам очень нравится, впечатлений масса, эмоции положительные - сейчас их так мало на самом деле. Большое спасибо всем, кто это сделал, кто приглашает нас каждый год на это торжество музыки».
К благодарностям в адрес музыкантов и организаторов присоединяется и Татьяна: «Потрясающий концерт! Мы получили огромное удовольствие. Все понравилось - дирижер, оркестр, солисты - все чудесно».
Популярностью у слушателей пользовалась и фестивальная фотозона: после завершения концерта к ней даже выстроилась небольшая очередь. В числе тех, кто хотел запечатлеть в памяти третью «Музыку на воде», оказалась и Анна. На девушку, по ее словам, наибольшее впечатление произвела «Влтава» Сметаны. «Всю первую половину концерта я была на нервах, а это произведение меня успокоило», - объясняет она. А на вопрос о пожеланиях фестивалю отвечает: «Просто продолжать! Продолжать "Музыку на воде" с Николаем Хондизнским. Хочется верить, что дирижер не оставит свои проекты!»
В числе слушателей мы заметили и экс-директора Псковской филармонии Елизавету Барышникову, которая, как и Николай Хондзинский, стояла у истоков «Музыки на воде». «Третий фестиваль запомнится мне тем, что это некая грань, точка невозврата... или возврата, - сказала Елизавета. - Я очень рада, что такое количество зрителей приходит каждый раз в Мирожский парк, и слушает классическую музыку - это очень большой скачок в культуре Псковской области. Я рада, что все продолжается, фестивали живут и развиваются».
Фестиваль завершился. Но мы не прощаемся с «Музыкой на воде», а всего лишь говорим ей «До свидания»! Продолжение следует…
Елена Никитина