В субботу в Пскове состоялся, быть может, лучший рок-концерт за последние (не побоюсь этого срока) лет пятнадцать. Вадим Самойлов и его музыканты представили псковичам и гостям города программу, которую сам Вадим Самойлов назвал «Вечер памяти группы "Агата Кристи"» (ФОТОРЕПОРТАЖ). Возможно, кто-то в этот вечер и испытывал ностальгию, но Самойлов и его ансамбль продемонстрировали публике, что пребывают в отличной творческой форме, а лучшие вещи «Агаты Кристи» нисколько не устарели и звучат все так же актуально. Выступление прошло в рамках первого фестиваля особых детей «Другое искусство», организованного Театрально-концертной дирекцией Псковской области и Центром лечебной педагогики. То есть Вадим Самойлов выступал в роли «почетного гостя», поддержавшего (исключительно из благотворительных побуждений) новый псковский фестиваль. И организаторы не прогадали: завершающий аккорд действительно получился мощным и запоминающимся надолго. В любом случае второй фестиваль просто обречен на сравнение с первым, на что-то вроде «...а вы помните, как зажигал на сцене БКЗ филармонии Вадим Самойлов?».
Но перед Вадимом Самойловым зажигали другие ребята. Точнее, особые. Группа «Рур-рок», включившая в свой русско-немецкий состав воспитанников и преподавателей двух учебных заведений - школы «Рурталь» из города Хайнсберг (земля Северный Рейн-Вестфалия) и нашего Центра лечебной педагогики. Музыканты и вокалисты «Рур-рока» исполняли преимущественно легендарные хиты мировой рок-сцены, хотя была в их программе и своя песня: исполненный на русском и немецком языках гимн дружбе «Мы вместе».
Конечно, исполнительские способности ребят из проекта «Рур-рок», если подходить с профессиональной шкалой, что называется, любительские, но потому такое творчество и называется «другим» и полностью компенсируется необычайной искренностью и непосредственностью, вряд ли доступными самым виртуозным профессионалам.
«Их искусство - это не их профессия, у этого искусства совершенно другие цели, - пояснил концепцию фестиваля один из его организаторов, руководитель Театрально-концертной дирекции Дмитрий Месхиев на пресс-конференции, предварявшей гала-концерт фестиваля. - Они выходят на сцену не из-за денег или славы, как мы, а исключительно из интереса. Это - чистое творчество. И это не мы на них смотрим, а они на нас, и эти особые люди как раз и заставляют нас обращаться к себе, заглядывать внутрь души, задумываться о смысле собственного существования. То есть такое творчество это не столько терапия особых детей, сколько терапия людей обычных, вдруг открывающих для себя нечто иное».
«Задача артиста - общаться с сердцами людей, как бы пафосно это не звучало, - сформулировал свое понимание миссии художника Вадим Самойлов. - Всякое творчество - это вообще способность мотивировать себя в какой-либо деятельности. И в то же время традиционные формы искусства катализируют творческие способности индивида, позволяют ему выразить себя. Есть известность, которая нужна художнику для того, чтобы двигаться вперед, создавать новые творческие проекты, реализовывать замыслы, и есть чистое творчество. Так вот я - сторонник чистого творчества, мы часто играем бесплатно, просто потому, что мы любим выходить на сцену. Если бы этого не было, вряд ли бы из нас что-либо вышло. Нужно просто любить то, чем занимаешься и не ждать никакого успеха, продюсера и так далее. Я стараюсь по возможности принимать участие в подобных благотворительных акциях».
Этими словами Вадим Самойлов как бы поставил себя на один уровень с музыкантами, для которых музыка - часть арт-терапии. «Чем музыкант живет, тем и поет», - определил свое творческое кредо экс-лидер «Агаты Кристи» и высказался за то, чтобы особые дети, особые люди не отделялись от людей обычных, а жили вместе, обогащая жизнь друг друга.
«В детстве у нас в школе учился мальчик, который страдал тяжелой формой церебрального паралича, но при этом он был выдающимся шахматистом, - рассказал Вадим Самойлов журналистам. - Я за то, чтобы особые дети учились в школе с обычными детьми. Такая совместная жизнь обогащает и их, и особенно - нас».
С этими словами известного музыканта нельзя не согласиться. Думается, для многих обычных людей, псковичей, которые случайно попали на события фестиваля, «другое искусство» действительно открылось как нечто совершенно необычное и даже ошеломительное. Да, оно специфично по форме, поскольку в нем участвуют, его творят особые, необычные люди. И оно действительно - другое, потому что напрочь лишено лукавства и обмана, в целом свойственного искусству как форме коммуникации.
Этот удивительный спецэффект невозможно просчитать. Его нельзя сымитировать. Так же как профессиональный живописец не способен повторить шедевры наивного художника, так же и профессиональный актер не может взглянуть на зал как зритель. А вот особый человек может. В другом искусстве подобное превращение возможно, и исполнитель оказывается сразу в двух ролях - художника и зрителя одновременно. И понятно, что обычный зритель это видит и чувствует, и заражается этой особой энергией чистого творчества, данного им, особым детям, как бы в подарок за их «особость».
В том-то и фокус, что другое искусство порождает не только особые эмоции, например, эмпатию, сострадание, желание помочь и взглянуть на мир шире, другое искусство еще и мотивирует к творчеству, вообще - к жизнестроительству (повторяя Вадима Самойлова, как бы пафосно это не звучало): как же так, если особые люди могут, почему не могу я сам? Как часто банальный человек, что называется, профукивает и свой дар, и саму свою жизнь. И вот как раз другое искусство способно пробудить наши души, заставить очнуться от автоматизма повседневности. И в этом - тоже его миссия.
Кстати, по мнению Вадима Самойлова, пафос не так уж далек от простой жизни. В принципе - это одно и то же: жизнь и воодушевление, которое она порождает.
Александр Донецкий