Американская компания Nike не продлила франчайзинговое соглашение с Inventive Retail Group (IRG), которой принадлежит самая большая в стране монобрендовая сеть магазинов американского ритейлера. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на письмо президента IRG Тихона Смыкова сотрудникам компании.
Такое решение он объясняет тем, что Nike не может «в обозримом будущем» организовать поставки товаров в Россию. «По мере исчерпания товарных запасов IRG будет вынуждена закрыть все свои магазины под этим брендом», – пишет Смыков, добавляя, что для него эта новость такой же удар, как и для всех сотрудников. «Мы начинали совместный бизнес в 2012 году, с любовью выстраивали в стране лучшую сеть магазинов и в итоге 10 лет спустя оказались в ситуации, когда данный бизнес не может существовать», – резюмирует он.
PR-директор IRG Людмила Семушина подтвердила, что поставки продукции Nike приостановлены, а сам товар находится в дефиците. «В текущих реалиях мы не можем продолжать поддерживать работу монобрендовых магазинов и будем вынуждены их закрыть», – сообщила она, отказавшись комментировать отношения с производителем. В связи с операционными сложностями Nike приняла решение не продлевать существующие и не вступать в новые деловые взаимоотношения, включая UP&Run (входит в IRG – ред.), ответил представитель американского ритейлера. По его словам, деловая активность в стране приостановлена, но компания продолжает осуществлять все выплаты своим сотрудникам.
Непродление соглашения с IRG в целом может означать уход Nike с российского рынка, считает директор ритейл-департамента Core.XP Марина Малахатько. В марте 2022 года компания уже заявляла, что «не может гарантировать доставку товаров покупателям в России». Она остановила поставки, прекратила работу российского интернет-магазина и доставку в регион, а также временно закрыла все магазины в прямом управлении. С марта по май количество монобрендовых магазинов Nike в стране уже сократилось с 116 до 56, судя по официальному сайту компании. Из них 19 временно закрыты.
IRG управляет 37 точками Nike. Из информации на ее сайте следует, что девять магазинов сейчас не работают.
По данным Роспатента, франчайзинговый договор с дочерней компанией Nike в России был заключен с фирмами «Ап энд ран» и «А3 спорт» (входят в IRG). У обеих он истекает 26 мая, как и у еще одного франчайзи – ООО «Яр» (торгует брендом Nike в Сибири). 26 мая также истекает срок лицензии. Запрос в эту компанию остался без ответа. Очевидно, что все эти договоры продлены не будут, резюмирует эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская. По ее словам, причина кроется в геополитической обстановке. Кроме того, по ее словам, многим компаниям до сих пор не удалось решить логистические вопросы.
Тем не менее продукция под брендом Nike совсем не исчезнет c российского рынка. Так как оптовые дистрибуторы продолжают работать, ее можно будет купить в мультибрендовых магазинах, говорит региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева. С ней согласна и Рождественская, которая добавляет, что особенность «ухода» из страны ритейлеров состоит в том, что, боясь скомпрометировать бренд, они снимают вывески с монобрендовых магазинов, при этом стараются сохранить присутствие в мультибрендовых каналах и партнерских проектах. IRG также торгует товарами под маркой Nike в мультибрендовых магазинах Street Beat. Представитель компании не ответил на вопрос, останется ли продукция Nike в ассортименте мультибрендовых бутиков.
Правообладатель товарного знака может не продлить договор концессии, но прецедентов по массовому досрочному расторжению таких соглашений в связи с прекращением работы в России на российском рынке в 2022 году пока не было, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, заставить закрыться франчайзи – непростая задача и, пока договор действует, партнеры могут использовать бренд. В какой-то момент у них может закончиться товар, а Nike, скорее всего, уже не будет продолжать поставки и в этом случае встанет вопрос параллельного импорта, считает Бурмистров. Тогда, по его словам, франчайзи даже смогут значительно увеличить продажи, если в договоре нет явного запрета на закупки не у официального импортера.
А вот заменить Nike на аналогичный мировой бренд сейчас невозможно, так как все они также заморозили развитие в стране, отмечает Рождественская. С ней согласна и Малахатько, которая говорит, что для этого нужно найти бренд, который способен заменить такую мощную узнаваемую марку, как Nike, просчитать бизнес-модель, заключить соглашение и организовать логистику, закупить оборудование, разместить заказ на коллекцию и затем привезти ее в Россию. На выстраивание всех этих процессов нужно потратить минимум год, считает она.
А вот у арендодателей особых проблем быть не должно. Такие ритейлеры традиционно снимали хорошие площадки в стрит-ритейле и торговых центрах, на их помещения найти претендентов будет несложно, считает Хакбердиева. По ее словам, они будут пересданы в короткие сроки, поэтому потери от простоя у арендодателей будут не такими существенными. С этим согласна и Малахатько, которая добавляет, что, скорее всего, это будут или местные игроки (например, русские дизайнеры), или международные спортивные бренды вроде китайской Anta, Li-ning и турецкой Kinetix.