Сегодня в псковских средствах массовой информации прозвучала весть о том, что перед перемещением иконы «Спас Вседержитель» из экспозиции Псковского музея-заповедника на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь необходимо провести ее научно-реставрационное обследование. Если псковские реставраторы уже не первый месяц твердят о целесообразности и необходимости этой процедуры, то областные власти, по всей видимости, только начинают осознавать эту простую истину. Для проведения исследования иконы заключен договор с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации. По итогам обследования ценной иконы будет решена дальнейшая ее судьба. Все бы ничего, да срок на обследование выделяется слишком уж ограниченный - два месяца. Подробнее об этом корреспондент Псковской Ленты Новостей побеседовал с заведующей реставрационным отделом Псковского музея-заповедника Натальей Ткачевой.
- Наталья Михайловна, сегодня стало известно о том, что икону «Спас Вседержитель» перед передачей на временное хранение из Псковского музея-заповедника в Спасо-Елеазаровский монастырь передадут на научно-реставрационное обследование. Правда, срок уж слишком маловат для такой ответственной процедуры - всего два месяца. Каково Ваше мнение по этому поводу?
- На то, что за этот срок полноценно исследовать икону невозможно, отчетливо указано в заключении экспертов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря и Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). И тут я могу только подтвердить то, что написано в заключении.
Иногда люди совершенно не отдают себе отчет, что такое реставрация. Ведь человек не выходит после операции 18-летним плэйбоем. Точно так же происходит с любым музейным предметом. «Реставрация» во многих случаях означает «поддержание». Невозможно из древней иконы сделать новую, чтобы ее можно было дальше эксплуатировать, как пожелаешь. Мы говорим только о поддержании ее в удовлетворительном состоянии. И тем более, когда речь идет о таких древних иконах, как «Спас Вседержитель». Мне бы не хотелось, чтобы люди думали, что мы не реставрировали ее все это время. Мы ее постоянно поддерживали. А любое серьезное вмешательство так же болезненно для иконы, как хирургические операции, на которые человек идет уже тогда, когда без них дальше никак. Самое лучшее для иконы - поддержание ее в стабильном состоянии. Особенно это важно, когда мы имеем дело с такой ветхой, разрушенной временем и людьми вещью.
Вообще непонятно, почему Церковь требует возврат якобы конфискованного. Да никто «Спаса Вседержителя» не конфисковывал. Широкая публика не знает о том, что конфисковывали, как правило, драгоценные металлы. Совсем не нужны были большевикам иконы. Советская власть не воспринимала их как ценность. Уже в течение последующих десятилетий из закрытых церквей музейщики забирали эти иконы и спасали от разрушения.
- Наталья Михайловна, как Вы считаете, нет ли опасности, что институт сделает по состоянию иконы не совсем объективное заключение, выгодное одной из сторон конфликта?
- Нет, специалисты никогда не делают «нужного». Мне интересно другое: неужели нет у нас более интересных церковно-государственных пиар-компаний, чем ситуация вокруг «Спаса Вседержителя»? Приведу пример: я лично участвовала в возвращении в Псков иконы «Богородица Псково-Покровская» в 2001 году, которая находится в Троицком соборе. Это событие, несмотря на просто фантастическое значение, никак не прозвучало. Эту икону германские власти подарили Путину, когда он был в Германии в 2000 году. Потом ее целый год нам не хотела отдавать Патриархия. Спасибо немцам и администрации области во главе с Евгением Михайловым - удалось ее в Псков вернуть. И вот уже идет 10-й год, как икона к нам возвратилась. Отдельный вопрос, что церковь, которой мы много лет предлагали бесплатную реставрацию, так никак на нее и не пошла, хотя икона в ней очень нуждается. Возвращение Богородицы Псково-Покровской в Псков - событие с огромным государственно-церковным и патриотическим содержанием, и скоро с этого момента исполнится 10 лет. Вокруг этого можно было бы много всего сделать на уровне региона.
- Тем не менее, центр тяжести сейчас сместился в сторону «Спаса Вседержителя»…
- История с передачей Елеазаровскому монастырю «Спаса Вседержителя» - совершенно выдуманная. Это совершенно за уши притянутое событие. Я могу еще один пример привести, на который хочется обратить внимание губернатора. Когда возвращалась Тихвинская икона Богоматери, только наша бездарная епархия проигнорировала это событие, хотя больше всего имела отношения к Тихвинской иконе. Последние три года на российской земле во время оккупации она провела у нас. Она поддерживала людей в это нелегкое время и именно здесь стала считаться покровительницей беженцев. Но наша епархия ничего не сделала, чтоб эту икону по пути в Тихвин завезли к нам. Даже Рига смогла добиться разрешения Патриарха Алексия, чтобы икона остановилась там. И можно было бы совместно с Псковской епархией просить, чтобы Тихвинская икона прибыла сюда, организовать это, профинансировать. Это событие можно было бы приурочить к грядущему 65-летию Победы и 500-летию присоединения Пскова к Москве. Это была бы значительная государственно-церковная акция. И вдруг такое совершенно бездарное действие - передача «Спаса Вседержителя» Елеазаровскому монастырю! Потому что нет специалистов, которые могли бы посоветовать властям. Это просто выдумка какая-то, которая ровным счетом ничего не значит. Если бы у властей были деньги на восстановление Велико-Пустынского монастыря, тогда тема иконы «Спас Вседержитель» могла бы как-то звучать.
И еще хотелось бы сказать, что если вообще Церковь живая и развивающаяся, она не может жить антиквариатом. Должна развиваться иконопись - создание новых икон. Церковь не может жить в условиях: одну икону - в капсулу, другую тоже, здесь не клади, там не брызни святой водой, там не приложись. Да что это за церковь? Церковный обиход не может так существовать. Это ненормально. Церковь должна живо развиваться, а не выглядеть, как лавка древностей. Для этого существуют музеи - чтобы быть лавками древности.
Беседовала Татьяна Иванова