Общество

Запрет репетиторства: «за» и «против»

31.07.2024 17:44|ПсковКомментариев: 12

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему: «Запрет репетиторства: "за" и "против"» Передача вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).

 

Во многом благодаря переходу на систему ЕГЭ в последние десятилетия в России, и в Псковской области в частности, развился институт репетиторства. Профессиональные учителя с большим стажем стали уходить из школы и заниматься частной практикой. Многие из них оформились как самозанятые. Некоторые стали работать «в чёрную»… Впрочем, и те, и другие в сравнении с зарплатами в современной школе научились неплохо зарабатывать. Вот пример: если за одно занятие по предмету репетитор берёт тысячу рублей и имеет при этом, скажем, 5 часовых занятий ежедневно, то в итоге за 25 рабочих дней может заработать до 125 тысяч рублей. 

Здесь нужно иметь в виду, что хорошие репетиторы (опытные, с отличными показателями по сдаче ЕГЭ) в наше время нарасхват. К ним стоят очереди, а их контактные телефоны родители передают друг другу как самую большую ценность. И создал всю эту схему не кто-нибудь, а наше государство. Как? Очень просто — безобразно относясь к системе образования и к статусу школьного учителя.

Институт репетиторства сейчас «бурно развивается». И этот факт пугает Рособрнадзор — об этом некоторое время назад заявил его глава Анзор Музаев. Он отметил, что «Рособрнадзор намерен вернуть в школы репетиторов, которые покинули образовательные учреждения ради частной практики». И чтобы отнять у репетиторов хлеб, планируется «окончательно внедрить единый перечень учебников и образовательных программ». По логике авторов идеи, когда это произойдёт, количество детей, которые прибегают к услугам репетиторов, должно сильно сократиться. И частные педагоги будут вынуждены вернуться в школы.

Такой вот метод борьбы с дефицитом кадров в образовательных учреждениях. Средства массовой информации трактуют эти инициативы как попытку запретить институт репетиторства. И настаивают на том, что в ближайшее время появится и соответствующая законодательная инициатива. Регистрировать репетиторов, загонять их в рамки, поставить под контроль...

Но делается это всё вместо того, чтобы повысить зарплату, создать качественные условия работы, защитить учителей от нападок школьников и их родителей. Словом, вместо того, чтобы поработать над тем, чтобы педагоги сами захотели вернуться, загонять в школы, по всей видимости, их планируют из-под палки. Запрет репетиторства… Pro et Contra сегодня в программе «Дневной дозор».

Проблема того, что талантливые педагоги готовят ребят вне стен образовательных организаций, существует давно. «Каждый из нас, руководителей системы образования, очень бы хотел и делает всё для того, чтобы эти кадры вернуть в альма-матер, в школу», - отметил председатель комитета по образованию Псковской области Андрей Ермаков. И тем не менее, по его словам, это бывает непросто. Потому что чаще всего люди уходят из школы из-за размера денежного довольствия. И это, заверил собеседник, проблемный вопрос для всех регионов страны, не только для Псковской области. И на этом фоне введение единого перечня образовательных программ в попытках вернуть репетиторов в школы видится Андрею Ермакову действенным механизмом. Но не панацеей.

«Репетитор - это не просто занятия дополнительные. Это, как правило, подготовка к каким-то ключевым мероприятиям, ЕГЭ или Олимпиада. Если ты сдал этот ЕГЭ неважно, то, как правило, с репетитором легче всего договориться о том, что значит ЕГЭ так себе. Ну и, конечно, спросить с него будет трудно. Сегодня мы прежде всего говорим о том, что репетиторов надо в школы привлекать. Единые учебники, конечно, ограничивают количество маневра, который может применить педагог, рассказывая о том, что он обогатит ребенка знаниями иными, чем ему дают в школе, если, по сути дела, учебник единый. При всем при этом мы понимаем прекрасно, что то, чему в школе не научат, того и не спросят в рамках ЕГЭ, который является теперь вступительным там, где нет отдельных испытаний. Наверное, единообразие программ, о котором мы говорим, позволяет все-таки сделать менее востребованным тот труд, который вы упомянули. Я не вижу ничего зазорного в том, что дети и родители принимают решение с кем-то чем-то заниматься. Это нормально. Мы же читаем книги не только из школьной программы, но и любые из тех, которые нам кажутся интересными. Это абсолютно нормально. Самое главное — не питать иллюзий, что тут тебя будут готовить, и меньше внимания обращать на школьную программу, и больше внимания, например, на ту программу, по которой ты занимаешься с репетитором».

Андрей Ермаков добавил, что узнать, как научил и чему научил репетитор ребёнка, можно только после сдачи экзаменов. И если появляются нарекания, спросить с репетитора очень сложно — образовательных программ у него нет. Поэтому специалисты и заинтересованы в том, чтобы привлечь опытных педагогов в правовую плоскость. И для этого не только создаются единые учебники. Для этого растёт уровень оплаты труда, ремонтируются кабинеты, появляются новые профили подготовки, строятся школы.

Институт репетиторства существует даже не 100 лет, а побольше — заверила педагог, депутат Псковской городской Думы Татьяна Пасман. Еще гимназисты в XIX веке «подтягивали по предметам» тех школьников, которые самостоятельно не могли освоить программу. И связано с это с тем, что все дети разные, а значит на то, чтобы уяснить тот или иной материал, им нужно разное время. И сможет ли на эту тенденцию повлиять введение единой программы? Ответ очевиден.

«Институт репетиторства выполняет очень важную полезную функцию, которую сегодня в школе не выполняет никто. Это очень будет болезненно для таких школьников, кому сложно осваивать программу одновременно со всеми. В тех масштабах, в которых оно существует сейчас, репетитор пытается подменить саму школу. И это очень плохо, поскольку вообще невозможно заменить большой серьезный социальный институт, дающий, кроме знаний, еще и очень много других воспитательных, развивающих моментов ребенку, невозможно подменить его другим институтом. Но дело в том, что, к сожалению, на сегодняшний день система школьного образования сама вынуждает существовать этот институт, поскольку те программы, которые существуют сейчас в полном объеме, просто не усвояемы. Учебники, которые мы имеем сегодня, и по объемам, и по их содержанию очень тяжело, скажем так, усвояемы школьниками в рамках только обучения в школе и самостоятельно».

«Единый перечень учебников и образовательных программ — не значит "хорошо усвояемый"», - подытожила Татьяна Пасман, намекая на то, что репетиторы всё равно будут нужны. Собеседница добавила, что умереть институт репетиторства может только сам по себе. Но для этого нужно решить целый комплекс проблем.

Если бы у учителя была достойная зарплата, возможно, «многие репетиторы бы и вернулись в школы». Но пока не будет достойной зарплаты, люди всё равно будут заниматься частной практикой — такую логическую цепочку построила заместитель директора псковской гимназии №29 Татьяна Ильина. Она же ко всему прочему добавила: пока есть спрос, будет и предложение. Ну а попытка «отобрать у репетиторов хлеб» путём внедрения единых учебников у собеседницы и вовсе вызвала недоумение.

«Думаю, это вообще никак не повлияет на количество репетиторов, потому что, мне кажется, наоборот, это облегчит работу. Будет единая программа, единые учебники. Репетиторов ищут все, кому либо нужно хороший балл на ЕГЭ получить, либо просто нужно, чтобы им помогли, либо те, кому нужно этот порог перейти, и школьной программы недостаточно или она упущена. Репетитор подтягивает ученика, школьный учитель не сможет этого сделать. Он выполняет программу, обязан выполнить. А репетитор может вернуться, так скажем, к материалу 9 и 8 класса даже в 11 классе, если это требуется ученику».

По словам Татьяны Ильиной, идею запрета репетиторства можно воспринять как попытку государства исправить свои ошибки за счёт людей.

Схожее мнение и у многодетной мамы, арбитражного управляющего Ульяны Михайловой. Она отметила, что здесь мы имеем дело с «любимой моделью поведения государства» — не регулировать проблему (в нашем случае проблему нехватки учителей), а запретить то, что косвенно касается её.

«Как вообще вопрос запрета нам поможет решить нашу гражданскую ситуацию? Никуда не уйдут такие родители, как я, которые не могут самостоятельно сопровождать по разным мотивам образовательный процесс своих детей. Никуда не уйдут родители другие, которые хотят дать планку выше, чем дает образовательная школа. И куда, собственно говоря, уйдет тот момент, что сам ребенок не может разобраться в образовательном процессе, и все равно дают много домашних заданий. С этой точки зрения я, конечно, вот эти все запреты вообще не люблю. Я считаю, что все проблемы должны решаться теми методами, которыми они должны решаться. Дайте учителю зарплату 3 тысячи в час. Мое глубокое убеждение, что на территории нашей страны должны учителя и медики получать больше всех заработную плату. И когда вот этот правильный подход к распределению бюджетных денежных средств на зарплату произойдет, будут там самые лучшие, будут там учить наших детей, и школа сможет решать все поставленные задачи».

Директор Псковской школы №47, член Общественной палаты Псковской области Иван Шагин признался, что сам имеет опыт работы репетитором. Поэтому однозначного ответа на вопрос «а нужно ли запрещать репетиторство?» дать не может. По словам собеседника, механизм запрета такой деятельности как попытка вывести репетиторов из серой зоны - имеет право на жизнь. Однако Иван Шагин отметил, что «в Псковской области большинство репетиторов сейчас существуют в серой зоне». И поэтому от правоохранительных органов, если на то будут правовые основания, потребуется очень долгая и кропотливая работа.

«В рамках общеобразовательной школьной деятельности, наверное, наиболее мотивированным ученикам может не хватать каких-то знаний, навыков, развития этих навыков и знаний, умений, и поэтому репетиторство имеет право на существование. Это попытка восполнить существующий учебный дефицит с помощью специально обученных преподавателей. Почему нет? У меня есть ряд хороших знакомых. Часть из них действуют вполне официально. У них зарегистрирована самозанятость или это индивидуальные предприниматели. И я думаю, с учетом доходов, которые они получают, организуя свою деятельность, наверное, их вернуть в школы будет невозможно. Не забываем, что даже в городе Пскове сейчас имеют место расценки на репетиторов на уровне Москвы и Санкт-Петербурга. Это явление спровоцировано, как я понимаю, пандемией. Внезапно все узнали о существовании дистанционной технологии и в принципе некоторые мои знакомые посредством дистанционной технологии занимаются репетиторством по московским или питерским расценкам с московскими или питерскими школьниками».

Не пойдут репетиторы в школы ещё и по другим причинам. Из-за бумажной работы, из-за необходимости писать конспекты урока, выстраивать отношения с завучем, методистом, родителями...

К слову, преподаватель истории, репетитор Валерий Митин на этом фоне убеждён: «Любое запрещение подобного рода бессмысленно». Если услуга востребована, кто-нибудь да будет её оказывать. Просто делаться это будет окольными путями. Ну а идею о внедрении единых программ, в том числе ради того, чтобы вернуть репетиторов в школы, собеседник оценил так...

Фото: ПсковГУ

«Если это делается только ради того, чтобы отнять хлеб репетитора, то это слишком гигантская задача для того, чтобы только кого-то обидеть, что называется. Не вижу никакого смысла. Если бы у этого мероприятия были более масштабные цели и задачи, тогда можно об этом поговорить. Ради того, чтобы лишить работы репетиторов, это смешно. Это очевидная, наверное, вещь — недостаточная оплата труда. Этим занимаются не только из-за того, что там какие-то плохие условия сами по себе. Не хочется заниматься в школе, потому что низкая оплата труда за эти условия. Исправьте это - будет гораздо больший эффект».

Позиция «запретить и не пущать неверная» — на этот фат указал арбитражный управляющий Дмитрий Римша. И это демонстрирует история нашей страны. Взять хотя бы антиалкогольную кампанию в Советском Союзе… Есть спрос — будет и предложение. Просто будет уже не частный репетитор, а ООО «Репетитор» с директором, бухгалтером и педагогами. Но и ставка для родителей при таком раскладе будет выше. Однако регулировать эту сферу всё-таки нужно. Почему? В ответ на это собеседник привёл историю из жизни своей семьи.

«Столкнулся с ситуацией по химии в конце прошлого года. Никто не может посоветовать, к кому обратиться. Я в школе не очень понимаю, у меня есть проблема. И вот, пожалуйста, помогите. Онлайн-школа, есть предложение бесплатного урока. Потом звонит менеджер, у которого задача продать продукт. Она говорит, что учитель нам порекомендовал 56 занятий, 86 тысяч рублей. В школе в году химии у нас меньше 50 занятий, я не думаю, что 56 нам нужно. Ребенок говорит, что все понял, 4 знания хватило. Регулировать - да, но не запрет».

Идею запретить репетиторство не поддержали практически все из наших собеседников. Лишь некоторые из них увидели в этой инициативе возможное средство для привлечения педагогов обратно в государственные школы. К слову, практически такой же «расстановка сил» оказалась и среди читателей Псковской Ленты Новостей. 62% участников тематического опроса назвали запрет репетиторства бредом. 23% усомнились, что это осуществить подобное реально, ведь частные педагоги вполне могут уйти в тень. И лишь 9% полностью подержали запрет, настаивая, что учиться нужно в школе, а не на дому.

Светлана Пикалёва

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 15 человек
ПравилаКомментарии 12
Все опрошенные "авторитеты" при должностях!, любое слово против "партии и правительства" означает потерю должности. Соответственно, никто не будет открыто выступать против инициатив правительства.
Как родитель я считаю что учитель, так же как и врач, это вторые люди в жизни ребёнка по значимости после папы и мамы, а Школа в целом это второе место после дома, после семьи.
Но!
То свинское отношение к учителям и врачам, которое демонстрируют ученики при полном попустительстве родителей - недопустимо.
Поднимите зарплаты.
Защитите юридически от нападок неадекватов!
Примите законы !
Если сами придумать не можете, посмотрите как это реализовано у капиталистов.
3
Sopova Igorina 31.07.2024 20:15
Вы чего, Алекс… капиталисты это ж враги ;-
А закон в России, как известно что дышло.
3
Уменьшить наполняемость классов до 20 человек - это улучшит качество работы школы, глядишь - и репетитор не потребуется.
Формировать классы с участием психолога - уверен, что в класс должен состоять из разных по темпераменту и способностям ребят - и не заснут, и урок не порвут - рабочая, живая атмосфера (в основном так и выходит, но бывают катастрофические отклонения).
И осознать смысл фразы из ЕГЭ-инструктажа: "все задания составлены на основе школьной программы".
Как вариант - систему поменять на 8+2+1: основная школа(8лет)+средняя(2года), потом ЕГЭ, из плохо сдавших/непоступивших набирать 11 класс и составлять инд.уч. план с уроками только по ЕГЭ- предметам.
Взгляните на "детей" - многие из них готовы к окончанию школы в 17 лет.
1
А врачей из частных клиник в бесплатную медицину не хотят вернуть? Здоровье поважнее будет.
2
Единые учебники - это счастье! Счастье для для тех, кто собирается учиться дальше. Единая программа - это и единые требования! А репетиторов станет меньше,, но они будут нужны длятех,кто слаб здоровьем, для тех, кто хочет знать больше, чем в программе, для тех, кому предмет достается тяжело и пр. Когдамы будем в Думу выбирать простых учителей и врачей, а не хапуг, то и зарплаты у тех,кто Работает,вырастут.
2
Лена Косых 01.08.2024 02:30
Все, что написано - очередной бред.
Этого не будет никогда! Кто сейчас работает в школе? Кто работает в здравоохранении?
Постковидные студенты и гастарбайтеры, сидящие на приеме с переводчиком .
Хотели ввезти экзамен по иностранным языкам в обязательном порядке? Отменили.Базы нет.Учителей не хватает.Нагрузка большая.Знаний у детей нет .
Чиновники придумывают все больше и больше писанины для учителей и преподавателей педвузов.
Учебники по англ.яз перегружены материалом.Нет в них системы .Много допускается неточностей и есть ошибки
Цель учебников по англ.яз - просмотровое чтение, а не выработка навыков
Кто то пишет про единые учебники?
Да нет и не будет универсальных учебников по англ.яз.


1
Sopova Igorina 01.08.2024 08:53
Вы чего, Алекс… капиталисты это ж враги ;-
А закон в России, как известно что дышло.
0
Olga Nechukina 01.08.2024 10:48
Я работаю репетитором. Кто мои ученики? Дети, которые не успевают усваивать школьную программу в предложенном (очень быстром) темпе, пропустили часть программы (по болезни, например), не поняли материал. Не в учебниках дело, не в учителях, не в зарплате. Любая программа рассчитана на среднестатистического ученика (около 5 человек в стандартном классе). К примеру, на некоторые темы в программе заложен 1 урок! Как ученик начальной школы может понять, обработать и усвоить тему за 1 урок?! Я рада, что могу дать детям материал интересно, в играх, увлекательных заданиях, проработать то, что пропустили и не поняли, научить учиться, влюбить в предмет. Когда у учителя 35 детей в классе, вряд ли есть поле для маневра и творчества. Почерк, каллиграфия, диктанты, сочинения, грамматика по английскому пролетают мимо. В учебниках на каждую тему 1-4 упражнения. Далеко не каждый ученик сможет автоматизировать материал за 4 упражнения. По английскому очень часто дают задания в МЭШ, где ошибки приводят к плохой оценке, которую нельзя исправить, мотивация от троек исчезает полностью. По русскому дети просто не умеют писать, не понимают, зачем нужны разборы, правила, как это все применить в жизни. Я могу спокойно отработать, объяснить и разложить по полочкам. Кстати, в советское время роль репетиторов выполняли отличники или сами учителя, которые бесплатно после уроков подтягивали слабых учеников.
0
Ренат Юлушев 01.08.2024 12:47
Репетиторство было, есть и будет!
Хотите вернуть педагогов в официальную систему образования? Хорошее дело.
Что имеем? 1. Низкая оплата труда. 2. Плохое отношение к учителям. 3. Высокая загруженность педагогов ( бумажная волокита, наполняемость классов ).
Решение перечисленных проблем: соблюдение уже существующих законов и психолого-педагогических норм.
1. Государство выделяет огромные деньги на образование и, в частности, на оплату труда педагогов: посмотрите финансирование учебных заведений в интернете ( это не секрет ), а можно ещё добавить пункт "зарплата каждого учителя поименно" ( не надо прятаться за формулировкой "тайна доходов" - это не "частная лавочка", а государственное учреждение ). Проблема в распределении этих средств. Решение проблемы - соблюдать статью закона об образовании: "Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации: 1) избирается общим собранием, конференцией работников образовательной организации..." Хорошо бы добавить пункт о сроках пребывания на должности ( максимум 4-5 лет ). Даже президент переизбирается через определенный срок. А этих как назначили "сверху", так они и сидят "пока ногами вперёд не вынесут". И хорошо бы добавить пункт о запрете директорам принимать и увольнять педагогов - педагогический коллектив сам должен решать кого принимать, а кого увольнять из педагогического коллектива ( директору оставить только решение хозяйственных и организационных вопросов ). Таким образом, директор, избранный из коллектива, будет ответственным перед своим коллективом, а не перед вышестоящим чиновником, назначившим его на должность. Избранный директор будет соблюдать все финансовые обязательства перед коллективом и защищать интересы своего коллектива.
2. Уважение к учителям - смотреть пункт первый. Будет большая зарплата - будет и уважение. Избранный директор будет правильно распределять зарплату, а также будет защищать своих учителей перед скандальными родителями, жалующимися в министерство образования по любому поводу.
3. Загруженность учителей бумажной волокитой - смотреть пункт первый. Избранный директор не будет необоснованно нагружать своих коллег излишней документацией.
Наполняемость классов - давайте соблюдать психолого-педагогические нормы согласно которым в классе должно быть минимум 9, максимум 15 человек. Таким образом и эффективность образовательного процесса повысится ( и репетиторы не понадобятся ). У кого-то "расширились глаза от удивления"? А вы почитайте работы российских педагогов-психологов К.Д. Ушинского , Л.С. Выготского.
Вот решение многих проблем. И не надо чрезмерного финансирования. А ещё можно даже сэкономить - контроль со стороны министерства уменьшится, а значит и весь огромный штат министерства образования сократится. Вот вам и рабочие руки... А вы говорите не хватает рабочих рук для подъёма экономики. На заводы их, на фабрики...
0
Ольга Лунева 02.08.2024 07:45
Освободите учителей от бумажной волокиты, зарплату достойную .А репетиторы вообще ах....ли час математика начальные класс 1000руб ну куда это
0
Ольга Лунева 02.08.2024 07:45
Освободите учителей от бумажной волокиты, зарплату достойную .А репетиторы вообще ах....ли час математика начальные класс 1000руб ну куда это
0
Репетитор нужен в двух случаях: когда ребёнок не смог усвоить материал в рамках учебного процесса; когда ребёнок желает сдать ЕГЭ на оценку выше тройки. Ибо на эту пресловутую тройку в школе его научат по любым учебникам и в классе с любой наполняемостью. Те, кто пишет вот эту всю ересь про плохие учебники и ковидных педагогов, никогда не работали в школе. Учебный процесс лежит на трёх китах: опрос, новый материал, закрепление. Время урока тоже эмпирическим путём обосновано. Но для среднего ученика. Лентяи, много болеющие, тормоза и их модификации с гаджетами не могут вписаться. Вот им репетитор. Раньше учитель оставлял после уроков или давал поручение успевающему ученику заниматься с отстающим. Теперь это не в трэнде. Тоже самое и по поводу ЕГЭ. Упустил, забыл материал - добрый репетитор в помощь. И это нормально. Вызывают глубокое недоумение дикие танцы министров и депутатов вокруг этого вопроса. Вам что больше заняться нечем?
0
Рейтинг@Mail.ru