Общество

Часовой у моста

01.03.2023 15:28|ПсковКомментариев: 0

На этот год запланирована масштабная операция, посмотреть на которую соберется весь Псков. Рядом с Ольгинским мостом насыплют холм, на который автокран поднимет Анастасиевскую часовню. Полвека назад такое уже было, только наоборот: часовню распилили, сняли с возвышения и упрятали под мост. Накануне грандиозного события Псковская Лента Новостей рассказывает увлекательную историю постройки, в которой сплелись чума, взятие Риги, угасание рода купцов Поганкиных, вымирание и выгорание Пскова, строительство первого моста через Великую, мавзолей Ленина, росписи по эскизам Рериха, ночные дежурства ученых и запрет для туристов заходить внутрь часовни.

 

Фото Вадима Боченкова.

1710 год

Взятие русскими войсками Риги в ходе Северной войны со шведами имеет для Пскова катастрофические последствия. Армия возвращается домой через Псков. В качестве «трофея» солдаты приносят с собой чуму. Моровое поветрие, как тогда называли смертоносные эпидемии, выкашивает население города. Историк Юрий Степанов приводит данные проведенной на следующий год переписи: число жителей сократилось с 19003 до 5714 человек. Среди тех, чьи жизни унесла чума — внук знаменитого купца Поганкина, род на этом обрывается. В ноябре город сгорает почти дотла, за исключением нескольких каменных построек, из-за того, что некому было тушить пожар. К обезлюживанию добавилась потеря статуса центра международной торговли: граница империи отодвинулась на запад, а основные торговые потоки пошли через недавно выстроенную новую столицу — Петербург. Все это привело к экономическому упадку Пскова.

Последним рывком умирающего города стала попытка «запереть» чуму за рекой Великой. 1 сентября на завеличенском — тогда мало заселенном западном берегу — строят деревянную обыдённую часовню, то есть возводят ее за один день. Посвящают часовню святой Анастасии, защитнице больных, рожениц, гонимых и заключенных.

Интересно, что в Пскове есть и церковь, посвященная той же святой и построенная по тому же поводу, но на два с половиной века раньше. Не менее свирепо чума прошлась по городу в 1487 году, еще во времена независимой вечевой республики. В тот раз от чумы умер князь Ярослав Васильевич Стрига Оболенский вместе с женой и сыном. За месяц до смерти он распорядился возвести обыдённую церковь в честь Анастасии Узорешительницы. Перестроенная позже в камне, она стоит сейчас в Детском парке напротив каверинской библиотеки.

Кстати, при том же князе началась история Псково-Печерского монастыря, 550-летие которого будет отмечаться в нынешнем году. А история Анастасиевской часовни с момента постройки неразрывно связана с переправой, у которой она стоит. Вскоре ее перестроили в камне. Формы лаконичные: четверик (основной объем на четыре стены) под четырехскатной кровлей и четырехгранным шпилем.

1908 год

В Петербурге происходит событие колоссальной для Пскова значимости. Государственная Дума принимает решение о выделении городу денег на строительство первого настоящего моста через Великую, а царь Николай II одобряет это решение. Веками полноводная река затрудняла сообщение между разными частями города. Ближайший брод — в Выбутах. Зимой псковичи перебирались с берега на берег по льду, а летом устраивали наплавной мост, лежавший прямо на воде. Ночью центральные секции убирали, давая проход судам.

Старая Анастасиевская часовня за мостом слева.

Завеличье разрасталось, и такое положение дел стало настоящей проблемой. Например, в 1897 году на Завеличье сгорел гончарный завод, пожарная команда не смогла попасть туда из центра — мост по ночному времени был разведен.

1911 год

Открывается свежепостроенный мост, которому с высочайшего соизволения дают название Ольгинский. Мост открывают в ноябре, а в августе закладывают новую Анастасиевскую часовню. Старая постройка обветшала и с согласия духовенства ее убрали внутрь насыпи, на которую опирался мост на завеличенском берегу. На этой же насыпи возвели новую часовню.

За архитектурную часть отвечает Алексей Щусев, построивший позже мавзолей Ленина. На волне возрождения интереса к русской культуре при проектировании псковской часовни он использует традиции местного зодчества: над четвериком возвышается луковичная главка на барабане, из декора — орнаменты бегунец и поребрик. Плита, на которую нанесены имена создателей часовни, стилизована под керамиду, традиция их создания берет свое начало в Печерском монастыре. Получился типичный псковский средневековый храм в миниатюре.

Фото с сайта правительства Псковской области.

Зато внутри посетителей ждало много удивительного. Неожиданности начинались со входа. Его обустроили прямо с моста, то есть дверь оказалась в северной части здания, а не в западной, как это принято в православной традиции.

1913 год

По эскизам Николая Рериха часовню расписывает иконописец Георгий Чириков (он после революции будет работать в составе группы авторов раскрывших «Троицу» Андрея Рублева до авторского слоя). «Внутреннее убранство отразило идею заступничества святых и Небесных сил за Псков», - сказано на сайте Псковского музея, в ведении которого часовня находится сегодня. Среди росписей — изображения святых псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, под потолком можно увидеть звезды, солнце и луну. Элементом художественной композиции становятся река Великая, воды которой хорошо видны в окошко, и Троицкий собор, панорама на который открывается в дверном проеме.

Выполненный Николаем Рерихом эскиз росписи вокруг дверного проема. Коленопреклоненные фигуры по бокам - святые псковские князья. Фото с сайта Псковского музея.

1924 год

После революции часовню перепрофилируют— не пропадать же зданию на проходном месте. Главку сносят, религиозные росписи закрашивают, а внутри устраивают торговлю. В разное время часовня выполняет функции керосиновой лавки, газетного киоска и кассы кинотеатра.

1967 год

Через реку Великую перекидывают второй мост — имени 50-летия Октября. Благодаря этому становится возможной перестройка моста Советской армии (бывший мост Красной армии, он же бывший Ольгинский).

Незадолго до разборки старого моста.

В войну он дважды был взорван, одна секция с ажурными металлическими арками до сих пор лежит на дне Великой. После освобождения мост подлатали, но городу требовалась современная переправа.

1969 год

Мостостроители выносят вердикт: часовня мешает. Ее решено снести. Ответственные чиновники не верят словам местных ученых про Щусева и Рериха. А доказательств нет. Часовня постоянно находится под угрозой сноса, защитники старины организуют ночные дежурства у стройплощадки, чтобы наутро не обнаружить руины на месте ценного памятника.

Псковских искусствоведов выручают коллеги. В Ленинграде в запасниках Русского музея обнаруживают те самые эскизы Рериха, по которым расписана часовня. Расчистки на стенах подтверждают — это Рерих.

1970 год

Несмотря на свою ценность, часовня все еще мешает стройке. Проводится рискованный маневр.

Сначала постройку распиливают надвое, половинки спускают вниз, там соединяют. Часовню разворачивают в правильной ориентации запад-восток, при этом нарушают замысел автора росписей. Возвращают барабан и маковку-луковку, однако сразу заявлено, что это временные решения, так как они несколько меняют исторический облик памятника. В том же году открывается обновленный мост.

1974 год

Часовня ставится под охрану государства. Сегодня она имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

1990-е годы

Никто точно не скажет, когда появляется забор вокруг недостроенной гостиницы «Интурист» (сегодня она же недостроенный бывший кампус ПсковГУ и недостроенный будущий парк «Россия — моя история»). Однако Анастасиевская часовня оказывается за забором. Фактически, на частной территории. Туристы могут посмотреть на объект с моста или сквозь сетчатое ограждение. Спустя время в заборе рядом с часовней образуется дыра, облегчающая любителям старины доступ к национальному достоянию.

Фото с сайта правительства Псковской области.

2011 год

К столетию часовни музей белит внешние стены, красит крышу и главку. Однако самое страшное происходит внутри — со стен под ноги осыпается красочный слой. В стенах сквозные щели, и погода на улице быстро становится погодой внутри часовни. Температуру и уровень влажности внутри невозможно отрегулировать, так как к часовне не подведено электричество, некуда воткнуть даже бытовой обогреватель. Специалисты заявляют, что укрепление и реставрация росписей должны происходить одновременно с архитектурной реставрацией памятника.

Фото с сайта правительства Псковской области.

2013 год

Музей готовит первый проект архитектурной реставрации часовни. Однако получить в федеральном центре финансирование на его осуществление не удается.

2017 год

Пост врио губернатора Псковской области занимает Михаил Ведерников. Он лично поддерживает заявку на реставрацию памятника, вновь направленную музеем в Минкульт. Однако ведомство в очередной раз игнорирует просьбу псковичей. Несколько других заявок также остаются без удовлетворения.

2020 год

Фонд имени Елены Ивановны Рерих запускает целевую благотворительную программу по сохранению Анастасиевской часовни, находящейся в остроаварийном состоянии. Ее результатом специалисты хотят видеть восстановление исторического облика памятника, сохранение настенной живописи и перенос часовни на более безопасное место.

Эскиз с сайта Фонда Елены Рерих.

Такое место находится совсем рядом, всего на несколько десятков метров дальше от моста. Перенос позволит защитить часовню от вибраций, возникающих во время движения транспорта. К тому же, областные власти задумали вновь перестроить мост, его состояние тоже оставляет желать. Когда начнутся работы, часовня повторно может оказаться «лишней».

При переносе часовню развернут так, как она стояла на мосту после постройки, то есть будет восстановлен замысел Рериха, вписавшего в композицию росписи окружающий ландшафт.

Пока что в дверном проеме вместо вида на Троицкий собор - картина разрушения еще одного памятника, Дома Батова.

Проект предполагает, что постройка опять окажется на возвышении. Однако на этот раз внутри холма расположится климатическое оборудование и помещение смотрителя для постоянной организации экскурсий. Кроме того, холм поможет сохранить часовню в случае весеннего разлива реки.

Эскиз с сайта АНО «Возрождение объектов культурного наследия».

На сохранение часовни начинается сбор пожертвований. Для привлечения внимания к памятнику фонд выпускает на YouTube документальный фильм «"Анастасия" — значит "возрождение"» и запускает сбор подписей за сохранение часовни. Среди подписантов Наталья Бондарчук, Александр Градский, Любовь Казарновская, Ирина Винер-Усманова, Ксения Алферова.

При поддержке митрополита Тихона (Шевкунова) к работе подключается АНО «Возрождение объектов культурного наследия».

2021 год

К 110-летию часовни Псковский музей совместно с Фондом Елены Рерих и Центром Рерихов проводит во Дворе Постникова выставку «Хранительница Пскова». Посетителям рассказывают не только о создании и росписи часовни, но и о Пакте Рериха — документе, заложившем основы международного права в области сохранения объектов культурного наследия, — и о вдохновляющей роли Пскова при создании пакта.

Музей прекращает проведение в часовне экскурсий. На деньги, собранные Фондом Елены Рерих, проводятся противоаварийные работы. Росписи расчищают от грязи и копоти. В ожидании полноценной реставрации их заклеивают специальной бумагой, предотвращающей появление новых загрязнений и осыпаний.

К концу года в часовне появляется электричество, ее хранители градус за градусом выравнивают внутри температуру.

2022 год

Музей покупает и ставит в часовне сигнализацию и осушитель воздуха.

Пока проект реставрации проходит согласования, продолжается сбор средств на многочисленных благотворительных мероприятиях и решается вопрос с землей. После выкупа «Интуриста» под университетский кампус участок, на который собираются перенести часовню, оказался в собственности Министерства образования. Оно соглашается передать землю Псковскому музею.

2023 год

В феврале АНО «Возрождение объектов культурного наследия» сообщает, что проект реставрации Анастасиевской часовни, подготовленный фирмой «Арт Рус», прошел государственную экспертизу.

По существующему к настоящему моменту плану перенос часовни намечен на лето, архитектурная реставрация — на начало осени, вслед за ней — реставрация фресок.

Юлия Магера

опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 226 человек
ПравилаКомментарии 0
Рейтинг@Mail.ru