Официальная статистика говорит, что количество подписок на российские telegram-каналы за последний месяц увеличилось более чем на 40 миллионов. Свои каналы повально стали создавать не только звезды, инфлюенсеры и политики, но и простые пользователи, полагая, что с легкостью смогут вести странички, как в прежних соцсетях. Многие не учли того, что telegram по своей механике больше похож на мессенджер, что там нет новостных лент, где фотографии с завтрака или деловой встречи увидят друзья и подписчики. Культура ведения tg-каналов уже сформировалась, там используют совсем другие способы подачи и распространения информации. Особенно тяжело сейчас приходится тем, кто привык постить исключительно фото или видео-контент, который не сопровождается никаким текстом или пояснениями.
После того, как Meta* (компания, владеющая соцсетями Instagram* и Facebook*) была признана экстремистской и запрещена на территории России, тысячи предпринимателей потеряли основной источник дохода, десятки тысяч людей потеряли один из важных маркетинговых каналов. А сам интернет-маркетинг лишился более 60 миллионов потенциальных покупателей. Горькие слезы, поминки любимой соцсети, мольбы о подписке в «ВКонтакте», бесконечное количество ссылок на Telegram-каналы, прощальные истории и последние посты. Чего только не было в Instagram* за последние пару недель.
Часть представителей малого бизнеса в Пскове остановили постинг в Instagram* и создали TG-каналы. Специфические способы их ведения показывают, что многим владельцам цветочных лавок, кондитерам, бровистам и мастерам маникюра мир загадочного Telegram совсем не знаком. Какой контент публиковать, как привлекать аудиторию, где в Telegram можно оставить свои контакты или принять заказ, многие вообще не понимают.
Вот, например, одна из известных в городе цветочных лавок набрала в telegram своих первых сто подписчиков. При этом контент канала очень странный. Его можно было бы считать уместным и даже привлекательным в Instagram*, но вот для TG такое совсем не годится – большинство постов просто фотографии букетов. При этом в описании канала нет ни слова о том, как эту красоту можно заказать или хотя бы связаться с магазином. В ленте постов даже не закреплено сообщение с номером телефона или ссылкой на соцсеть, где можно пообщаться с продавцами напрямую. То есть, ты посмотрел на товары и гуляй дальше. Смысл создания и ведения подобных пабликов не ясен совсем – бесполезная трата времени и ресурсов.
Некоторые предприниматели совсем не парятся – в описание своих каналов просто добавили текст из Instagram*, где, например, просят покупателей для заказа написать в директ. Для тех, кто тоже пока не разобрался в Telegram, скажу, что никакого директа с сообщениями в этой соцсети просто нет. Подобных примеров неумелого пользования соцсетью среди псковских бизнесменов много. Так и что же, Telegram просто не подходит для бизнеса? Нет, все можно адаптировать, но в данном случае обязательно придется изучить матчасть. Иначе никак.
Однозначно есть и удачные кейсы. Некоторые псковские политики достаточно быстро адаптируются к новой реальности. Например, глава администрации города Борис Елкин уже набрал в Telegram больше 1200 подписчиков. По постам видно, что он или его SMM-специалист отлично понимают, что делают. Посты выходят ежедневно, что позволяет пользователям не терять канал из виду – он постоянно поднимается в общем списке остальных подписок. Среди контента есть и тексты, и фотографии, посты оформлены удобно для читателя – главные мысли выделены абзацами, жирным шрифтом, проиллюстрированы эмодзи. Благодаря интересному и простому стилю подачи информации, некоторые посты главы администрации набирают до 5 тысяч просмотров.
Самый бурно развивающийся TG-канал в Псковской области принадлежит губернатору Михаилу Ведерникову. Примерно за месяц он набрал более 20 тысяч подписчиков. Конечно, масштабы пока несравнимы с его страницей в Instagram*, где было почти 100 тысяч подписчиков, но это явно вопрос времени. Перед тем, как повесить замок на свои аккаунты в признанных экстремистскими соцсетях, глава региона предусмотрительно оставил ссылки на страничку «ВКонтакте» и Telegram-канал. Так что аудитория успешно перетекает, уверена, что 20 тысяч подписчиков – не предел.
Результаты по местным меркам просто феноменальные. Темпы роста страницы главы региона значительно превысили скорость развития канала Льва Шлосберга, который до недавнего момента оставался самым крупным каналом Псковской области. Сейчас он насчитывает 11 374 подписчика, а создан был аж в далеком декабре 2016 года.
В псковском сегменте появился и TG-канал, представляющий интересы всех депутатов сразу. Канал «Собрание 60» от Псковского областного Собрания депутатов был создан 11 марта. За это время на него подписались более 300 человек. Канал ведут профессионалы – в оформлении постов выдержана единая стилистика, информация появляется в канале раньше, чем на официальных сайтах, что повышает его уникальность. В целом, у «Собрания 60» есть неплохие шансы стать депутатским рупором и доступно объяснить простым обывателям, чем именно занимаются политики на сессиях.
11 марта свой Telegram-канал завел и первый заместитель председателя Совета Федерации, сенатор от Псковской области Андрей Турчак. На его канал подписались уже почти 5 тысяч человек. Политик также старается выкладывать хотя бы один пост в день, тексты часто иллюстрирует фотографиями, делает много репостов с других TG-каналов со смежной тематикой. Темпы прироста подписчиков в текущий момент времени можно назвать средними. Для сравнения в Instagram*, который сенатор вел на протяжении 9 лет, на него были подписаны более 30 тысяч человек. При публикации последнего поста в соцсети Андрей Турчак оставил прямую ссылку на канал в шапке профиля. Да и вопрос с наращиванием количества подписчиков для политика такого уровня явно решится со временем, как только аудитория окончательно освоит Telegram.
А вот коллега Андрея Турчака заместитель председателя комитета СФ по социальной политике, сенатор от Псковской области Елена Бибикова даже такими успехами в Telegram похвастаться не может. Хоть и создала канал на два дня позже – 13 марта. Сейчас на нее подписаны 149 человек. Хотя посты хорошо оформлены, такой медленный рост, скорее всего, связан с тем, что сенатор публикует у себя на канале много профильной информации, которую подписчики легко могут найти на просторах интернета. Пока среди постов нет никаких инсайдов, уникальной информации или аналитики.
Больше пока никто из псковских политиков особой яркостью или стремительностью развития своих Telegram-каналов не отличился. Но время диктует свои правила, в ближайшие месяцы мы явно будем встречать все новые и новые страницы депутатов, чиновников и предпринимателей, которые будут пиарить друг друга, обмениваясь аудиторией.
Ксения Журавкова
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.