Для чего псковской Епархии здание бывшей Консистории? – об этом в интервью корреспонденту ПЛН рассказал руководитель информационной службы Псковской епархии священник Андрей Таскаев:
- Семь лет назад Кремль был запущен, совсем не охранялся. Сердце Пскова, его исторический, духовный и административный центр - никому не принадлежал и находился в полном запустении.
Единственный надзор был – реставрационный, чтобы все окончательно не разрушилось. Затем получилось договориться с бывшим губернатором Евгением Михайловым, он взялся обеспечить охрану Кремля. Но областная администрация не выдержала финансово, и охрану сняли. Чтобы все опять не пришло в упадок, Собор стал заботиться о себе сам. Мы обратились к благотворителям, к частной охранной фирме, и они взялись обеспечивать безопасность Кремля бесплатно. Что и происходит до сих пор.
У нас всегда были хорошие отношения с Псковским государственным музеем-заповедником, мы сотрудничали – вместе трудились на благо паломников и туристов. Собор отреставрировал колокольню, чтобы сделать там музей. Но там уже размещается пресс-служба Епархии, паломнический центр и библиотека – для хорошего музея места просто нет. Поэтому желание задействовать для этого здание Консистории у нас возникло достаточно давно. Это – церковная собственность. Время, когда в церквях размещали склады, по счастью, уже прошло. Государство проявило заботу и распорядилось вернуть все церковные помещения и использовать их по прямому назначению.
Консистория – это канцелярия Епархии, управление ее делами. Впервые консистории появились в 1742-43 годах – приказ об их создании издала императрица Елизавета, дочь Петра I. Тем самым она передала синоду право самому решать церковные дела, включая даже судебные функции. При каждом приходе было организовано управление, которое помогало Владыке разбираться с делами. Судебная функция распространялась только на священнослужителей: теперь консистория, а не светский суд наказывала их за нарушения этики и богослужебных канонов. Кроме того, консистория следила, чтобы ремонтировались храмы, вела четкую отчетность. Во всех приходах области эту работу делали благочинные, они пересылали данные в Псков, и потом, уже обобщенные, сведения поступали к Владыке, который и принимал окончательное решение. В Пскове здание консистория появилось позднее, только в 19 веке. До этого служба располагалась в Приказных палатах.
- То есть, изначальным собственником здания была Псковская Епархия?
- По словам директора музея-заповедника Натальи Дубровской, есть все доказательства, что здание бывшей консистории является собственностью Епархии. Наш Владыка уже лет 13 просит выделить там помещение для редакции Епархиального Вестника, нашего Интернет-сайта. То есть, вернуть не только само здание, а его историческое значение связи Церкви с внешним миром. Тогда закрылась бы и идейная, и духовная идеи всего комплекса кремля. Кроме того, просто удивителен сам факт, что уникальный памятник архитектуры находится в частных руках. Ну, все равно, как если бы какой-то бизнесмен взял и прикупил себе храм – это нонсенс! Здание консистории мы можем использовать совместно с музеем, например, выставить там экспозицию церковной утвари из запасников. В подвалах Поганкиных Палат есть много экспонатов: иконы, кресты, множество Евангелий. Пока они законсервированы, чтобы не разрушались. Вполне возможно все отреставрировать и представить на широкое обозрение.
- Но ведь консистория – не единственное здание, которое было «реквизировано» у РПЦ. Вот, например, храм, в котором сейчас находится псковский планетарий?
- За последние годы наш Владыка много ведь чего просил. Например, здание бывшей семинарии – сейчас это филиал пединститута, который находится рядом с ЦУМом. Там когда-то подвизался Патриарх Московский и всея Руси Тихон – вырос в псковской семинарии, принял постриг. Это историческая фигура всего православия – благодаря Тихону было восстановлено патриаршество. Он выступал против декретов советской власти об отделении церкви от государства и об изъятии церковных ценностей из храмов. В 1922 году по обвинению в антисоветской деятельности был арестован и замучен. Затем канонизирован Русской Православной Церковью. Представляете, как можно было связать исторически, музей организовать в здании, взрастившем такую личность всероссийского масштаба! Но мы находимся в реалиях сегодняшнего времени, и выгнать студентов из институтского здания не поднимется рука. Конечно, нужно стараться восстановить семинарию, но мы на этом не настаиваем. Так же, как и на возвращении храма, где сейчас находится псковский планетарий. Как получится у города вернуть, так и будет.
Но, извините, одно дело, если в святом месте находится институт или планетарий, и совсем другое, если оно принадлежит частному человеку. С какой стати мы должны ждать в этом случае? Ладно бы в здании консистории размещалась какая-то служба для туристов, но там ведь чистая коммерция! Мы общались с фирмами, которые арендуют там помещения. Они вполне разделяют наши взгляды. И съехать согласны, но при условии, что консистория действительно будет передана церкви, а не будет вновь сдаваться профсоюзами, которым она принадлежит.
Кроме духовных соображений, есть и другие, абсолютно земные проблемы – здание находится в аварийном состоянии, угол рушится.
Консисторию нужно приводить в порядок, проверять несущие конструкции. Может быть, там нужен серьезный капитальный ремонт. Почему за все время владельцы не следили за состоянием собственности? Получается, что хотели использовать здание, пока окончательно рушиться не начнет, а потом и вернуть можно: на тебе, Боже, что нам не гоже? Да и перед зданием что творится: стоянки машин, грязь кругом, туристам не пройти.
- Отец Андрей, вы везде употребляете слово «просим», но ведь имеете полное право вернуть здание через суд?
- Знаете, по совести, церковь не должна обращаться в суды – перед Богом это не серьезно. Ведь и в заповеди говорится, что, если с тобой кто судится, отдай ему последнюю одежду. Мы можем только призывать к совести, направлять. А суды… церковь не должна этим заниматься. Она должна все терпеть от своих чад, полугонимое состояние для церкви полезно. Отстаивать интересы веры должны общественность и государство. В суд может обратиться областная администрация. Ведь когда-то наше государство нашло смелость сказать: мы разрушили церкви, мы должны их вернуть…
Беседовала Наталья Жарко