Ученики Псковского технического лицея уже начали подготовку к школьной научной конференции, которую традиционно проводят в ПТЛ весной, в День открытых дверей. Отдельные доклады для этой конференции уже не только написаны, но и публично «апробированы» и будут откорректированы с учётом рекомендаций преподавателей Гродненского государственного университета (Республика Беларусь). Однако, по порядку…
В течение пяти рабочих дней большая группа лицеистов гостила у своих белорусских друзей. Дело в том, что школа вот уже много лет в рамках международного образовательного проекта «Партнёрство в обучении» сотрудничает с гродненской Гимназией № 1 имени академика Е.Ф. Карского. Осенью в семьях псковских школьников принимали ребят из братской республики, неделю назад наши ребята отправились с ответным визитом.
Поездка получилась очень интересная. Наши парни и девушки нашли новых друзей, увидели, как живёт достаточно крупный (по количеству населения - в полтора с лишним раза больше Пскова), старинный, практически ровесник нашему, белорусский город на самой границе с Польшей и Литвой.
Н2О-детективы
Невольно псковские школьники сравнивали принимавшую их гимназию с родным лицеем. Гродненская гимназия - современная, огромная, в несколько корпусов, с бассейном (которым белорусы, на удивление неактивно пользуются, отметили лицеисты); на переменах здесь довольно шумно. Псковский лицей - старинный, вековой постройки. У нас - тихо (не в последнюю очередь из-за того, что начальных классов в ПТЛ нет, как нет и сопутствующих малышне мельтешения и галдежа). У нас - по-домашнему, все друг друга знают, не по именам и характерам, так хотя бы в лицо. У нас - все старшеклассники, а общий возраст предполагает и значительную общность и интересов, да и общность проблем тоже…
В программу поездки были органично включены как образовательные, так и познавательно-ра
При желании они могли посетить занятия, которые в гимназии идут на русском языке, поучаствовали в весёлом «Научном калейдоскопе» из «Физического ералаша»…
… и «Химического детектива»…
…и даже совместным концертом и танцами отметили день Святого Валентина.
«В филоматы я пошёл…»
Из поездки молодые люди и их наставники вернулись не только с богатыми впечатлениями, но и с солидным пакетом дипломов: в феврале на базе гимназии имени Карского традиционно проходит открытая исследовательска
Работа конференции была организована по секциям - биология, химия, экология, русская и белорусская словесность, математика, информатика… Даже для младших школьников было организовано собственное заседание. Всего на суд жюри - а работу секций возглавляли преподаватели ГрГУ имени Я. Купалы - было представлено порядка 200 исследований, выполненных командно или индивидуально.
- Это очень важный опыт, - делится впечатлениями учащийся 104 группы ПТЛ Вячеслав Канаров, защищавший на конференции работу по робототехнике «Умный дом своими руками» (выполнена в содружестве с одноклассником Алексеем Шутовым под руководством учителя информатики Сергея Михайловича Конончука). - Ведь на этой конференции ты не просто читаешь подготовленный заранее текст. Ты ещё должен потом ответить на вопросы, иногда даже поспорить с оппонентом, доказать свою точку зрения. Обсуждали доклады очень подробно. Вплоть до того, что выступающему указывали — со стороны ведь многое подметить легче! — в какой части проекта он был менее уверен, не совсем убедителен. В общем, есть теперь ещё над чем подумать.
В секции, на которой рассматривали проект Вячеслава, конкурировали девять исследований. Работа парней из ПТЛ была удостоена диплома I степени.
Лицей, впрочем, снова подтвердил свою репутацию - учебного заведения, где на высоком уровне преподают не только предметы физико-математич
А например, одиннадцатикласс
…а учащийся 104 группы Даниил Семёнов - исследование «Терраформирован
Этим работам, выполненным под началом преподавателя физики и астрономии Ивана Ивановича Моисеева, жюри «Новых филоматов» присудило дипломы II степени.
Дипломантом II степени стала и ученица выпускного класса Анастасия Александрова с работой «Профессиональны
Впрочем, каждая из научных работ псковских школьников была по-своему интересна. Подтверждением тому может стать простая статистика: из 16 наших выступлений на «Новых филоматах»-2017 девять были отмечены дипломами, три из них, повторим, - I степени.
Чей тест сложнее?
Белорусский проект не первый опыт международного сотрудничества в образовательной сфере для преподавателей и учащихся Псковского технического лицея, рассказывает участник поездки, преподаватель русского языка и литературы, Светлана Ванькова. Сейчас школа поддерживает подобные же связи с эстонским Тарту. Там всё, вплоть до отбора ребят для обменных поездок, проходит чуть иначе - хотя бы потому, что общение и обучение в Эстонии идёт на английском языке.
Много лет лицей сотрудничал с Vilunda gymnasium близ Стокгольма; причём русско-шведский проект претворяли в жизнь за счёт правительства Швеции. Сейчас прорабатывается возможность взаимообменов с одним из учебных заведений Германии. Но с Белоруссией - отношения особенные, признаёт Светлана Владимировна.
- За пять лет сотрудничества у нас завязались прочные, дружественные контакты с гродненскими коллегами. Тем более мы живём и работаем, в общем-то, в похожих условиях, у нас много близких проблем и общих вопросов, касающихся программ, методик, учебных планов. Белорусские учителя, например, тоже испытывают определённую нехватку часов на занятия филологическими дисциплинами. У них эта ситуация усугубляется ещё и тем, что наряду с русскими там изучают ещё и белорусские язык и литературу - помимо иностранного в обычном объёме.
Или - другой пример - опыт подготовки школьников к ЕГЭ у нас и ЦТ (централизованно
А с тестом - справились.
Фото: Псковский технический лицей.