С 1 апреля в Пскове и области начал действовать запрет на продажу алкоголя с 21:00 до 10:00. Это еще минус четыре часа от времени торговли спиртным, что, по логике разработчиков закона, должно положительно сказаться на здоровье населения, равно как и введение целого ряда «трезвых дней» и «трезвых зон» (парки, пляжи и т.д.). Но возможны и отрицательные эффекты – такие как рост незаконной торговли спиртным: из-под полы либо собственного производства.
На дверях сетевого магазина в моем районе с прошлой недели висит объявление: мол, уважаемые граждане, обратите внимание, вступает в силу новый закон. Внутри магазина нововведение обсуждают продавцы, охранники и кассиры. «А в моем магазине в любое время алкоголь можно купить», - стоя на кассе, слышу за спиной уверенный мужской голос. – «Главное – правильно попросить…».
Обладатель голоса – спортивного вида молодой мужчина с лицом, не обремененным заботой об общественном благе. То ли частный предприниматель, владелец какого-нибудь придомового магазина, то ли постоянный клиент – не совсем понятно, что означает «мой магазин». Но смысл не меняется: это факт, что есть внеурочный спрос на спиртное и он порождает соответствующее предложение.
И тут открывается огромный простор для частной инициативы. Самый респектабельный вариант – элитный алкоголь на заказ. В социальных сетях полно предложений по подвозу напитков из магазинов Duty Free на дом, в любое время суток. Расценки даже ниже, чем в магазинах, ассортимент широкий, ну а качество… Если считать, что алкоголь настоящий, то и с качеством все должно быть в порядке. Но стопроцентной уверенности, что вам привезут именно «Баккарди», а не бутылку чего-то с этикеткой «Баккарди», тут никто не даст. Это бизнес на доверии: люди покупают у «знакомых знакомых», рассчитывая, что обмана не будет, хотя чисто теоретически исключать риск нельзя. В связи с новыми ограничениями частная доставка может превратиться в выгодное дельце. Правда, его клиентура ограничена в силу специфики ассортимента: алкоголь из Duty Free идейно чужд и банально дорог для подавляющей части потенциальных алкашей.
«Облегченная» версия этой услуги – покупка алкоголя у таксистов. «Ничего незаконного в этом нет», - прокомментировал для ПЛН начальник УМВД России по Псковской области Борис Говорун. - «Он законно купил и предложил перекупить, хочешь - покупай, хочешь - нет». Фактически, перепродавая запасенную водку, условный таксист не нарушает законов, установленных для организаций торговли: «Как говорят в Пскове: была куплена. Была куплена, я могу переуступить вам». Другое дело, если полиция получит сигнал, что некий конкретный гражданин злоупотребляет правом частной инициативы, то есть регулярно покупает и перепродает алкоголь с целью наживы. «Тогда уже можно будет и власть применить», - предупреждает генерал-майор.
Наконец, самый маргинальный вариант – самогон и суррогаты. Разные вещи, но по мере нарастания объемов границы между ними стираются. Дешевый самогон, сделанный на продажу, уже ничем не напоминает бабушкины домашние настойки и дистилляты. Это продукт для совершенно определенной категории населения, которой все эти запреты в День знаний и после девяти вечера – как об стенку горох. Проблема «маргинального спиртного» - уже не нарастание алкоголизма, а банальные риски для здоровья. В 2006 году, напомним, Псковская область пережила целую эпидемию алкогольных отравлений, когда сотни человек попали в больницы с токсическим гепатитом и десятки умерли. В таком случае ограничения по времени продаж, понятное дело, не помогут.
Пока не факт, что и в остальном помогут. «Борьбой с ветряными мельницами» называет принятые меры депутат Псковской городской Думы, руководитель Псковского регионального отделение общероссийской общественной организации «Опора России» Валерий Лесников. Совет «Опоры России» изучал этот вопрос и сошелся во мнении, что это не более чем популизм. «Такое мнение предпринимателей не связано с тем, что запрет серьезно отразится на среднем и малом бизнесе, а потому что перевоспитать взрослого человека запретительными мерами просто невозможно», - поясняет Валерий Лесников. Такое уже бывало в отечественной истории, напоминает он, и успеха не принесло.
«К чему мы пришли тогда, в советское время? Явно не к уменьшению количества алкоголиков. Люди пили, как раньше, и как все мы помним – далеко не качественные спиртные напитки. Примерно то же самое, на мой взгляд, может начаться и сейчас. Люди начнут покупать (или даже делать) в прямом смысле отраву. Самые изобретательные будут процветать на продаже паленого спиртного, а в аптеках самым ходовым товаром в ночное время станут спиртосодержащие лекарства», - считает депутат.
Борис Говорун не видит строгой взаимосвязи между запретами и распространенностью маргинальных практик.«Есть категория граждан, которые независимо от запретов, как покупали самогон, так и будут покупать. А появится ли новый класс, который будет стремиться купить дешевое спиртное, посмотрим», - говорит он. На сегодняшний день полиция затрудняется спрогнозировать, как скажутся новые запреты на размахе незаконной торговли и количестве «пьяных» правонарушений. Главный полицейский области предложил вернуться к этой теме через месяц-два, когда станет понятна динамика.
«Такие решения, конечно же, правильны. Речь идет об ограничениях не для того, кто уже алкоголик спившийся, а для молодежи. Нужно сделать так, чтобы доступность спиртного была ограничена для студентов, учащихся», - подчеркивает заместитель председателя Псковского областного Собрания депутатов Виктор Антонов. По его словам, именно на молодое поколение рассчитана областная антиалкогольная политика. В этой связи Виктор Васильевич поддерживает и повышение возрастного ценза для продажи алкоголя до 21 года: «Наверно, это тоже правильная мера. Все они должны способствовать оздоровлению нашего населения». О работе с молодежью говорит и Валерий Лесников: «Именно с подростками нужно проводить как можно больше профилактических бесед, приводить наглядные примеры влияния спиртного на человека (кино, экскурсии в медицинские учреждения, в отделения полиции, чтобы они своими глазами видели зависимых от алкоголя, опустившихся людей), повышать уровень социальной рекламы (не показывать по телевизору ролики про пиво, например)».
В принципе, это логично: наверное, у человека, который вырастет в безалкогольной среде, где покупать спиртное сложно и дорого, будет меньше шансов спиться. Другое дело, что тяга к алкоголю возникает не по причине наличия алкоголя. А по причине отсутствия достойной ему замены, коротко говоря. Если уж говорить о лечении проблемы, а не только лишь борьбе с симптомами, нужно думать об альтернативах – а чем заняться псковской молодежи, раз уж не выпивать?
Это вопрос и про работу, и про досуг: увлекательное и выгодное занятие лучше всего отвлекает от распития спиртных напитков. Даже в Пскове проблема с занятостью стоит остро, а что уж говорить про сельские районы. И в этом отношении, на мой взгляд, серьезных предложений пока не внесено.
Светлана Прокопьева