После Градостроительного совета 10 июля Андрей Турчак заявил, что теперь ничто не мешает ему дать отмашку на продолжение работ по набережной Великой. «У меня совесть чиста», - сказал он, имея в виду достигнутый тяжким трудом компромисс между конструктивным, тюменским, и архитектурным, псковским, решениями. «Саркофага» над рекой не будет - это главный позитивный итог скандальных событий. К тому же глава региона клятвенно пообещал, что кабинетного обсуждения принципиальных для города проектов больше не будет: «Должны создаваться творческие группы, формироваться концептуальные решения, должно быть широкое общественное обсуждение проектов». Если так, то оно того стоило.
На заседании Градсовета Андрей Турчак (подменивший Петра Слепченко в роли председателя) ловко комбинировал способность к компромиссам с жесткостью в принципиальных моментах. Можно спорить с тем, какие именно моменты губернатор счел принципиальными, однако нельзя не признать, что именно он поворачивал рулевое колесо, выправляя ход событий из «катастрофической» в «нормальную» ситуацию. Вырулить до «идеальной» уже не осталось времени: проект, которому не первый год жизни, дошел до той стадии, когда деньги нужно или потратить, или вернуть в казначейство.
Итоги Градсовета выглядят особенно позитивными на фоне тяжелой и конфликтной работы, которая шла внутри сформированной в конце мая рабочей группы. Накануне Градсовета, 9 июля, депутат областного Собрания и лидер «Яблока» Лев Шлосберг опубликовал в «Фейсбуке» эмоциональное сообщение о том, что «СибЭкоСистема» прислала псковским архитекторам для применения в разработках «конструкцию главного узла решения набережной, позволяющего продолжить все уже начатые работы - даже не меняя положение шпунта». Это, по мнению политика, отражало «уровень «крышевания» того распила, который они и «СтройГрад» устроили в Пскове». Выступление определенно нарушало «тайны переговорной комнаты», с чем согласен и сам Лев Шлосберг, однако, по всей видимости, оказалось небесполезным: возможно, именно этот всплеск отчаяния побудил Андрея Турчака максимально четко артикулировать свою позицию. Теперь любые действия подрядчика, выходящие за рамки протокола Градсовета, не могут быть оценены иначе, чем конфликт с губернатором.
Рис.1. Панорама нижнего уровня набережной. Автор - Лариса Нуколова.
На Градсовете рассматривались итоги творческого конкурса, объявленного в июне для псковских архитекторов. К моменту заседания лучшее решение уже выбрали - его предложила Лариса Нуколова, архитектор ОАО «Псковгражданпроект». Но в окончательный вариант, представленный ею 10 июля, включены идеи и остальных участников конкурса, архитекторов Владимира Лугового, Бориса Пославского, Владимира Шуляковского и Людмилы Савельевой.
Рис.2. Пристань в проекте набережной. Автор - Лариса Нуколова.
Псковским архитекторам удалось уйти от «взлетно-посадочной полосы» и «саркофага» на 2,7 м от воды, предложенных ООО «СибЭкоСистема». Тюменский вариант был назван губернатором «уродством» и «преступлением», с чем сложно не согласиться. Новое архитектурное решение не портит лицо города - не искажает масштабность и вполне удачно вписывается в исторический ландшафт, признала глава псковского ВООПиК Ирина Голубева. Лучше всего было бы сохранить прежнюю высотность, то есть совсем не поднимать линию нижнего уровня - «она была найдена профессиональными архитекторами», подчеркнула Ирина Борисовна - но сделать этого не удалось из-за тех самых «принципиальных моментов». Проектировщики «СибЭкоСистемы», поддержанные главой Государственной экспертизы Михаилом Селянцевым, все-таки настояли на возведении новой конструкции из шпунта, свай и бетона. Просто она будет вплотную прилегать к существующей.
Рис.3. Спуск на набережную по ул. Профсоюзная. Автор - Лариса Нуколова.
Относительно нынешнего уровня, новая набережная поднимется не более чем на 0,6 м с учетом лицевого покрытия. Парапетный карнизный камень должен возвышаться от установленной проектом отметки водного зеркала не более чем на 1,8 м, а от пешеходной плоскости - на 0,35 м. Высота бордюра - единственный архитектурный вопрос, по которому к началу Градсовета не было согласия. СНИПы не дают четких указаний, какой должна быть высота ограждения на речной набережной, но в рекомендациях Минрегиона встречается цифра 0,9 метра. Повышение высоты сразу искажает масштаб и портит вид на крепость, а низкий бортик, не исключено, может использоваться как беговая дорожка с риском падения в реку. Сошлись на том, что граждане в адекватном состоянии с бортика высотой 35 см и шириной 80 см в воду не свалятся. Чтобы визуально облегчить фасадную часть, Лариса Александровна предложила «разрезать» ее горизонтальными линиями, вырезанными в бетоне. Разбить монолит пешеходной зоны предлагается с помощью цветных крупных плит на мостовой и малых архитектурных форм.
Эскиз предусматривает три съезда для маломобильных групп населения: около Ольгинского моста, на ул. Детской и у Георгиевского спуска (в тюменском проекте был только один съезд). Решили изменить и форму пандуса, который у «СибЭкоСистемы» длился аж 36 метров. Идею предложил Владимир Луговой: двусоставной пандус, где на стыке между двумя съездами образуется еще одна смотровая площадка.
Рис.4. Пандус около Ольгинского моста. Автор - Владимир Луговой.
Кроме новой мостовой и парапетов, псковичей ждет иное оформление склона между нижним и средним уровнем набережной. Архитекторы предлагают вернуть историческую облицовку гранитными валунами, которая сейчас скрыта под дерном. Там, где валунник отсутствует, будут газоны - решили обойтись без новодела. Причал для маломерных судов останется на прежнем, исторически сложившемся месте - псковская общественность не теряет надежды на возрождение речного судоходства. Заканчиваться новая нижняя набережная будет там, где и сейчас, у Георгиевского спуска. Тюменцы предлагали продлить ее на 50 метров вперед, однако Лариса Нуколова указала на бессмысленность этого решения: во-первых, там всегда сыро и нужны дополнительные водоотводы (что не предусмотрено проектом), во-вторых, набережная все равно упрется в откос. Возможно, продолжение набережной войдет в техзадание по обустройству Покровского комплекса, но в любом случае, после специальной исторической проработки.
Еще одна новая идея, отсутствовавшая в тюменском проекте, вписана в протокол Градсовета в рубрике «Предусмотреть также»: на месте аварийной лестницы у здания Гребной базы Владимир Луговой предложил соорудить новую, которая соединит средний уровень набережной со смотровой площадкой на верхнем. Такая лестница когда-то была задумана в Пскове, но не срослось.
Рис.5. Лестница около Гребной базы. Автор - Владимир Луговой.
Все эти решения зафиксированы протоколом Градостроительного совета и лягут в основу задания на корректировку проекта, которое должен разработать заказчик, управление городского хозяйства администрации Пскова. Задание будет согласовано с рабочей группой Градсовета, псковским отделением Совета архитекторов и ВООПИиК. Словом, по архитектурной части практически все проблемы сняты.
Не будет уже возврата и к обсуждению инженерной части. Андрей Турчак дал понять, что здесь достигнут крайний предел компромиссов. Да, новая конструкция будет максимально плотно прилегать к существующей. Да, металла никто не увидит - бетон зальют от парапета до речного грунта. Высота и ширина нижнего уровня в итоге вырастают минимально. Но - и шпунт, и сваи на месте. Заслуженный строитель России Анатолий Васильев еще раз заострил внимание присутствующих, что заказчик при поддержке Госэкспертизы настаивает на строительстве максимально дорогой и усложненной конструкции, тогда как, по мнению большинства членов рабочей группы, существующая набережная имеет достаточный запас прочности - можно было бы сэкономить и деньги, и высотность. Однако Андрей Анатольевич попросил Анатолия Тимофеевича не возвращаться в сотый раз на исходные позиции, откровенно признав, что не может заставить подрядчика распродать закупленные им стройматериалы. Плюс губернатор напомнил, что уголовную ответственность несет, если что, не Градсовет, а глава Госэкспертизы, поэтому игнорировать его заключение невозможно: «На членов совета ответственность не распространяется, а на Селянцева - распространяется».
Таким образом, решено, что на набережной забьют сваи, на них навесят шпунт, а сверху все это зальют бетоном, чтобы металла не было видно нигде. Нам, неспециалистам, это малопонятно: раньше-то шпунт предполагался как облицовочный материал, а теперь он зачем? Рискнем предположить, что если вдруг выяснится, что шпунт сильно вырос в цене с момента закупки и на продаже даже б/ушного можно серьезно подзаработать - подрядчику решение зарывать кучу металла в бетон тоже покажется странным.
«Кто-то назовет этот опыт печальным, но я считаю его удачным, - резюмировал заседание Градсовета Андрей Турчак. - После этого случая ни одного проекта без таких обсуждений у нас с вами ни в городе, ни в области не будет». Отметим, что раз так, то подобных дискуссий следует ждать в самом ближайшем будущем - так как параллельно запущены проекты по строительству набережных Псковы и реконструкции центральных улиц Пскова.
Светлана Прокопьева