Впервые с 1945 года Россия фактически вела боевые действия с иным государством, к тому же с бывшей союзной республикой, этот конфликт вызвал самый серьёзный внешнеполитический кризис в постсоветское время, внутриполитическая обстановка пока более-менее спокойная, но последствия скажутся и на ней.
Очень хорошо, что развернулась дискуссия вокруг конфликта в Закавказье. На Псковской Ленте Новостей была опубликована статья известного псковского политика и аналитика Льва Шлосберга. Не являясь экспертом по внешнеполитическим вопросам, хотел бы выказаться по некоторым аспектам затронутых вопросов.
Прежде всего, выражу согласие с тем значением, которое Шлосберг придаёт складывающейся у нас на глазах весьма опасной для страны ситуации. Очевидно, что по грузинскому вопросу Российская Федерация оказалась почти в абсолютной изоляции на международной арене. Это факт, который следует признать. Мало этого, пока что не закончилась ещё эскалация конфликта с мировым сообществом в лице 7-ки, НАТО, ЕС и т.п. Понятно, что России придётся заплатить за выбранный вариант действий.
Но дальше с анализом Шлосберга не могу согласиться.
Сама по себе проблема границ или сопряжённая с ней проблема территориальной целостности действительно очень важная и очень сложная. Любое государство просто из чувства самосохранения будет при прочих равных формально поддерживать принцип территориальной целостности, хотя и не прочь, чтобы сосед развалился. После завершения деколонизации, принцип нерушимости границ нарушается очень и очень редко, добиться в таком вопросе международной поддержки крайне сложно, тем более в спорных случаях. Это так, но давайте посмотрим проблему в контексте. Откуда вообще взялась Грузия в нынешних границах? Границы, по определению Шлосберга, «как известно (практически все!), были определены (установлены, остановлены, пропечатаны) после войн, после кровопролития. Границы и есть – зарубцевавшиеся раны многих войн». Ну и где такие границы у Грузии?
Немного истории. Картли-кахетинское царство добровольно вошло в состав Российской империи ещё в
В нынешних своих границах Грузия была образована в качестве Грузинской ССР Сталиным (Джугашвили) и всегда была весьма привилегированным регионом СССР. Грузины же в лице Джугашвили, Берии, Орджоникидзе также оставили неизгладимый след в истории СССР. Таким образом, Грузия проиграла войну, а её границы были сформированы уже как внутренние победившими большевиками.
С точки зрения права, даже если не углубляться в вопрос легитимности Советской власти, то сама независимость Грузии довольно сомнительна, так как не был соблюдён действовавший тогда закон
Если отвлечься от Грузии и посмотреть на положение дел более широко, то можно легко увидеть, что сначала для разрушения и ослабления России было использовано право наций на самоопределение. Потом в советское время были созданы так называемые союзные государства к которым отошли не только территории, занимаемые титульными нациями, но и щедро нарезанные большевиками земли, населённые русскими. Достаточно вспомнить Новороссию, Крым, Северный Казахстан и т.д. Если уж быть честными, то нужно вспомнить и результаты референдума 17 марта
Конечно, ни о какой нерушимости границ в Европе после распада СССР, СФРЮ и войны за независимость Косово говорить не приходится. Но это не значит, что теперь не следует на этот принцип обращать внимание. Представляется, что выход здесь, с одной стороны, в завершении урегулирования в странах бывшего Восточного блока. Осталось пять «замороженных» конфликтов – Абхазия, Южная Осетия, Косово, Нагорный Карабах и Приднестровье. Может, следует рассмотреть и модель, использованную в Верхней Силезии в
Россия оказалась в результате сначала февральско-октябрьских переворотов
Во-вторых, как-то странно получается, что Грузию изображают как демократическое государство чуть ли не европейского типа. Между тем, достаточно указать на памятник Сталину в Гори, чтобы поставить этот тезис под большое сомнение. Всем известно трепетное отношение грузин к этому тирану. Думаю, что на прямой вопрос Саакашвили не сможет откреститься от симпатии к Сталину. На этом фоне удивительно поведение лидеров восточно-европейских стран – Польши, Прибалтики, Украины, которые всегда занимают резко антисталинские позиции, а тут почему-то не замечают очевидного. Желание Тбилиси укрепить своё государство вполне понятно, но в реальности их политика приводит к подавлению национальных меньшинств, недовольны не только абхазы и осетины, но и армяне, и азербайджанцы и другие. Политическая практика также вызывает большие вопросы – обвинения грузинского лидера Саакашвили в причастности к убийству его соратника – премьер-министра Жвания, другие убийства и прочие аттрибуты явно не европейского стиля, (скажем, за Саакашвили в январе
Шлосберг говорит о «сталинском» принципе опоры на национализм, тогда как это обычная нормальная мировая практика. Так все 14 бывших советских республик, в том числе и Прибалтика его исповедуют в полном объёме, да ещё с перегибами, а вот как раз в России дело обстоит по-другому.
Третий момент – применение вооружённой силы. Тут Шлосберг как-то забывает, скажем, про действия НАТО в Югославии под предлогом массовых убийств албанцев, называли 100 тыс., иногда 500 тыс. жертв геноцида. Сейчас все эти оценки выглядят абсолютно неадекватными, тем не менее была проведена масштабная военная операция против Сербии. Вторжение в Ирак, в Афганистан также выглядят более чем сомнительно с точки зрения того, кто тут является агрессором, безотносительно целесообразности этих акций. Так что современные страны в лице США и НАТО используют не только «повышение привлекательности» для решения своих задач, но и войну. Война, кстати, никем не запрещена. Передовой Запад войной отторг Косово, войной сменил правительства Ирака и Афганистана. Это реальная действительность, а не фантазии о желательном мировом устройстве. Так что непонятно, у кого Шлосберг увидел принципиальный «отказ от военных действий».
Например, у России было абсолютно законное право в соответствии с Уставом ООН на вооружённую самозащиту, так как были атакованы наши военные. Россию обвиняют только за «непропорциональный» ответ, хотя кое-кто и пытается запутать мировое общественное мнение в вопросе кто является агрессором, но им приходится всячески изворачиваться и кроме явных измышлений никаких аргументов у них нет. Другое дело как и почему дело дошло до такого нападения, но после него у России было мало вариантов реагирования и вооружённое наказание напавшей на нас стороны само по себе в любом случае было правомерно. Нельзя только забывать, что США и НАТО многократно сильнее России, поэтому слепое копирование их поведения чревато большими неприятностями.
Четвёртое. Что касается приоритета прав человека над государственным интересом, то я лично не знаю таких государств, которые в своей деятельности придерживаются такого подхода. Права человека это далеко не пустой звук для мирового сообщества, но пока что не приоритет для государств. Да и как раз в данном случае Россия может больше, чем Грузия считаться защитницей этих прав, так как не она «разморозила» этот конфликт.
Можно долго разбираться в деталях, если же перейти к оценке признания Южной Осетии и Абхазии, то она, на мой взгляд, зависит от общей политики в отношении результатов распада СССР. Эти решения могут быть вписаны в разные политические контексты, так что очень много зависит от эффективности нашей политики в целом. Воздерживаясь по понятным причинам от конкретных оценок, хотел бы повторить, что ситуация в итоге сложилась весьма сложная. Но не по правовым причинам, эти вопросы решаются адекватной дипломатией и политикой. Насущная же необходимость проведения всеобъемлющей модернизации не отменяет наличие наших национальных интересов на бывших советских территориях. Конечно, тут надо быть крайне осторожными и действовать такими средствами и методами, которые не обходятся слишком дорого. К тому же сами по себе Абхазия и Южная Осетия для России представляют довольно мало интереса. Дружественные отношения с Грузией явно не менее нам выгодны. К сожалению, дело дошло до войны, из которой надо сделать правильные выводы. Но не исключительно посыпать голову пеплом, а трезво проанализировать, в чём заключается наш национальный интерес и каковы эффективные пути его достижения, при этом не заморачиваясь излишней фантастикой.
Евгений Михайлов, экс-губернатор Псковской области (1996 – 2004 гг.)