Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему: «Говорят ли итоги президентских выборов о наступлении смерти старых партий?» Передача вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).
Российская партийно-политическая система, в ее нынешнем виде, сложилась примерно 25 лет тому назад и вполне соответствовала общемировым требованиям к демократическому государству, в котором присутствует плюрализм мнений, существуют правящая партия и оппозиционные.
Шли годы, и политическая система пришла к модели, при которой электоральная поддержка оппозиции стала падать. Вот яркий пример: на президентских выборах в 96-м кандидат от КПРФ Геннадий Зюганов набрал 32% голосов и вместе с Борисом Ельциным стал участником второго тура. В 2024 кандидат от этой же партии Николай Харитонов получил лишь 4%, отстав от переизбранного президента почти на 83%! Схожая картина наблюдается и в других партиях. В прошлом у оппозиции было в разы больше своих губернаторов, а количество избирателей, которые поддерживали её на выборах, было вдвое (а иногда и втрое) выше, чем сейчас.
Политологи утверждают: 15-20 лет назад оппозиционные партии были реальной альтернативой действующей власти. Сейчас же партийная система находится в кризисной ситуации, а большинство системных партий «подыгрывает администрации президента» и скорее выполняет функцию «декоративной оппозиции». Значит ли снижение электоральной поддержки, что политические партии теряют доверие населения? Предвещает ли это начало большой партийно-политической реформы?
В обществе есть запрос на альтернативу и есть интерес к новым политперсонажам. И наглядно этот факт демонстрирует результат «Новых людей» на последних избирательных кампаниях, в том числе президентских выборах 2024 года. Не пора ли на этом фоне и другим партиям переформатировать свою работу? О возможностях расширения электоральной базы и о том, символизируют ли снижающиеся рейтинги оппозиции приближающийся закат партий - в программе «Дневной дозор».
На фоне того, что рейтинги оппозиционных партий падают, депутат Государственной Думы, секретарь регионального отделения «Единой России» Александр Козловский, отметил, что его однопартийцы делают всё правильно. Они не стали дожидаться, когда их рейтинги поползут вниз, а работают над тем, чтобы быть полезными людьми. И подобный вектор поведения собеседник посоветовал перенять и оппозиции, чтобы увеличить свою электоральную базу.
Оппозиция нуждается в том, чтобы жёстче контролировать выборы и процесс голосования. Трёхдневный процесс отнимает много сил. Поэтому хотелось бы прийти к однодневному голосованию с использованием дистанционного электронного голосования, озвучил один из запросов кандидат политических наук, председатель регионального отделения партии «Новые люди» Андрей Маковский. Как следует из его слов, оппозиции действительно стоит задуматься над подходами к своей работе. Нужно помнить о смене поколений, но перед тем как выдвигать в центр политической арены новых соратников, неплохо бы взвесить все «за» и «против».
С тем, что у общества есть запрос на реальную оппозицию, согласился руководитель фракции «Яблоко» в Псковском областном Собрании депутатов Артур Гайдук. С высказыванием о том, что сейчас палитра мнений сузилась и многие партии не представляют из себя настоящей оппозиции, он согласился «на 90%». И тем не менее, к вопросу о том, нужно ли «переформатировать» партийную систему, собеседник отнёсся настороженно.
ЛДПР могла показать себя на прошедших президентских выборах лучше (всё-таки партия заняла 4-е место). Однако эта президентская избирательная кампания принципиально отличалась от всех предыдущих — она проводилась в условиях продолжающейся спецоперации, а «исход был предрешён», подчеркнул координатор Псковского регионального отделения партии ЛДПР Антон Минаков. Он также добавил, что разброс «по голосам между другими кандидатами составлял всего порядка полутора-двух процентов». И это, по словам собеседника, можно «отнести к статистической погрешности». Так что в каком-либо «переформатировании» работы партии сейчас нет необходимости. «Менять организационные процессы сейчас неправильно», - отметил он.
Не сравнивать результаты прошедших президентских выборов с итогами предшествующих призвал и первый секретарь Псковского обкома КПРФ Петр Алексеенко. Он добавил, что партия оценивает результаты своего кандидата как удовлетворительные. Между тем, на вопрос о том, нужны ли партии реформы, чтобы расширить электоральную базу, собеседник ответил уклончиво. А затем выразил надежду на то, что избиратели обратят внимание на партийную программу и придут сами.
Граждане пока не видели в деле других кандидатов на пост президента. Поэтому в условиях непростой внешнеполитической обстановки не хотят «проводить эксперименты» и всё чаще отдают предпочтение действующей власти. За счёт этого рейтинг оппозиции снижается, поделился точкой зрения председатель Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду!» Олег Брячак. Он пояснил: начиная с двухтысячных, рейтинг оппозиции снижался потому, что граждане видели работу действующей власти и поддерживали её на выборах. И всё-таки оппозиция ещё может нарастить свой электорат...
Говорят ли итоги выборов президента 2024 года о том, что наступила «смерть» старых парламентских партий? Своими размышлениями по этому поводу поделился политический обозреватель, главный редактор Псковской Ленты Новостей Александр Савенко. Он согласился с тем, что в обществе накопилась усталость от старых партий, а затем назвал их выполняющими «скорее роль симулякра».
Ситуация со снижением количества голосов за кандидатов от парламентских партий (за исключением «Единой России») не является предвестником их «приближающегося конца», выразил уверенность российский политолог Евгений Минченко. Кризис партийно-политической системы, действительно, есть, признал он. Однако сейчас всё дело в поддержке «национального лидера».
Запрос на альтернативу есть у любого здорового общества. С момента появления демократии часть общества всегда должна придерживаться другой точки зрения. Это закономерно и логично. И тем не менее количество избирателей, которые готовы голосовать за оппозицию, в стране падает. Удастся ли переломить эту тенденцию? Зависит, пожалуй, только от того, какую тактику изберут сами партии.
Светлана Пикалёва