Встречей в зале заседаний Псковской городской Думы представители непарламентских партий отметили годовщину своей коалиции. Только подумайте, целый год. Как верно отметил представитель «Правого дела» Игорь Романов, «Год – это круглая цифра, это вам не три месяца». Не согласиться с ним было невозможно.
Чуть ли не со всеми остальными заявлениями можно было поспорить. Хотя в этот раз критиковать коалицию непарламентских партий даже не хотелось: мало того, что сама встреча проходила в более «взрослой» тональности, чем обычно, в относительно благожелательной атмосфере, так еще для журналистской братии (она, правда, не в первый раз была представлена одним человеком) «непарламентские» подготовили несколько интересных информационных поводов.
«У нас не может быть большого списка общих дел»
Начнем с того, что на встрече оказался неуловимый «вроде бы как» кандидат в губернаторы Псковской области Алексей Бурнацев, который короткий период был председателем партии Геннадия Гудкова «Социал-демократы России» до ее вливания в партию «Альянс зеленых и социал-демократов». Присутствие Бурнацева затмило даже наличие на заседании лидера псковского отделения «Трудовой партии» Игоря Балабуста, чего трудовик московскому гостю впоследствии не забудет.
Впрочем, Балабуст всячески демонстрировал, что сие мероприятие – не его масштаб: демонстративно опоздал на начало, в ходе обсуждения находился в айпаде, периодически переключаясь на мобильный телефон, выходил из зала. Когда лидер региональной «Гражданской платформы» Николай Пономарев благодарил главу Пскова Ивана Цецерского за помещение и общую поддержку, живописно закатывал глаза и прикрывал лицо руками – дескать, ну как же, как же: знаем, почему и за что благодарите.
Президиум в лице председателя псковских праводелов Василия Краснова и Николая Пономарева делали вид, что ничего не видели. А может, и правда не замечали.
В остальном само заседание по своей бессмысленности могло конкурировать со всеми предыдущими – они вообще весьма похожи между собой. Василий Краснов вновь ругал кого-то невидимого, который обещал прийти на заседание коалиции, но так и не пришел. «У нас всегда так: когда мы вечером созваниваемся, то стопроцентная явка. А когда приходит день, то всегда что-нибудь происходит… Тем, кто не пришел, хочу сказать: завязывайте слушать всех, кто в каких-либо кабинетах вам что-то говорит», - отчитал «перебежчиков» Краснов.
Через 10 минут захотелось хоть какой-нибудь конкретики. Но здесь лидер «Правого дела» не растерялся и сообщил – нет, не конкретику, а то, почему ее быть в этом зале не может. «У нас не может быть большого списка общих дел, потому что основное дело – это выработка общей политической позиции и определение партийных кандидатов на выборы, - заявил он и заключил. – У каждого своя партия, вверенная ему».
Единственная конкретная информация, о которой «коалиционеры» могли и хотели говорить, касалась губернаторских выборов. Пономарев рассказал участникам «квадратного стола» о том, как ему видятся нынешние встречи непарламентских партий с врио губернатора Андреем Турчаком и рассказал, что на крайней встрече исполняющий обязанности главы региона пообещал господам помощь в прохождении одному кандидату муниципального фильтра. «Коалиции будет позволено… Точнее, не позволено, а будет оказана помощь для участия в выборах», - быстро исправил сам себя глава «Гражданской платформы».
После этого Пономарев рассказывал про проект очередного молодежного парламента (теперь уже при Псковской гордуме), что-то еще обсуждал, а под конец предложил делать что-нибудь полезное для Пскова – например, поучаствовать в субботнике. Правда, тут же сам признал, что это пиар-проект, и вообще надо бы сделать что-нибудь пополезнее. Но что конкретно – так и не сказал.
В завершение Николай Пономарев оценил работу коалиции за год на «пятерку».
Длинное выступление (а скорее, политинформация) представителя «Гражданской инициативы» Виктора Широбокова о реформе местного самоуправления не всем пришлась по вкусу. Особенно возбудился на выступление Игорь Балабуст, но его явно больше всего возмутили последние слова Широбокова: «На этой реформе, собственно, местное самоуправление в России и заканчивается. Это не только демонтаж МСУ, но и классический декор авторитарной структуры власти», - констатировал тот.
«А какие у вас есть предложения? Есть мысли по изменениям?», - свирепо обратился к нему Балабуст. «Ну, некоторые предложения есть, они в принципе используются…», - начал Широбоков. «Нам не надо то, что где-то там используется, какие-то предложения. Нужно то, что приживется у нас», - перебил его «трудовик». На этом тему и закрыли – что и где используется, и почему оно «не приживется у нас», так и осталось неизвестным.
«Вот вы когда были на селе?»
Ну а потом наконец-то добрались до темы губернаторских выборов. «Путевка» от врио губернатора на выборы главы региона была обещана только одна, и коалиционерам нужно в ближайшее время определить, кто же тот счастливчик, которого выдвинет непарламентская тусовка. «Я предлагаю всем быть откровенными, я сам с откровенности начну», - сказал Василий Краснов и заявил, что свою кандидатуру на губернаторские выборы точно выдвигать не будет. «Очень рад, что дождался этого момента!», - выдохнув, с улыбкой оповестил он собравшихся.
После этого Краснов предоставил слово затаившемуся Алексею Бурнацеву. «Меня псковские СМИ уже «засветили» и позиционируют как политтехнолога, который рвется во власть. Отчасти они правы: я действительно политтехнолог», - сообщил он и рассказал о своей обиде на местных журналистов: на самом деле г-н Бурнацев во власть не рвется и официально о своем участии в губернаторских выборах – из-за правовых нюансов – пока заявлять не собирается. Свое желание участвовать в выборах в Псковской области вице-президент Национальной академии изучения и исследования проблем коррупции в России объяснил тем, что Псковщина – регион дотационный и депрессивный.
«А кто вам сказал, что регион депрессионный и убыточный?!», - вновь возмутился Балабуст, введя в экономику Псковской области геодезический термин. «Ну, это известный факт», - слегка удивился Бурнацев. «Нет, вы скажите, кто вам такое сказал? СМИ? - не отставал псковский «трудовик». И, видимо, получив кивок в виде согласия, продолжил. – Вы не читайте СМИ, им вообще нельзя доверять. Средства массовой информации такую гадость про нашу область пишут, что я не могу терпеть. А потом это тиражируется на федеральном уровне. Все что пишут, что кризисный регион, - это все ложь. Вот вы когда были на селе?».
«Что?» - растерялся Бурнацев. «На селе, на селе! В деревне», - торжествовал Игорь Балабуст, видимо, посчитав, что оппонент не знает такого слова. «Я вот был вчера в колхозе «Родина», - Балабуст отодвинул айпад. – Так вот, он много лет был убыточным, а сейчас работает в плюс, развивается. Вот так». Лидер «Трудовой партии» явно не сомневался, что убедил всех: село в Псковской области развивается.
К сожалению, руководитель псковского отделения «Партии возрождения села» Павел Князев на мероприятии отсутствовал и подтвердить точность информации не мог.
«Я здесь, конечно, варяг. Но как гайку на тракторе закрутить, я знаю, поверьте, - после небольшой паузы ответил Алексей Бурнацев, рассказав, что понимает трудности региона и тонкости в подаче информации». «Область – не игрушка», - резюмировал гость из Москвы. «Здесь нужен системный подход», - о чем-то своем сказал Балабуст. «Я участвую здесь не для галочки, поверьте, - продолжил диалог Бурнацев. – Для меня выборные кампании – не новинка. Вот в 1999-м я на выборах в Госдуму проиграл всего 300 голосов. А ведь мне тогда было не 46 лет, я был еще совсем зеленый пацан». «Я понимаю, что это такое…», - мечтательно ответил Балабуст.
Впрочем, на этом лидер «Трудовой партии» соло не закончил: разговор о выборах губернатора он решил конкретизировать, а точнее, разработать критерии для выбора единого кандидата. «Поддержка коалиции – это хорошо. Но кандидат должен понимать: кампания – это деньги. У него должны быть средства массовой информации: штат, газета, электронные СМИ… Должна быть сетка распространения агитационных материалов – вот здесь как раз и может пригодиться объединение непарламентских партий. А только для того, чтобы пиариться потом – я был кандидатом в губернаторы… Хотелось бы выработать конкретные критерии, и чтобы от численности членов в партии это тоже зависело, реальных членов».
В общем, кандидат должен быть очень похожим на Игоря Балабуста.
Николай Пономарев и Василий Краснов понимающе, но как-то грустно кивали. «Да-да, критерии», - согласился лидер «Гражданской платформы». «Конечно. Все же не за красивые глаза кандидата в губернаторы выбирают», - заметил Балабуст. «Тем более, здесь их мало», - как-то совсем грустно добавил Василий Краснов.
На том и порешили: в мае непарламентские «коалиционеры» планируют выбрать своего общего кандидата, которого они поддержат (выдвигать может только партия) на губернаторских выборах. «Нам губернатор пообещал помочь в сборе подписей – а мы верим губернатору – так что практически точно участвовать будем», - резюмировал Пономарев.
Алексей Бурнацев, который к концу встречи не выдержал и рассказал активному Балабусту, что имеет разного уровня контроль над тремя средствами информации (чем, кажется, расстроил псковского «трудовика»), кажется, слегка усталым покидал встречу.
«Почему я могу пойти на псковские выборы? Все, на самом деле, объяснимо, - поговорили мы уже на выходе. – Я имею определенные обязательства перед псковскими десантниками, не готов пока говорить, какие. К тому же здесь у меня служит племянник, а в Опочке живет тетка. Псковскую область я очень хорошо знаю».
Оказалось, что Игорь Балабуст таки не до конца убедил Бурнацева, что на Псковщине все хорошо. «Конечно, это депрессивный регион. Налицо факт оттока молодежи, смертность превышает рождаемость, долги региона – многомиллиардные, зарплаты бюджетников – нищенские. Конечно, я не царь и не бог, чтобы все это исправить. Но и сейчас я не хочу ничего плохого про Андрея Турчака говорить. То, что он мог, он сделал – я так скажу», - заключил московский политтехнолог.
Что именно он имел в виду, Алексей Бурнацев уточнять не захотел.
Денис Камалягин