В конце прошлой недели в Пскове прошли публичные слушания по подготовке к публичным слушаниям. Ряды для зрителей в малом зале ГКЦ были пусты, не было столпотворения и в коридорах, журналисты были представлены в единственном экземпляре. Впрочем, и самих депутатов, разбавленных представителями прокуратуры и аппарата гордумы, было совсем немного.
А обсуждали они, кстати, не какую-то финтифлюшку, а изменения в Устав города. Вообще, многих удивила внезапность этого обсуждения, особенно сопровождаемая пустым залом. Дополнительный резонанс привнесла и официальная информация о публичных слушаниях, которую опубликовал сайт города Пскова: предложение эсера Евгения Самуйлова о возвращении выборов мэра.
Справедливости ради надо сказать, что г-н Самуйлов озвучивает данное предложение уже не впервые, да и вопрос на этих «публичных» слушаниях не обсуждался, в отличие от другого предложения депутата-справедливоросса: Самуйлов обратил внимание, что в таблице поправок к Уставу предлагается отменить финансирование и софинансирование капремонта жилых домов, которые находились в муниципальной собственности. Вот такая очевидная попытка городских властей избежать исполнения многомиллионных судебных решений, которые последние два года топят местный бюджет, но это и вовсе тема отдельной публикации.
В общем, вопрос «мэрских» поправок не вызвал полемики, даже не входил в официальную таблицу поправок и был оформлен в качестве приложения от депутата Самуйлова. В отличие от двух других вопросов: депутатов очень взволновало, сколько же народных избранников в гордуме будет работать на штатной основе и сколько официальных замов будет теперь у главы города. Здесь разгорелся самый жаркий и долгий спор, периодически возвращавшийся по спирали к той же точке обсуждения, но уже на каком-то заоблачном уровне бюрократического языка, и порой переходящий на личности. Например, глава Пскова Иван Цецерский, уставший что-то доказывать коллеге Григорию Турчину, сгоряча назвал того «тяжелым в плане скорости понимания», причем дважды. Так что, может, и не сгоряча, а вполне осознанно.
В итоге половина депутатов и представители аппарата вошли в ступор от очередной бюрократической формулировке в проекте поправок к Уставу и долго не могли понять, что во фразе «В структуру города входят … заместители главы города (не более трех, из них не более двух на постоянной (штатной) основе» - нет требования, чтобы два заместителя главы были на штатной основе.
Конечно, такие формулировки проходили на уроках логики, но, видимо, не во всех учебных заведениях они были. В конце концов, депутат – он такой, должен исключать любую двоякую трактовку закона.
Как читатель уже, наверное, догадался, в ближайшее время речь может зайти о появлении третьего заместителя главы Пскова на общественных началах. Рост бюрократии в Псковской гордуме может стать следствием недавнего совещания глав российских городов в Суздале: во всяком случае, на неофициальные разговоры этого форума ссылался Иван Цецерский, когда говорил коллегам, что в ближайшее время закон может разрешить увеличить квоту штатных депутатов с 10% до 20%. Таким образом, вместо двух их, вероятно, будет целых пять. Конечно, депутаты могут поскромничать и выбрать в качестве нормы 12% или 16% (3 и 4 штатных депутата соответственно), но верится в такое слабо.
Для глав городов, возглавляющих думы, такое увеличение было бы заметным усилением, политическим подарком, позволяющим обеспечить себе еще пару-тройку лояльных депутатов. А если добавить сюда дополнительную фигуру замглавы, то уже серьезная компания получается.
Григорий Турчин старательно пытался внедрить в Устав свою инициативу о том, что на штатной работе в Думе должны находиться не более двух депутатов, но Цецерский его активно переубеждал: дескать, сейчас внесем изменения, а вскоре могут поменять федеральный закон (создалось впечатление, что глава Пскова уже знает дату релиза), и опять придется Устав города менять, и власти потеряют около пяти месяцев. Из депутатов в Суздале больше никого не было, и поспорить с главой Пскова они не могли.
Ну а еще спешку с внесением изменений в Устав (Иван Цецерский предлагает рабочей группе управиться с работой и реальными публичными слушаниями до мая-июня 2014 года) глава Пскова объяснил тем, что делать такие изменения за год до окончания срока полномочий нельзя, поскольку «тогда включится режим политической дискуссии».
Очевидно, что такой важный вопрос, как возвращение выборов мэра, глава Пскова и его соратники тоже не будут откладывать напоследок и попытаются принять основные решения в 2014-м, тем более что в этом году оппонент городских властей – администрация области – будет занят выборами губернатора. Можно даже пофантазировать и предположить, что при внесении нужных изменений в Устав (а в некоторых фразах Ивана Цецерского фигурировали 5 месяцев на подготовку, то есть апрель 2014 года) городские власти могут успеть организовать выборы мэра Пскова вместе с губернаторскими. Если вдруг представить, что у г-на Цецерского после поездок в Суздаль и Москву вдруг поменялись политические планы, то такое совмещение (а уж если не на губернаторский, то на мэрский пост глава Пскова очевидно будет претендовать) было бы для него весьма удачным.
Но для этого нужен самороспуск городской Думы, а это дело нешуточное: уговорить депутатов отказаться от мандатов и пойти на новые выборы? Ради чего? Или кого? Не стоит забывать и про спонсоров: они оплачивать депутатам выборы каждые два года вряд ли захотят. Речь, конечно, не о мэрских выборах, здесь с мотивацией ни у кого вопросов не будет. Однако для убеждения депутатов нужны рычаги, а их у нынешнего главы Пскова и его команды мало. Убедить надо 2/3 депутатов, а после «войны за Игоря Чередниченко» Иван Цецерский потерял и просто большинство в Думе. Так что вряд ли дополнительные посты здесь сыграют роль, тем более что для того чтобы их получить, сначала надо будет переизбраться. А кто тут даст хоть какие-нибудь гарантии?
С другой стороны, кому выгодно торопиться назначить выборы на сентябрь 2014 года? Главное культурно-финансовое событие десятилетия в Пскове – Ганзейские дни, на которые город планирует выбить не один миллиард – пройдет летом 2019 года, а его бюджеты будут «закрываться» и вовсе до 2020 года. И тогда выборы мэра оптимально проводить в 2015 году. Но в таком случае городским властям остается только осознавать, что если губернаторская команда не поменяется, шансы на избрание у кандидата от нынешней политэлиты Пскова (условной «команды Цецерского») крайне малы.
Денис Камалягин