Население снова допустят к выборам губернаторов. Это положение закреплено в новой редакции Избирательного кодекса Псковской области, принятой сегодня региональным Собранием депутатов на внеочередной сессии.
Еще до начала работы было ясно, что обсуждение будет непростым. Накануне, на заседаниях каждого из четырех парламентских комитетов, дискуссии проходили по сути по одному и тому же сценарию. Сразу после доклада председателя облизбиркома Николая Цветкова региональные парламентарии задавали одинаковые вопросы. Спрашивали, почему так называемый «муниципальный фильтр» составляет именно 7%, почему не предусмотрено самовыдвижение в губернаторы и зачем нужно заверять подписи у нотариуса. Именно эти три момента были самыми спорными.
Николай Цветков ссылался на «золотую середину» между 5 и 10%, а также на коллегиальный характер работы облизбиркома. Мол, это не он придумал, а в коллегиальном органе посовещались и порешили. Норму о заверении подписей объясняли требованием федерального закона. Поводом закрыть дорогу в губернаторы самовыдвиженцам стал «печальный опыт» 90-х и нулевых годов. Придет в ЗАГС некий человек, поменяет свои ФИО под лидера избирательной гонки и будет участвовать в выборах, пугал Николай Юрьевич. С его аргументами соглашались не все.
Обсуждение на сессии 14 июня было довольно долгим. Слегка размявшись на обсуждении повестки и отклонив очередную дежурную инициативу КПРФ (заслушать комитет по культуре о праздновании дня русского языка), депутаты приступили к «гвоздю программы» – законопроекту, возвращающему в региональное правовое поле выборы губернатора.
После краткого доклада Николая Цветкова народные избранники приступили к своей, кажется, любимой процедуре – пытке вопросами.
Начал справедливоросс Николай Егоров, поинтересовавшийся, какие партии и объединения смогут выдвигать кандидатов в губернаторы. Г-н Цветков монотонно повторил неоднократно сказанное ранее: все зарегистрированные партии приобретают статус избирательных объединений. В России на 1 июня насчитывалось 16 политических партий, в Псковской области – 9.
Первый секретарь обкома КПРФ Александр Рогов задал два вопроса: единогласно ли избирательная комиссия приняла проект закона перед внесением на суд депутатов и как сложилась концепция закона. По словам депутата, рамочный федеральный закон «создал не просто фильтр, а пробку, чтобы, не дай бог, не прошел кто-то неугодный». При этом, напомнил он, закон позволяет устанавливать муниципальный фильтр от 5 до 10%.
«Вы создали серьезный барьер для всех партий, кроме одной», - заявил Александр Рогов. Он также удивился отсутствию возможности самовыдвижения кандидатов. «Может, Провкин какой появился бы и интерес придал бы кампании», - предположил коммунист.
Николай Цветков в ответ сообщил, что проект закона обсуждался с участием всех партий. Концепцию облизбиркома он назвал «технологической». По-моему, это следовало понимать так: «Какой закон примете, такой и будем исполнять».
Депутат Антон Минаков (ЛДПР) тоже задал вопрос о происхождении 7%. Для примера он привел Москву с фильтром в 6% и другие регионы. Глава облизбиркома тут же озвучил свои примеры субъектов РФ, где фильтр увеличен до 10%, после чего занялся арифметикой: в муниципалитетах Псковской области избрано 2131 депутатов и глав. Поскольку для выдвижения кандидата в губернаторы необходимо минимум 149 голосов, данное количество позволяет выбрать 14 кандидатов. «Куда же более демократично?» - задался вопросом Николай Цветков.
«Депутаты подчиняются партийной дисциплине. Партия дала команду не подписывать документы тех кандидатов, которые состоят в партиях. Вы такую ситуацию просчитывали?» - вступил в дискуссию Игорь Савицкий (КПРФ). Цветков объяснил, что депутаты на муниципальном уровне могут отдать свои подписи за другие партии. От ответа на вопрос, запрещено ли партиям давать команду не поддерживать «чужих» кандидатов, глава облизбиркома ушел стандартно: «Избирательная комиссия не включена в политический процесс».
Г-н Савицкий решил, что если партия принимает решение ограничить право своих членов поставить подпись в пользу кандидатов от других политических сил, то это ограничение прямого избирательного права. Закон противоречит Конституции, сделал вывод депутат. «Вы конституцию читали когда-нибудь?» - спросил он у кандидата юридических наук Цветкова.
«Считаю это суждением, а не вопросом», - обиделся Николай Юрьевич и не стал ничего комментировать.
Николай Егоров присоединился к мнению члена фракции КПРФ о нарушении конституционного права быть избранным. «Мы как бы, получается, нарушаем Конституцию», - сказал депутат.
После «допроса» главы облизбиркома слово предоставили руководителям фракций.
Единственный представитель фракции «Яблоко» Лев Шлосберг заявил, что законопроект рассматривается в связи с экстренным изменением избирательного законодательства. Возвращающий выборы губернаторов Федеральный закон Госдума приняла 25 апреля, Совет Федерации – 27 апреля, президент подписал 2 мая. По мнению представителя «Яблока», пожарно-экстренный порядок рассмотрения может сказаться негативным образом на избирательном процессе, а федеральный закон оставляет регионам ничтожные возможности для регулирования, унижает их и нарушает конституцию. «Данный закон бессмыслен», - такой был «яблочный» вердикт.
«Возрождение прямых выборов - позитивный шаг. Но в данном виде закон ограничивает избирательное право, - сообщил справедливоросс Олег Брячак. - Наша фракция приняла решение голосовать вынужденно, чтобы во втором чтении мы имели возможность внести поправки, которые смягчат барьеры». Эсеры предлагали снизить муниципальный барьер до 5% и упростить процедуру проверки подписей.
«Наша партия последовательно выступала за прямые выборы губернаторов областей и республик», - сказал коммунист Анатолий Копосов. Но новый закон не оправдал надежд зюгановцев и поставил серьезные преграды перед участием в выборах. Анатолий Копосов предложил сначала обсудить поправки, потом проголосовать.
Глава самой многочисленной фракции «Единая Россия» Валентин Каленский счел активное участие в обсуждении коллег из других фракций проявлением неравнодушия. Единоросс сообщил о несогласии с позицией фракции «Яблоко». «Данный проект закона готов для обсуждения на сегодняшней сессии. Вопрос может быть поставлен во втором чтении, если мы рассмотрим эти поправки», - предложил ускориться г-н Каленский.
Члены фракции КПРФ перешли к новой порции вопросов-выступлений. Игорь Савицкий предложил запретить партиям давить на своих муниципальных депутатов в выборе того или иного кандидата в губернаторы. Александр Рогов привел статистику по численности партийных депутатов: «Единая Россия» - 1344, КПРФ - 104, ЛДПР - 36, «Справедливая Россия» - 180, «Патриоты России» - 0, «Яблоко» – 29. «Вы математику изложили, но не полностью», - прокомментировал председатель Собрания Александр Котов. По его словам, партиям следует искать поддержку среди 360 беспартийных депутатов. Спикер напомнил, что депутатский корпус сформирован по результатам выборов. «Кто какую поддержку получил, тот такое количество депутатов и имеет», - практически сочинил пословицу Александр Алексеевич.
В этот момент дискуссия, видимо, начала поднадоедать некоторым депутатам. Единоросс Михаил Мурашкин высказал возмущение намерением Игоря Савицкого выступить в очередной раз. Тем не менее ветеран парламентских боев отстоял свое право, сославшись на регламент. Савицкий обратил внимание на пункт закона, позволяющий проверять подписные листы кандидатов. «На основании какого закона вы будете подвергать сомнению подписи нотариуса?» - возмутился депутат. По его словам, никакие эксперты не имеют права делать это. Опротестовать подпись нотариуса можно только через суд. «Вы вообще гражданские институты России подрываете этим законом», - эмоционально объявил депутат.
Анатолий Копосов напомнил о предложении рассмотреть сначала поправки, а потом закон. Другие депутаты недоумевали. Регламент работы позволяет вносить изменения в законопроект только после принятия в первом чтении, а им предлагали поступить наоборот.
«Какие поправки? К какому законопроекту?» - удивился заместитель губернатора Максим Жаворонков. Шепот в зале сразу стих, словно присутствующие боялись пропустить каждое сказанное вице-губернатором слово. «Нами уже выбрана концептуальная схема обсуждения. Позиция администрации Псковской области до вас доведена», - сказал Максим Жаворонков. Депутаты, по его словам, уже довели позицию до СМИ и окружающих.
Народные избранники немедленно приступили к голосованию в первом чтении. Концепцию законопроекта одобрили 26 депутатов, 12 голосовали против. Парламент тут же рассмотрел поправки. Первой отклонили инициативу КПРФ о снижении барьера для партий с 7 до 5%.
В процессе голосования к микрофону подошел Николай Цветков и попытался выступить. Председатель Собрания неожиданно прервал его и попросил не мешать голосованию. Поправку КПРФ отклонили («за» высказались только 14 депутатов). Глава обизбиркома снова подошел к микрофону и заявил, что при рассмотрении поправок инициатора законопроекта (в данном случае - избирательная комиссия Псковской области) должны ознакомить с текстом документа. «Хорошо, что не прошло», - заметил председатель избирательной комиссии по поводу поправки КПРФ.
Он собирался продолжить мысль, но неожиданно получил «отлуп» от депутатов. Спикер Собрания несколько раздраженно предложил «не наводить критику».
«Я просто вам хочу рассказать», - пытался объяснить Цветков. Рогов громко буркнул, что поправки представлены письменно и с ними можно было ознакомиться.
Затем на очереди были три поправки от «Справедливой России». Первая тоже касалась снижения барьера – 7 до 5%, вторые две - заверения подписных листов. Долго не могли решить, как голосовать – отдельно за каждую поправку или по всем сразу. «Ничего страшного не вижу в том, чтобы проголосовали по каждому пункту в отдельности», - разрешил сомнения г-н Жаворонков.
Поправку к семи процентам отклонили сходу. Зато отмену дополнительной проверки нотариально заверенных подписей депутаты одобрили. Правда, депутаты немного запутались, разбираясь в поправках. Ясность удалось внести только с помощью председателя облизбиркома.
Во втором чтении законопроект поддержали 24 депутата, 12 голосовали «против». Но закон о выборах губернатора все равно не хотел приниматься. Анатолий Копосов потребовал переголосования, потому что «ошибочно голосовал за». Сначала Собрание отказалось возвращаться к уже пройденному: не хватило всего одного голоса (22 за 14 против).
Но проголосовать заново депутатов все же уговорил губернатор Андрей Турчак. Он заметил, что голосующих всегда меньше, чем депутатов в зале. «Не поверю, что двое или трое не нажимают кнопки, проверьте, пожалуйста. Чтобы не давать повода для дискуссии, поставьте еще раз на голосование. Копосов ошибся, голос Бибиковой не учли», - обратился к спикеру глава региона.
«Голосуем одно, получается другое», - сказал один из депутатов под смех в зале.
Губернатор посоветовал председателю областного Собрания поменять управляющего делами, если не удается настроить работу технической службы. «Администрации области надо менять, они обслуживают зал», - нашелся спикер.
Депутаты проголосовали еще раз, подняв руки. Закон о выборах губернатора поддержали 24 депутата, 14 голосовали «против». По сути дела судьбу закона с максимальным числом барьеров и фильтров решила позиция фракции «Справедливая Россия». Первоначально все 4 фракции областного Собрания, кроме партии власти, были намерены голосовать против данного законопроекта ввиду присутствующих в нем серьезных ограничений избирательных прав граждан. В этом случае единороссы обладали бы сегодня только 22 голосами. Дополнительные мандаты им дали сторонники Михаила Брячака после того, как была удовлетворена одна из их поправок (все другие предложения оппозиционных партий были отвергнуты). Данная поправка не вносит в законопроект кардинальных изменений и лишь ограничивает вмешательство облизбиркома в процесс регистрации подписей муниципальных депутатов.
Некоторые псковские политики, в том числе депутаты - представители оппозиционных фракций, уже предположили, что инициатива эсеров и ее удовлетворение парламентским большинством явилось обычной двухходовкой, цель которой - получение голосов эсеров с соблюдением при этом последними партийного лица. Если данная версия верна, то это свидетельствует: союз Андрея Турчака и Михаила Брячака не дрогнул даже в преддверии губернаторских выборов.
Денис Бахтин