Последние события, развернувшиеся вокруг исторических зданий Пскова, конечно же, в меньшей степени имеют отношение к вопросам культуры, представляя из себя банальный захват земель, оставшихся (или «освобождаемых») в центре города. Этот бардак а-ля 90-е показал острую необходимость в ведомстве, которое бы контролировало бы этот передел. Администрация области пообещала жителям создать комитет по охране культурного наследия, который появится уже, скорее, вопреки, чем благодаря. Да и к моменту его появления и вступления в активную работу в Пскове половины памятников может не остаться. Однако, еще раз повторюсь, дело далеко не в памятниках, зачастую страдает не столько «культурное наследие», сколько обычные люди, перед окнами которых вырастают новые дома, на детских площадках в их дворах появляются новые парковки.
Строительный бизнес стал самым желаемым, самым прибыльным и самым неоднозначным: так, во всяком случае, сложилось в Псковской области. Десятки скандалов с застройкой в областном центре шумно прошлись по СМИ только за последние месяцы: конфликты в микрорайоне Борисовичи и «игнор» застройщика заняться школой и детским садом, полемика вокруг высоток в Овсищах, уплотнительная застройка в Рижском микрорайоне и т.д. и т.п. Темпы, с которыми участки Пскова стали «дербанить» на личные участки или участки под застройку, вызывают восхищение предпринимательс
Недавно стало известно, что и четыре ветхих дома, которые отстаивала культурная общественность, не были признаны объектами культурного наследия и будут снесены. Возможно, кто-то надеется, что после сноса там можно начать застройку, но пока, насколько мне известно, городское зонирование такой возможности не даст.
В Изборске псковичка приобрела участок по дешевке: на нем стоит (точнее, стоял) памятник регионального значения, усадьба Розенберга XIX века. Обременение не помогло спасти памятник, который был снесен. Нарушительница заплатила штраф 35 тысяч рублей, но осталась в колоссальном плюсе. Следователи, с которыми мне довелось говорить, разводят руками: закон таков, что ничего не поделаешь. Усадьбы не стало.
Один из самых вопиющих случаев продолжает разворачиваться на наших глазах: несколько лет назад один псковский бизнесмен приобрел Дом Бабининых, который специалисты характеризуют как «редкий сохранившийся в застройке современного города образец небольшого обывательского жилого дома, характерного для посадской застройки Пскова XIX - начала XX века». За эти годы памятник отреставрирован не был, никакого «вовлечения» в общественное пространство не было. Логично предположить, что дом покупался для других целей.
Летом 2013 года «реставрация» Дома Бабининых (так говорили местным жителям) началась. Хотя на деле, то бишь по проекту, она оказалась строительством пристройки – сначала речь шла о возведении трехэтажного административног
Одобрение строительства - и это еще одна примечательная история - выдало управление по градостроительно
В итоге стройка привела к тому, что памятник накренился и просел. Трещины в асфальте подобрались и к соседним жилым домам. Комитет по культуре Псковской области, которого уже почему-то никто не боится, вынес предписание остановить работы, однако руководители застройки при личной встрече подписывать документ, о том, что они уведомлены, отказались и потребовали отправить его по почте.
Пока письмо шло, работы можно было законно продолжать. Видимо, главное было дойти до такого этапа, чтобы можно прийти в областное Собрание и сказать: господа хорошие, ну не сносить же мне этот фундамент теперь. И депутаты обязательно поддержат.
Представителей культуры на объект не пускали в строжайшем порядке. «Прораб нас не пустил, накинувшись на нас со словами: «Это частная собственность, никто не имеет права здесь и шага ступить», - вспоминает председатель регионального ВООПИиК Ирина Голубева. – Пришлось напоминать им про охранные обязательства, но и это не помогло: собственник должен подписывать с комитетом по культуре соглашение, что он готов пускать на территорию памятника специалистов и выделять время для посещения простыми жителями. Ничего этого сделано не было, этот вопрос подняли только сейчас».
И снова комитет по культуре «прошляпил» документ. Представить, что сам застройщик побежит подписывать подобные документы, крайне сложно.
Отторгнуть участок у застройщика и собственника земли, который фактически «положил с прибором» на охранные обязательства, российское законодательство практически не предоставляет возможности. В итоге вполне Дом Бабининых может рухнуть в связи с непреодолимым земным тяготением. Застройщик даже имеет морально-этическ
Почему и комитет по культуре, и культурная общественность, и журналисты в том числе вспомнили о памятнике только тогда, когда появилась угроза его полной утери? Такими темпами с Домом Бабининых можно было разделаться и без бизнесменов и управления по градостроительно
На сегодня в очереди на приватизацию стоят еще несколько памятников культуры, которые находятся в плохом состоянии и, видимо, будут проданы по дешевке. Ирина Голубева вспоминает про Дом Тынянова, контору Зиновьева и опасается, что их ждет участь Дома Бабининых. Думаю, никого уже такой исход не удивит.
Денис Камалягин