Произошедшие во взаимоотношениях Псковской Ленты Новостей и городской Думы события просто так не закончатся, если кто-то так подумал. Шли дни, а желание получить хоть какой-то комментарий от депутатов не находило взаимности. Хотя именно им, депутатам, а не «нагнутой» пресс-службе нужно было решать конфликт. Именно депутаты (их можно назвать поименно) открыто возмущались «борзотой» информационного агентства, бегали, размахивали руками.
История со странным выпадом городской Думы, слава богу, не осталась незамеченной. «Псковская правда», «Комсомолка», питерский «Лениздат», Фонд защиты гласности, директор северо-западного отделения Института развития прессы Анна Шароградская, журналисты в социальных сетях по-разному обсуждали «любовную переписку». В последний раз в среде псковских СМИ страсти кипели, когда перед выборами неизвестные (большинству) люди подделали номер газеты «Курьеръ». Правда, бросилось в глаза, что и в этот раз, как и всё последнее время, ни приказавшая долго жить Ассоциация СМИ Псковской области, ни лежащее в соседней могилке областное отделение Союза журналистов России на инцидент тоже никак не отозвались. И сами депутаты предпочли отмолчаться.
За последний десяток лет у власть имущих сложилось чёткое восприятие СМИ как лакейского придатка. Это если употреблять мягкие выражения. Особенно это касается бюджетных СМИ. Когда есть кнут в виде наличия/отсутствия бюджетной строки «средство массовой информации», главным редактором газеты является не человек с соответствующей должностью, а глава муниципалитета или региона. Ну или на крайний случай, одна из его правых/левых рук, пальцев и бог его знает чего ещё.
Многие коллеги знают, как главы районов и депутаты на планёрках втирают журналистам, что и как писать. Какие фотографии ставить. Где пошутить, а где быть строгим и сдержанным. Спасибо. Над шутками смеёмся особо, но по-своему.
Иногда привычка поучать журналистов вкупе с привычкой читать о себе сладкие, елей источающие статьи, доходит до своего пика. И даже СМИ, которые властям не принадлежат, хочется построить и прижать к ногтю. Так, не со зла – по привычке.
Это плохая привычка. Как говорил один киношный персонаж, «это роль ругательная, и попрошу её ко мне не применять!».
Вам не нравится, что о вас пишут журналисты? А кто вам сказал, что причина в журналисте?
Вам не нравится, как о вас пишут журналисты? То есть, как дороги в Пскове ремонтируют, вас устраивает? Или как администрация области урезает бюджет вашему же городу? Может, многострадальный Дом Батова уже не в саване, а отреставрирован? Что-то не слышно жалоб депутатов по этому поводу. Сфокусируйтесь на нужном масштабе что ли.
У депутатов есть свои претензии к независимой прессе – некоторые темы и сюжеты подаются однобоко. Я бы даже сказал, глупо это отрицать. Только это называется, с другой позиции.
Никто не говорил, что на каждое событие может быть только две точки зрения: правильная и неправильная. Точку зрения гордумы с удовольствием разделит большинство бюджетных СМИ. Господа, вы же все равно в большинстве. Докажите свою правоту делами, может, так правильнее?
Когда вы принимаете законопроекты, вам же не приходят жалобы от газет и информагентств, дескать, так законы принимать нельзя. Закон, мол, однобокий или, того хуже, просто безграмотный.
Кстати, нужно будет взять на вооружение.
Зачем вам так много партий? Фракций? Есть подозрения, что некоторые из них подходят к вопросам однобоко.
Ну а учить, в какой форме писать – с ёрничеством, пафосом или (видимо, лучше всего) равнодушно – это, конечно, именно то, чего журналисты и ждут от депутатов. Депутаты уверены, что большинство из них заслуживает другого тона. Отнюдь. Видимо, окрыляет все-таки не «Ред Булл», а мандат. Ответьте, кому нужны сухие отчеты с ваших мероприятий? Вам самим? Аккуратно подкорректированные пресс-службой – так безопасней.
Ну а при отсутствии какой-либо живой и умной дискуссии, остаётся глазеть на галстуки.
Лично я не единожды засыпал на «архивесёлом» мероприятии именно потому, что мне вовремя на глаза не попались цветастые галстуки.
Если вам так нужны сухие отчёты – пишите сами эти отчёты. И распространяйте. Как, например, бывший депутат гордумы Николай Соболь, по странному стечению обстоятельств не попавший в новый её состав: делал свой «Псковский двор» и распространял по своему участку. Или как поступил, например, депутат заксобрания Санкт-Петербурга, журналист «Новой газеты» Борис Вишневский: Борис Лазаревич, честь ему и хвала, зарегистрировался во всех социальных сетях и ежемесячно публикует там свой подробный депутатский отчёт. Попробуйте, господа. А мы почитаем, если будет что читать.
Только к СМИ, господа, это отношения не имеет.
Писать «отчеты» с таких сессий, можно только иронизируя: над вами, над самим собой, над страной, в которой мы живем.
Иначе читатели всё больше будут ограничиваться просмотром фото.
Журналист может и должен писать то, что считает нужным – как бы не увещевали депутаты. Если журналист плохой, то редактор это быстро поймёт. Плохой журналист гораздо заметнее, чем плохой депутат.
Ну и в довершении – тем, кто решил, что этот вопрос надо было утрясти на уровне «междусобойчика». Один умный человек сказал: «Никогда не ссорься с журналистом: ты ему скажешь один на один, а он тебе ответит многотысячным тиражом». Это единственное, что может поставить СМИ на уровень одной из властей. И не пользоваться этим настоящему средству массовой информации непрофессионально и просто грешно.
Когда меня в качестве журналиста «Псковской губернии» не пускали на брифинг губернатора Андрея Турчака, когда меня сначала пригласили на закрытую конференцию с ним же, а потом ложно сообщили, что она не состоится, - я даже не думал, писать об этом или не писать. Это оскорбление издания, оскорбление профессии. Звучит пафосно, но мы своё по этому поводу уже отшутили. Только публикуя информацию о таких умниках, можно научить их не совершать такие ошибки.
Не журналистам нужны политики, а политикам – журналисты. Это понимают и те, кто вынужден работать на власть: в тишине они сидят за рабочими местами и подрисовывают на ваших фото рожки и усики, причем независимо от пола.
Как сказала та же госпожа Шароградская, на Западе чиновник ищет журналиста, в России – все наоборот.
Не знаем, как там у них в Лондоне, у нас управдом – друг человека.
Ну и друзьях и их отсутствии. Часто говорят, что у настоящего журналиста должно быть много деловых контактов, но практически не должно быть друзей. Ну, ради объективности.
И зачастую журналисты не многое теряют.
Денис Камалягин.