Oбозрения

Медиаобзор: Пушкин и 27-я статья конституции

20.02.2013 10:25|ПсковКомментариев: 0

Есть в небольшой такой книжице - Конституции России - статья 27. Наклейки с цитатой из нее очень любят вешать на свои авто владельцы внедорожников: там говорится, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, «имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Право и возможность - овощи с разных грядок: у жителей многих псковских деревень такое право есть, а вот возможности - нет. Потому что нет у них тех самых внедорожников, без которых из иных населенных пунктов до «большой земли» не добраться после отмены многих местных пригородных поездов. Несколько последних месяцев эта железнодорожная тема на страницах псковских печатных изданий не развивалась дальше краев подобного пафоса (господствующего строя чувств по Шиллеру). Ну, разве что, упоминали о претензиях железнодорожников на «покрытие убытков» в сотни миллионов рублей, которые бюджет области покрыть не в состоянии. Однако недавно региональные депутаты челобитную премьеру Медведеву написали, а «прямой» поезд Псков-Питер вроде как перевозчик ликвидировал, предложив пассажирам пересадки. Вот и стала рельсо-шпаловая тема главной в выпусках подавляющего большинства изданий.

Не во всех, однако, случаях из статей можно почерпнуть что-то действительно новое. Так, «Псковская провинция» ограничилась лишь подзаголовком-иронией «Пригородные поезда - пережиток цивилизованного прошлого?» да перечислением взаимных претензий сторон и хроникой развития событий с 2010 года. «КурьерЪ» вообще лишь отчитался о возобновлении маршрута поезда «Дно-Старая Русса-Дно» после вопроса журналистов издания на пресс-конференции с руководством перевозчика.

А вот «Псковская губерния» подошла к делу чуть более обстоятельно. Здесь «предыстория» и «новейшая история» вопроса поданы в деталях. Да и наконец-то издание обратило внимание на простой факт: «Для сохранения действовавших в тот момент (в 2010 году – прим. авт.) 30 пар поездов компания потребовала от Псковской области 701 млн рублей. Естественно, не получила. Прежние дотации на пригородное сообщение (когда оно осуществлялось непосредственно Октябрьской железной дорогой) стоило области в десятки раз меньше. И поезда ходили». Поэтому в статье подробно описаны первопричины возникновения конфликта, которые кроются в сути реформы монополиста РЖД. Вдогонку «Губерния» опубликовала полный текст обращения местных парламентариях в правительство.

Еще любопытнее получилось у «Псковской правды-Вече», имеющей, в отличие от «Губернии» прямой доступ к чиновникам областной администрации. Там опубликовали интервью с председателем регионального госкомитета по транспорту и связи Игорем Сильченковым, который заметно «расширил» до того тиражировавшуюся позицию областных властей.

Как, например, расценить такое заявление: «За год нам выставляется (требований о покрытии убытков – прим. авт.) в пределах от 350 до 500 млн рублей. Да, мы готовы эти убытки компенсировать. Но если мы говорим про заказ, то это должны быть именно те маршруты, которые нам действительно нужны. Предоставьте нам тогда экономичный подвижный состав и согласованные с нами по времени и направлению маршруты. И когда нам будут выставлять разницу от этих убытков, мы будем искать возможность компенсировать ее на 100%».

Заодно чиновник напомнил и еще одну существенную деталь, которую до поры как-то не сильно брали во внимание: все перевозки в области – на тепловой тяге, когда тепловозы, способные тянуть составы на 100 вагонов с нефтью, везут от 1 до 4-х вагонов. Какая уж тут экономия? В заключение Игорь Сильченков сообщил, что РЖД через «дочек» предлагает проект «интермодальных перевозок». В переводе на русский это значит: контракт заключается на перевозки «вообще», а как перевозит людей – решит компания. Где-то на поезде, а где-то и автотранспортом. Такая программа, говорят, уже утверждена в Калининградской области.

Наше все

Еще одна «сквозная» тема в псковских печатных СМИ на прошлой неделе – Пушкин. Вообще-то все, что касается культуры, лишь в исключительных случаях может стать темой, привлекающей внимание многих газет. Что, конечно, еще раз подтверждает в данном случае: Пушкин – наше все!

Справедливости ради отметим, что с поэтом в середине февраля много чего связано было – и очередной театральный фестиваль, и 110-летний юбилей легендарного хранителя «Михайловского» Семена Степановича Гейченко, и (как выяснилось из очередного номера «Псковской губернии») новый виток в споре за дом хранителя между его дочерью и нынешним руководством музея.

Что касается дома Гейченко, то в этом вопросе, похоже, забрезжил свет в конце туннеля. Но свет, возможно, лишь «промежуточный» – как на станциях метро. В общем, министерство культуры поручило противоборствующим сторонам заключить договор об использовании дома в целях музеефикации и популяризации наследия хранителя. Но музей, со своей стороны, сначала предложил дочери Семена Гейченко (своей бывшей сотруднице, кстати) аренду за 1,5 млн рублей в год (sic!!!) либо дистанционную работу в музее, а потом остановился на предложении 3-летней безвозмездной аренды. Что будет через 3 года – туманно, как берега Сороти в безветренные предрассветные часы.

Нынешнее руководство музея в лице его директора Георгия Василевича вообще не очень-то жалуемо «Псковской губернией». По крайней мере, в статье «Шестое чувство», формальным информационным поводом для появления которой стало переиздание книги Гейченко «У Лукоморья», четко ощущается неприятие всего того, что стало происходить в музее при новом руководстве. Достаточно сказать, что в статье периодически припоминают строки из «Антисказки» Высоцкого – песенки, в которой Лукоморье представлено опошленным и заполненным всяческими отвратительными бытовыми персонажами.

«Семён Степанович Гейченко в каком-то смысле был и книгопродавец, и поэт. В сущности, Гейченко – сказочник. Не только хранитель, но и сочинитель. Этим он отличался от многих других директоров. Особенно тех, кто командует музеями-заповедниками сейчас», - пишет автор статьи Алексей Семенов. А через пару абзацев вообще недвусмысленно намекает:

«В «Антисказке» Высоцкого Лукоморья больше нет, а на развалины явились ловкие проходимцы, пользующиеся высоким покровительством.

…А брадатый Черномор, лукоморский первый вор,

Он давно Людmилу спёр, ой, хитер!

Ловко пользуется, тать, тем, что может он летать,

Зазеваешься – он хвать – и тикать».

Что касается театрального фестиваля, то на него г-н Семенов написал как раз таки в целом очень благодушную рецензию. Точнее, ее первую часть – места в одном номере для полного обзора не хватило.

При этом автор скромно (если не сказать – кокетливо) в тексте обмолвился, что в Пскове театральных критиков (отзывов которых ждал один из «столичных» участников фестиваля) нет. Так и хочется воскликнуть: «Полноте! Один как минимум имеется!»

Впрочем, и доля истины – не буквальной, а сущностной – в его словах есть. Достаточно глянуть другие газеты. Вот «ПП-Вече» - тут «полторы» полосы под Александра Сергеевича: две рецензии. Одна озаглавлена «Фарс из Пушкина», другая имеет подзаголовок «Школьники пришли на «Евгения Онегина», а увидели эксклюзивный спектакль, доступный пониманию лишь подготовленного театрала»… Тут, как говорится, «no comments».

Открываем псковскую вкладку «Аргументов и фактов». Тут вроде и большое интервью с зачинателем Пушкинского театрального фестиваля, известным режиссером Владимиром Рецептером имеется, и даже небольшая, на полполоски, рецензия на весь нынешний фестиваль. Но интервью – какое-то… разбросанное. Без центра, идеи, линии. А рецензия вообще сводится к нехитрым тезисам, что фестиваль вышел самым «хулиганским» из-за обилия студенческих работ, что не случилось обещанного год назад, что теперь надежды можно возлагать на будущий год – год 215-летия со дня рождения поэта…

У остальных изданий – вообще «зеро». Думалось, хоть «Псковские новости», куда в связи с недавними «глобальными» кадровыми изменениями пришла Ирина Ефимова, когда-то отвечавшая исключительно за раздел «Культура» в «Новостях Пскова», отметились откликом на одно из главных ежегодных культурных событий региона. Ан нет! Там все взгляды – в сторону Ганзы. Какой там Пушкин!.. Тут – и обзор заброшенных, ветхих древних псковских палат, которые постепенно разрушаются, и большое письмо местного «культурного генерала в отставке» Ивана Калинина о том, как надо праздновать 1110-летие Пскова. Точнее, как сделать праздник в условиях отсутствия денег. Подсказанный рецепт прост – делать праздник всем миром, чтобы каждый горожанин был причастным. Да только до праздников ли сейчас горожанам?...

«Глотатели пустот…»

Новость о том, что человека еще живым поместили в морг, где он умер чуть ли не через двое суток - когда приехал патологоанатом – конечно, стала «бомбой»… И тут нет ничего странного либо говорящего о низменных вкусах публики - потому что это по-человечески очень страшная (вспомнить хотя бы знаменитые гоголевские фобии) и запутанная история – какой-то фантастически абсурдный и невообразимый случай. И обоснованно то, что о нем написали многие газеты. А лучше всего это сделала, на мой взгляд, Татьяна Злобинская из «Вече», у которой вышел добротный и честный репортаж, не позволяющий навешивать те или иные ярлыки на участников истории до окончания расследования.

На «главной» - криминальной - полосе газеты «КурьерЪ» с его «народным» позиционированием - «бомба»! Называется материал «Жестокое порно по-соседски». Чтобы читатель уж точно «не прошел мимо» в подзаголовке указано, что пскович измывался над «партнершей по сексу» также, как и маньяк на Дамбе осенью 2010-го… Примечательно, что в тексте описаны довольно интимные подробности – женщина пострадала от женатого мужчины-соседа, с которым решила провести вечер за рюмочкой коньяка. В какой-то момент тот решил попробовать реализовать свои фантазии и попытался сделать даме фистинг. Газета, так смело выдающая обычно и менее приглядные факты на публику, тут почему-то скромно не проясняет значение термина - как-то не учитывая, что многие читатели могут и не предполагать, что за действие кроется за незнакомым словом.

Или там же – традиционная рубрика «История любви»: незамысловатый рассказ о женщине, которая вскоре после серебряной свадьбы потеряла мужа, утонувшего на рыбалке, и пыталась справиться с нахлынувшими горем да одиночеством.

А в том же «Вече» - рассказ о семье из Новоржева, в которой произошла очень непростая история. Пожилая мать теперь ютится в квартире, которую, якобы, вот-вот могут продать, говорит, что дочь ее выгнала на мороз. Дочь с мужем жалуются, что женщина постоянно пила и вообще вела себя плохо, однако ее никто не выгонял... Читая эту неприглядную историю с массой взаимных обвинений - в духе рассказов про Растеряевую улицу - не можешь отвертеться от мысли, что продюсеры телешоу Малахова начали рассылать в газеты методички по выбору новостной «фактуры».

Тьфу-тьфу-тьфу!

Виктор Светланов

опрос
Ждете ли вы изменений в жизни россиян после избрания Трампа?
В опросе приняло участие 243 человека
ПравилаКомментарии 0
Рейтинг@Mail.ru