Откровенно говоря, шоу-проекты типа «Сто лучших имен», «Сто лучших полководцев», «Сто лучших мест», когда массы народа вовлекаются в разного рода рейтинги и голосования, вызывают противоречивые чувства. Дело даже не в том, что такой упрощенно-популистский подход к предлагаемым темам напоминает наивный революционный задор комсомольцев 20-х годов прошлого века. Как известно, молодые строители коммунизма нередко даже такие вопросы, как «Есть ли Бог?», разрешали путем голосования на комсомольских собраниях.
Больше некий дискомфорт здесь вызывает другое. Разве можно ставить вопрос кто или что лучше: Александр Суворов или Александр Невский? Смоленская или Псковская крепость? Это же все равно, что от матери потребовать составить в процентах долю ее любви к своим детям или выставить по ранжиру привлекательность леса, гор, моря или степи.
С другой стороны, этот, скажем так, негативный подтекст подобных голосований, целиком компенсируется их положительным зарядом. Участие, пусть даже самое минимальное в таких проектах заставляет людей лишний раз обратиться к истории, к справочнику, к книге, узнать мнения на этот счет других людей, чуть пристальнее обратить внимание на среду своего обитания, на окружающий мир. То есть стать чуть образованнее.
Не зря же говорится, что в тесто нужно немного вещества, чтобы вызвать в нем живительное брожение. Кто знает, возможно, если чаще проводить такие конкурсы, то и станет меньше поводов вспоминать нашего Александра Сергеевича Пушкина, учившего, что «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Возможно, это позволит узнать нам чуть больше и о своем прошлом, и о своем настоящем. И уже никакому псковскому депутату не придет даже в голову с брезгливостью говорить о Псковском Кремле и предлагать снести все старые дома на том основании, что они «мешают развитию».
Организаторы конкурса «15 чудес Псковщины» поступили правильно, не включив в название слово «лучший». На самом деле я уверен, что каждый район нашей области, каждый город да что там, едва ли не каждая деревня смогли бы составить свой список «чудес». Тем более что если верить толковому словарю, то одно из значений слова «чудо» предполагает «Предмет, явление, действие, вызывающее общее удивление своею необычностью. // Высшее, поразительное проявление».
По просьбе коллег, я составил свой небольшой список достопримечательностей нашей области, сопроводив каждый из них короткими комментариями. Подчеркну, что это мой субъективный взгляд.
Свято-Троицкий собор Пскова – не просто архитектурная доминанта города. Само основание Пскова легенда связывает с возведением на Крому Троицкого собора. Понятие «Святая Троица», «Дом Святой Троицы» означало и сам город, и всю Псковскую землю. «Братья мужи псковичи, постоим за святую Троицу и за святые церкви, за свое отечество», - призывал псковичей князь Довмонт. Уберите Святую Троицу и не будет Пскова. Того Пскова, который мы знаем, любим и за судьбу которого переживаем.
Гремячая башня – одна из самых знаменитых башен Пскова. Недаром с ней связано несколько местных легенд. До сих пор этот живописный уголок реки Псковы – одно из красивейших и любимых псковичами мест города. Хотя чудовищная современная застройка основательно «поработала» и здесь.
Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Уникальный образец настенной живописи XII века. Изложив языком красок «веру свою на стенах его», древние мастера перенесли на стены собора живописные страницы Евангелия.
Храм Василия на Горке. Будь моя воля, я бы всех архитекторов, всех реставраторов, всех строителей, намеревавшихся работать в Пскове, приводил бы к храму Василия на Горке и заставлял их приносить присягу на верность градостроительным традициям нашего города. Взять за основу установку древних зодчих – строительство должно приукрашать город, а не искажать и, тем более, не уродовать его.
Поганкины палаты. Самое большое по размерам жилое здание Пскова XVII века. Палаты стали неотъемлемой и архитектурной, и культурной частью города.
Изборск. Здесь хочется включить в список буквально все: Изборскую крепость, Изборско-Мальскую долину (с ее Городищенским озером, Словенскими ключами, Змеиной балкой), Труворово городище… Наверное, под впечатлением Изборских далей Николай Рерих как-то написал замечательные слова: ««Если хотите увидеть место самое древнее, ищите самое красивое».
Псково-Печерский монастырь. Это и духовная, и военная крепость. «Никакие слова не в состоянии передать вид монастыря. Надо видеть его своими глазами, чтобы испытать то глубокое впечатление, которое производит на душу эта дивная, богохранимая обитель», - писал о Псково-Печерском монастыре граф М.Толстой в «Святынях и древностях Пскова».
Михайловское, Тригорское, Петровское, Савкина Горка, городище Воронич – словом весь комплекс Пушкинского заповедника. Говорить что-то еще в пользу этого пушкинского «гения места», наверное, не имеет смысла.
Выбуты - одно из самых красивейших легендарных мест Псковской области. Этот старинный погост отстоит от Пскова в 15 километрах вверх по реке Великой. По преданию, здесь родилась и выросла святая великая княгиня Ольга, в Выбутах она повстречалась с киевским князем Игорем и стала позднее его женой. Очень красивая панорама реки Великой, церковь Илии Пророка XV века – построенный в лучших традициях псковской школы зодчества.
Камно. Если где и начиналась псковская история, так это в городище Камно, что в 6 км от Пскова. Здесь уже в I-II века жили люди, а расцвет городища приходится на VIII-X века. Очень интересная природа городища. Людей верующих притягивает церковь Георгия Победоносца и святые источники.
Крыпецкий монастырь. Возрождение старого монастыря еще не получило своего завершения. Монастырь строится, обретает новый облик. Но «намоленность», как принято говорить, этого святого места чувствуется во всем.
Никандрова пустынь. Когда-то еще до начала восстановления обители, я записал: «Сумел преподобный Никандр сыскать в Порховском уезде место, где даже четыре с половиной столетия спустя, сделав последний шаг по старой монастырской дороге, всей душой, всем телом осязаешь: это, действительно, красота, это свято! Как они, наши предки, распознавали такие места?»
Спасо-Елеазаровский монастырь. Наряду со всем прочим, следует упомянуть, что в первой половине XVI века этот монастырь стал духовным центром Псковской земли. Здесь переписали «Слово о полку Игореве» - легендарный экземпляр, доставшийся впоследствии Мусину-Пушкину. Здесь старец Филофей создавал свою знаменитую теорию «Москва – третий Рим».
Деревня Виделебье. Эта небольшая деревушка в Псковском районе примечательна не только своим храмом Николая Чудотворца XVI века. В Виделебье, с разницей примерно в сто лет, родились два человека – ставших впоследствии святыми Русской Православной Церкви. Это старец Евфросин – основатель Спасо-Елеазаровского монастыря, и Никандр Псковский – основатель Никандровой пустыни.
Церковь Покрова Божией Матери в деревне Жаборы. Человека, который возродил к жизни этот храм, хотелось бы упомянуть особо. Отец Серафим (Царствие ему Небесное) был из тех, которые приходят в нашу жизнь как звезды, чтобы осветить нам путь.
«За десять лет один человек, не имея ни капиталов, ни средств, сумел возродить к жизни и церковь, и деревню. А наши правители там, наверху, имея под рукой колоссальные ресурсы, располагая таким народом (только руководи и направляй) за те же десять лет «реформ» довели страну до самого последнего края, до нищеты. Не могу уразуметь, Господи! Никак не могу!» Это я писал об отце Серафиме почти 20 лет назад.
А сам батюшка говорил так: «На чудеса надеяться – это фарисейство; вот так сидеть и ждать чуда, вот озарение придет, вот манна небесная на голову упадет – негоже. Господь нас не учит этому. Это надо трудом полагать».
К сожалению, за скобками остается еще масса досточтимых мест и местечек нашей Псковщины. Но кто мешает составит потом и «20 чудес» и «25» и «50». При условии, что за то время не потеряем «чудеса» из сегодняшнего списка, как это бывало до сих пор. Вот это и будет главным чудом Псковской области!
Юрий Степанов