Замена бумажных квитанций на оплату услуг ЖКХ на электронную рассылку - тема законопроекта, над которым работают в Минцифры. Пенсионеры без компьютерной грамотности, жители села без интернета, горожане без желания платить комиссию за электронный сервис и сомнительная экономия - Псковская Лента Новостей узнала, обо что инициатива может споткнуться в реальной жизни.
Авторы инициативы говорят о снижении издержек предприятий сферы ЖКХ в случае ее внедрения. Однако директор псковского «Горводоканала» Константин Болотин отмечает, что расходы на бумагу, принтеры и специалистов превратятся в траты на программное обеспечение и поддержание его работы. Экономика может выйти совсем не экономной.
«С технической точки зрения реализуемо достаточно несложно. Проблем не вижу, кроме финансовой стороны, - поделился Константин Болотин своим мнением. - Так как закон еще разрабатывается, пока непонятно, как гражданин будет получать электронную квитанцию. И как будет подтверждаться ее получение в случае претензий по оплате. Предвестник этого процесса — выставление квитанций через онлайн-банкинг, но пока не все банки в этом участвуют. Вероятно, потребуется создание единого оператора».
Некритическими называет текущие расходы своего предприятия на бумажные квитанции Игорь Максимов, директор «Теплосетей». Мысль о переходе на выставление электронных квитанций на 70 тысяч лицевых счетов своих абонентов он называет «хорошей, инновационной, но преждевременной». И прогнозирует возможное прекращение платежей от самых дисциплинированных потребителей.
«Значительная часть старшего поколения к гаджетам и электронным вещам относится с опаской. Как правило, это самые добросовестные плательщики. А мы их потеряем, - предупреждает Игорь Максимов. - Должно пройти лет десять-пятнадцать».
Поддерживает подобное мнение Светлана Мельничук, заместитель председателя регионального отделения Союза пенсионеров России. Она считает, что полный переход на электронные квитанции сделает пенсионеров зависимыми, так как самостоятельно оплатить такие счета получится не у всех.
«Как бы мы ни учили старшее поколение азам компьютерной грамотности, это сложно. Даже людям образованным, - констатирует она. - У моей знакомой, руководителя предприятия, не стало мужа, который все это выполнял. Она говорит: "У меня каждый месяц пот по спине течет, пока я что-то сделаю и не напутаю". Казалось бы, она должна свободно пользоваться электронными услугами. Но к сожалению, нет».
У самой Светланы Мельничук подключены автоплатежи по квитанциям за коммуналку. Она вспоминает, какие поначалу возникали сложности, когда банки поставили терминалы для самостоятельной оплаты. На первых порах рядом с аппаратами дежурили сотрудники, а теперь плательщики вынуждены справляться самостоятельно. Не единожды за последнее время общественница видела в банке растерянных сверстников, не понимающих, как внести платеж. Поэтому она выступает исключительно за постепенную цифровизацию сферы.
За установление переходного периода и предоставление плательщикам альтернативы выступает депутат областного Собрания Владимир Кузь. В целом оценивая инициативу положительно, он предвидит трудности, с которыми столкнутся потребители коммунальных услуг не только почтенного возраста.
«Могут возникнуть сложности на селе, где нет устойчивой мобильной связи, а значит, интернета, - полагает народный избранник, - Второй момент, наши уважаемые бабушки и дедушки, которые еще до конца не освоили гаджеты и современные технологии. Зачастую, они пользуются кнопочным телефоном».
Среди позитивных сторон инициативы Владимир Кузь называет скорость получения ресурсоснабжающими организациями информации о платежах и тот факт, что электронная квитанция в пути до потребителя вряд ли потеряется.
Его коллега по региональному парламенту, депутат Олег Брячак отмечает, что при экономии на бумаге остается много неясного в практической стороне вопроса.
«Я сам плачу за газ и свет и очень хорошо отношусь к любым инновациям в случае, если они полезны и удобны для наших граждан, - заверяет Олег Брячак. - Для городского населения это будет удобно. Но не для всех, потому что есть часть населения пожилого возраста, те, кто живут в сельской местности. Мне не совсем понятно, как они будут пользоваться данными инновациями».
Далеко не все жители небольших населенных пунктов готовы получать квитанции в электронном виде, уверенно заявляет глава Островского района Дмитрий Быстров. Он называет сразу комплекс причин. Одна из них — доверие к бумажным документам. В качестве примера руководитель муниципалитета приводит автомобильные страховки: если в столицах водители давно покупают и используют электронную версию ОСАГО, то в провинции привычнее видеть бумажный бланк.
Инициативу он считает своевременной, но предлагает ее, как и другие подобные практики, сначала обкатать в технологически развитых столичных регионах.
Все наши собеседники благосклонно отнеслись к самой идее, но испытывают сомнения относительно ее претворения в жизнь. Ускорившийся прогресс шире разверз технологическую пропасть между поколениями. Особенно это актуально в Псковской области, где рубеж пенсионного возраста перешагнула треть населения. Они заслужили особое отношение, заботу и внимание, а не добавочные сложности на склоне лет. Минцифры, где работают над законом об электронных квитанциях, также собирается покрыть мобильной связью и интернетом всю сеть железных дорог в стране. И это еще одна пропасть, между потребностями путешественников и оседлыми жителями деревень, куда это благо цивилизации пока не добралось. Важно, в первую очередь, с этической точки зрения, чтобы ни люди старшего поколения, ни жители глубинки не почувствовали себя брошенными на обочине дороги, поезд по которой уже промчался мимо.
Юлия Магера