Культура / Рецензии

«Утомленные солнцем-2. Цитадель»: О том, как Божий промысел выиграл войну

06.05.2011 14:22|ПсковКомментариев: 46

Никита Михалков в «Цитадели» так же тенденциозен, как Бернардо Бетолуччи в шедевре «Двадцатый век». Только если итальянского гения вдохновляли на киноэпос коммунистические убеждения, то нашим управляет религиозное миропонимание. «Бог не выдаст, свинья не съест», - в этой народной формуле укладывается вся концепция «Утомленных солнцем-2», а воплотить подобную трактовку действительности на экране возможно только при помощи мифа и сновидения, чем, то есть мифом, и стал на самом деле фильм «Предстояние». Потусторонний сюр, в котором критерии правдоподобия не имели никакого значения.

Альтернативная история, представленная Михалковым в «Утомленных солнцем-2», есть, во-первых, предельно широкое допущение художественного вымысла и киношная условность, сродни продукции голливудской «фабрики грез», а во-вторых, его личная, даже интимная интерпретация русской истории на примере «Великой войны».

«Цитадель» продолжает и развивает идею Божьего промысла, заявленную в «Предстоянии». Символизм происходящего и случающегося (пушкинский «случай, Бог изобретатель») еще гуще и грубее. Великая Отечественная война уже не просто «сон во сне», а подлинно волшебная сказка, где «мать родна земля» выступает главным носителем замысла Творца, посылая в мир маленьких, но важных носителей этой телеологии. Центральным событием этого бесконечного движения к цели должно стать Чудо, даже цепь чудес, и они, эти чудеса, регулярно происходят.

Никита Михалков пытается убедить зрителя, что не народ выиграл войну, а сам Бог, тогда как людская масса и каждый отдельный индивидуум оставались исключительно марионетками в общем видимом хаосе событий, тогда как настоящий замысел оставался принципиально не зрим.

Но вот явился «гений, парадоксов друг», кинорежиссер Никита Михалков, и показал нам, как все случилось на самом деле.

Первые кадры «Цитадели» вводят в легкое недоумение, поскольку сильно напоминают какой-нибудь масштабный телепроект Би-Би-Си о живой природе, на сей раз из жизни насекомых.

У нас на глазах из кокона вылупляется комарик и летит в траншеи советских воинов, окопавшихся неподалеку от неприступных вражеских укреплений. Минут семь реальность мы видим как бы зрением твари Божьей, от которой отмахиваются солдаты, но не убивают ее, пролетаем над окопами, где и встречаем вновь бывшего комдива, а ныне штрафника Котова, сообщающего своим братьям по оружию, что «комары кровь не пьют, пьют только комарихи».

Когда насекомое садиться на лицо бывшего офицера в исполнении Андрея Мерзликина, то тот позволяет самке попить крови: «Пусть попьет, это же наша комариха, родная».

В это время немецкий пулеметчик, слушая Вагнера на грампластинке патефона и забавляясь с белой мышкой, выцеливает в оптике очередную русскую башку и в нужный момент жмет на гашетку. Однако, пока пули летят, «цель» успевает наклониться к лицу товарища, чтобы смахнуть или убить комариху. Смертельные граммы свинца попадают в землю, мимо, в чем и заключался истинный смысл полета насекомого.

Пьяный генерал, дурак и подонок Мелешко, убедительно исполненный Романом Мадяновым, из чистого самодурства, самоутверждаясь перед подчиненными за столом с закусками, посылает на убой штрафников, и вроде все они должны сгинуть под пулями немецких пулеметов и разрывами снарядов. «Мы что свиньи? Стыдно перед немцами ни за хер собачий погибать!» - справедливо негодует один из штрафников. Но «батя» убеждает всех, что нужно бежать вперед, и только вперед, потому что сзади пулеметы заградотряда, а кто что впереди - жизнь или смерть? - никто не знает.

И вот уже сам Котов становится проводником Промысла Божьего, вдруг увидев неподалеку от себя полковника НКВД Митю Арсентьева (Олег Меньшиков), который специально послан на передовую с приказом товарища Сталина вернуть наркому его воинское звание и награды.

Котов, испугавшись этого призрака из прошлого, выбегает на поле боя, увлекая за собой других штрафников и полковника, в результате чего бой начинается раньше, а полковник оказывается в мясорубке, и чтобы спасти ему жизнь, генерал отдает приказ отступать.

В итоге многие жизни сохранены. Чудо? Еще какое!

Эпизод с рождением ребенка в кузове грузовика под пулями и бомбами немецких штурмовиков вообще вне комментариев. Мальчик, как признается родившая в кругу раненных солдат баба, зачатый от немца, спасает всех от неизбежной смерти, что тут же и отмечается по-русски, спиртным, и наречением ублюдка «Иосифом Виссарионовичем».

И все-таки главное Чудо - впереди. А пока Котову и его кровному врагу Мите придется пройти тягостный ритуал искупления, для чего они, опять же, чудом не убив друг друга, возвращаются в родовое гнездо Маруси (Виктория Толстоганова), где открываются жуткие подробности последних лет их кровно связанной жизни. 

Армейский боевик превращается в душераздирающую мелодраму, в итоге которой Котов остается без семьи, без обретенного, было, дома, один на один со своим народом. Явившись в толпу на белом коне и отпустив семью в будущее, он лихо расправляется с грабителями, решившими отобрать у него «генеральские котлы» (тут и металлическая перчатка с когтем пригодилась), а потом попадает на свадьбу безногого инвалида (Павел Деревянко) и чуть ли не «склеивает» симпатичную вдову.

Выход в народ завершается аудиенцией со Сталиным (Максим Суханов), который вместо вопросов «Почему?» и «За что?» предлагает репрессированному им наркому другой вопрос: «Зачем?»

А «затем», оказывается, был репрессирован Котов и его семья, чтобы сохранить ему, Котову, жизнь. Верному сыну революции, когда-то зарубившего священника (и об этом факте вождь народов прекрасно осведомлен), теперь одна дорога на цитадель, повести в атаку «черную пехоту», 15 тысяч трусов и уклонистов, которые с палками в руках должны будут пойти на немецкие пулеметы.

По мысли Сталина, это будет политический, но больше, все же, ритуальный акт возмездия для всех, кто хотел бы «откосить» от войны в тылу.

Но генерал-майор Котов уже искупил свою вину унижением и болью, и он уже не может вот так просто взять и бросить сирых да убогих на смерть.

Он сам берет белую березовую дубину в руки и, словно новый Христос, двигается по болоту навстречу очистительной гибели.

Вслед за ним вылезают из траншей все 15 тысяч, и даже герой Сергея Маковецкого в синей фуражке НКВД, только что проткнувший штыком соотечественника.

И вот с палками, под гармошку, русские идут в беспрецедентную психическую атаку, перед зрелищем которой не выдерживают нервы даже у офицеров Вермахта, не желающих смотреть на убийство.

Один пулеметчик «Ганс» спокоен со своим Вагнером из патефона и белой забавной мышкой.

Но вдруг, прицеливаясь в безоружную толпу русских дикарей, немец обнаруживает неожиданное препятствие - черное пятно в оптическом прицеле.

Оказывается, это мешает прицеливаться врагу наш, родной, паучок.

Чтобы устранить помеху, меломан-пулеметчик немного высовывается в амбразуру, как тут же получает пулю в лоб от притаившегося на дереве советского снайпера-бурята. Так что толпа в нарастающем напряжении беспрепятственно двигается на бастион, и тут уже никуда от Божественного промысла немцам не деться. Лежащие на нотных тетрадях очки, действуя как увеличительные стекла,  прожигают бумагу, дают искру, которая рождает пламень.

Немцы, очнувшись от оцепенения, бросаются к зарядным устройствам, но... поздно. Бог уже все решил за людей. Цитадель, то есть символ Германии, обречена, и на глазах изумленных безоружных русских, крепость взрывается и летит в тартарары.

Если вы еще не сошли с ума от сбивчивого пересказа, то сообщу, что это еще не финал. Нас еще ждет сцена, когда русское Чудо превращается в банальный голливудский хэппи-энд, и придурковатый немец с мифологической старухой (Инна Чурикова) на перепутье.

Раненый в голову немец указывает направление - «На Берлин!», и мы видим счастливого Никиту Михалкова на танке и понимаем, что наконец-то он воплотил свою мечту: «уделал» Спилберга с его хваленым «Спасти рядового Райана».  

В отличие от разгромленного критиками «Предстояния», «Цитадель» выглядит пусть и столь же тенденциозной, но и более цельной, завершенной, порождая странное чувство, что вторая часть и вовсе была лишней.

Такое впечатление, что Никита Михалков как художник стал жертвой грандиозности собственного замысла, не сумев свести все сюжетные концы с концами.

Однако, что касается сверхзадачи, суперидеи - показать войну глазами насекомых, то бишь с точки зрения Божественного волюнтаризма, то здесь Михалков был последователен, как редко какой художник.

За что и палку ему в руки.

Саша Донецкий

опрос
Ваше отношение к «эффекту Долиной»?
В опросе приняло участие 30 человек
ПравилаКомментарии 46
06.05.2011 14:42
Мордор пал!
Хоббит получил мигалку всевластия!
0
06.05.2011 14:49
бредовый фильм, бредовая статья
0
06.05.2011 15:00
Напрасно потерянное время и очень жаль зря потраченные деньги.
0
06.05.2011 15:02
Этот маразматик как вошёл в роль в "Чужом среди своих",так и не вышел ! ((
0
06.05.2011 15:14
Мигалков еще нас удивит не раз
0
06.05.2011 15:20
Уж больно лицо неприятное у одного из актеров. Не пойду.
0
06.05.2011 15:20
Да забейте вы на него. Не ходите и других отговаривайте. Об одном сожалею, что заснул и проспал эпизод, где Мендель подносит патрону Путину для пулемета.
0
06.05.2011 15:32
Автор мутак. Третья часть.
0
06.05.2011 15:52
Надо ж так талантливо снять полный бред, потратив на него столько народных денег да ещё и показать его к празднику - "вот вам, ветераны", да ещё и обижаться, что никто ЭТО Г смотреть не хочет.
Хорошо, что "Брестскую крепость" по первому покажут, только удивительно, как удалось прорваться хорошему фильму на фоне всяких десоветизаций.
0
06.05.2011 15:58
Фильм бред, но... талантливый!!!
0
06.05.2011 15:58
Ну блин это какой то полный бред. у Никитки с головой видать серьезные проблемы.
0
06.05.2011 16:09
Господа.Если ваш эмоциональный и интеллектуальный уровень не позволяет смотреть такие фильмы,так и не надо.Не напрягайтесь.Глядите ужастики и боевики.Но не оставляйте вашу пачкотню в комментах.А что до Саши Донецкого... Какой-то Саша из Пскова пытается оценить творчество Михалкова? Я читаю и писаю.Саш,ты еще пройдись,скажем,по Тургеневу.Типа,какой-то папик с друганом сына-ботана чего-то не поделили.Или вдарь по Толстому.Ну,нужно же знать свое место под солнцем,описывай современность.Это дерьмо полностью соответствует твоему мироощущению.
0
06.05.2011 16:16
атэист
06.05.2011 16:01
атэист
06.05.2011 15:18
Голубева, какя вы мразь. Вам, всё, что связано с христианством противо и гадко. Вам показать сколько в городе ларьков продающих фрукты и овощи. Уродливые ларьки, но вы НЕГОДЯЙКА их не замечаете? ПОЧЕМУ? Отвечайте лицемерка. Если вы не ответите значит вы истинная мразь, лицемерка- антихристианская чюма.
0
06.05.2011 16:25
А не замахнуться ли Донецкому на Вильяма ,нашего Шекспира?
0
06.05.2011 16:28
Еще одна тварюжка продалась попикам, эти твари так и пытаются историю переписать.
0
06.05.2011 16:31
Саш,ты еще пройдись,скажем,по Тургеневу.Типа,какой-то папик с друганом сына-ботана чего-то не поделили.Или вдарь по Толстому.

Увы,Михалков не Тургенев и не Толстой,а киношный пачкун с большими претензиями.
0
06.05.2011 17:06
Донецкий, замечательно!
У Михалкова есть лишь один хороший фильм, достойный "Оскара". "Утомлённые солнцем", первый фильм. Впрочем, сам фильм так себе, достоин внимания лишь один эпизод, в самом конце. Тот самый, где Михалкову морду бьют. Наотмашь! Кастетом!! В сиятельное рыло!!!
Готов смотреть бесконечно.
0
06.05.2011 17:31
У Михалкова только один талантливый фильм - "Пять вечеров", всё остальное коньюнктура, приспособленец, как и вся его семейка. У человека явно мания величия, возомнил из себя оракула и пророка, эдакий вития! Из атеиста быстро перекрасился в богомольца за всея Русь, противно до тошноты!
0
крапива 06.05.2011 17:56
У михалкова нет ни одного нормального фильма!У него только папин авторитет и умение подмазаться к любой власти!Папа трижды слова гимна переделывал,а этот всё пытается в дворянина переделаться,хотя по сути-он-дворняжка!
Так унижать участников ВОВ перед Днём Победы!А потом удивляетесь,что эстонские"националисты"протестуют у консульства РФ!
0
06.05.2011 17:59
У Михалкова много талантливых фильмов! Очень разных, но объединённых атмосферой камерности. Батальное полотно - не его жанр. Да и необратимые изменения в личности стали очевидными. Ведь честно пыталась объективно оценить первую часть (первую после "Утомленных солнцем"). Ну, невозможно это смотреть! Физически. Один эпизод в фильме достойный: с кремлёвскими курсантами - и тот весь на Миронове держится.
0
06.05.2011 18:22
Барин Мигалков поведал всем своё видение войны!Провал в прокате обеспечен,деньги улетят коту под хвост!Странно,что ещё есть люди которые считают,что он снимает шедевры!
0
Млять! 06.05.2011 19:30
"Брестскую крепость" по первому покажут, только удивительно, как удалось прорваться хорошему фильму на фоне всяких десоветизаций."
Просто, белорусский Батька эфективным манагерам и прочим гламугным яйца прищемил. когда в фильм гавно засовывать начали
0
06.05.2011 19:42
16:31.Не надо 3,14деть.У Михалкова нет ни одного пустого фильма.Еще напишите,что все премии ему вручались с подачи ЦРУ.
0
06.05.2011 19:58
19:42.Такие как вы ему премии и давали.
0
06.05.2011 20:17
Трилогию отснял. Тепереча великаму михалкову, аки Льву Толстому, по Красной площади босиком пройтись надо. Иначе ореол величия будет тускл.
0
06.05.2011 20:26
Это ПирДуха, просто пирдуха!
0
Сулю в 16.09 "Сс" 06.05.2011 20:39
Интеллектуал выша на писаный. Если это фильм для вас, то обратитесь к врачу.
0
06.05.2011 21:14
Когда зритель "переходит на личности", это значит одно: кроме личности обсуждать нечего, ибо эта личность провалила художественную задачу.
0
Сириус 06.05.2011 21:25
Кино не смотрел, но хочу сказать... Достаточно посмотреть на Михалкова, чтобы обходить стороной его "шедевры".
0
06.05.2011 22:26
Ну и зря, Сириус. Эта личность в во времена путинизма деградировала. Да и возраст опять же. Но всё, что снято "до" - смотрибельно! Просто это был другой Михалков. Ещё неизвестно, какими мы будем. Ну да на это всем будет наплевать, кроме нашей семьи. А Михалков - он всехний, до него каждому дело есть.
0
Петрович 07.05.2011 09:32
Хорошо перечитать Н Гоголя, его сборничек "Невский проспект", повесть "Портрет", где художник, продав душу дьяволу, получив богатство и славу, потерял талант и искусство Обычная история Насколько хороши и необычны первые фильмы Михалкова, настолько пошлые, тенденциозные фильмы позднего Михайлова, прямо как производственный фильм позднего совка, где хороший парторг борется с плохим директором завода Посмотрел "Сибирский цирюльник", задумался, "Утомленные солнцем" до конца не досмотрел, всё остальное Михалкова стал пропускать, всё у него есть, только талант пропал...
0
07.05.2011 10:28
Сдох и давно талант в Михалкове. Теперь перед нами ПИЛИЛЬЩИК бабла.
Деньги на свои фильмы Михалков берет из нашего кармана, а не из своего, а потом нам сует плохой дорогой фильм, как и плохие дорогие дороги.
0
07.05.2011 15:04
Вот скобарская психология. Если Саша сидит в Пскове, ЗНАЧИТ ЕМУ И О МИХАЛКОВЕ НЕЛЬЗЯ. А если б он сидел в Москве, то можно. Если ты скобарь, сиди в своем болоте и не квакай. Почитали бы историю русской журналистики. Про Короленко, Горького и других знаменитых журналистов, начинавших, как известно, в провинциальных газетах. В царской Росии было не западло в провинциальной прессе обращаться к общероссийским темам, а нам, скобарям западло? Психология пигмеев.
Я не сравниваю Сашу с Горьким, но что хочет, то пусть и пишет. Мне его читать интересно.
0
07.05.2011 17:14
Саша, ты почто Михалкова с Бертолуччи сравнил? Ему до Бертолуччи, как нам с тобой до Трахтенберга, да упокой Бог его душу.
Фильм посмотрел. Местами смешно, местами - затянуто. Но в целом ты прав: издевательство над чумазым русским народом.
Победа это было Чудо. Кто сказал. Даже так: На самом деле Победа - это было Чудо. Ну, не могли русские победить, никак.
А Гитлер ошибся.
Михалков так унизил русских, что прямая дорога ему теперь - На Новый Оскар.
0
Пан профессор 07.05.2011 22:38
Н.С. Михалков прочно вошел в роль "гуру", учителя жизни. При этом, он поучающий "барин". Так бывает: маска приросла к лицу. Играл Паратова играл себя. В "Серюльнике" сыграл царя, сам поверил, что царь. Вот и взял интонацию боярина, глаголящего с кремлевского крыльца: "Вы, холопи, меня слушайте, Бога - бойтесь, Царя - чтите". Отсюда рефрен презрения к народу,идущий в "Цитадели" урасной строкой. Главный герой фильма - паучок. Попал он в глаз немецкому снайперу, вот русские и с палками вражью твердыню взяли. "Авось" вывезло. "Дураки мы, да судьба с нами". "Дуракам - счасть" "Умом Россию не понять" "Халява" и прочие благоглупости провинциально-славянофильского толка. Идея лишь на первый взгляд лестная. На деле глубокого оскорбительная. Ну не верить барин-Михалков, что грязные холопи сами супостата свалили. Повещло им, шпыням. Кабы не паучок, так кудыть.
0
08.05.2011 14:03
Голубева скажите, что вам надо от РПЦ. Вы становитесь потенциальным врагом и гонителем ПРАВОСЛАВИЯ. Я предвижу новые законы по борьбе с вами как за антисиметизм, только против ПРАВОСЛАВИЯ. Вы унижаете людей, а за это вам светит тюрьма. Вы заходите слишком далеко. Возомнили себя чем-то. Вы никто и звать вас никак. Поэтому закройте рот и перестаньте плеваться в сторону Церкви. Плевок обернется против вас. Я свидетель вашего хамского обрашения со свяшенниками и гражданскими людьми. Вы банальная хамка не культурная и не воспитанная бабушка. Злая и остервенелая кричалка. От вас просто тошнит всем нормальным людям. С вас все давно смеются и потешаются. Хватит себя ввиде клоуна выставлять. Или идите работать в цирк там вы нужнее- хрюшки, зверюшки- это ваше. Вам только пугать людей своим видом ночью, настолько он злой и не человеческий. У вас нет даже простого уважения к людям, которые делают много для Пскова. Вы плюёте на них. Знайте, все так-же плюют на вас, и ваше глупое тупое мнение. Ваше хобби - ПЛЕВАТЬ НА ВСЕХ И ВСЯ. Посмотрите в зеркало, на вас нет лица человеческоко, комок злобы, зависти и тяги к деньгам людей делающих много, очень много для Пскова. Покайтесь Голубева, сходите в Церковь и причаститесь. Может вас и простит БО
0
09.05.2011 07:09
Голубева скажите, что вам надо от РПЦ. Вы становитесь потенциальным врагом и гонителем ПРАВОСЛАВИЯ. Я предвижу новые законы по борьбе с вами как за антисиметизм, только против ПРАВОСЛАВИЯ. Вы унижаете людей, а за это вам светит тюрьма. Вы заходите слишком далеко. Возомнили себя чем-то. Вы никто и звать вас никак. Поэтому закройте рот и перестаньте плеваться в сторону Церкви. Плевок обернется против вас. Я свидетель вашего хамского обрашения со свяшенниками и гражданскими людьми. Вы банальная хамка не культурная и не воспитанная бабушка. Злая и остервенелая кричалка. От вас просто тошнит всем нормальным людям. С вас все давно смеются и потешаются. Хватит себя ввиде клоуна выставлять. Или идите работать в цирк там вы нужнее- хрюшки, зверюшки- это ваше. Вам только пугать людей своим видом ночью, настолько он злой и не человеческий. У вас нет даже простого уважения к людям, которые делают много для Пскова. Вы плюёте на них. Знайте, все так-же плюют на вас, и ваше глупое тупое мнение. Ваше хобби - ПЛЕВАТЬ НА ВСЕХ И ВСЯ. Посмотрите в зеркало, на вас нет лица человеческоко, комок злобы, зависти и тяги к деньгам людей делающих много, очень много для Пскова. Покайтесь Голубева, сходите в Церковь и причаститесь. Может вас и простит БОГ, но это врядли. Вам уже поздно каяться. Есть пословица- горбатого...
0
Для предыдущего 09.05.2011 12:13
Очень-очень по теме. И очень-очень культурно. Очень по ЕДРищенски. Урод и мракобес.
0
09.05.2011 15:51
Голубева тут при чем? совсем опупели мракобесы?
0
Совет мракобесу 07:09 09.05.2011 16:11
Вставь свечной огарок в зад
И вопи, дегенерат.
Только сколько не орешь,
Помни, ты - тупая вошь,
Ты паршивая глиста,
Обезьяна, ты, с куста,
Червь навозный, мерзкий гад,
Словом, целый зоосад.
0
Денис 12.05.2011 18:33
Донецкий, а почему родившегося в фильме ребёнка ты, @%&@ло, называшь "ублюдок"?
0
13.05.2011 09:11
Маразм не дремлет, Михалков тоже человек, возраст все таки.А старые фильмы были хороши.
0
13.05.2011 09:14
При чем тут церковь-то? Мизалковы отдельно, котлеты отдельно.Вера - одна, люди по разному трактуют.Иногда лукавя в свою пользу. Не наезжайте на церковь, уж она-то ни при чем.Мало ли толкователей.
0
Денису 13.05.2011 09:54
Денис, с огорчением должен признать что Вы - весьма дремучее существо. ублюдок = гибрид = нечистокровный потомок чистокровных родителей. Для Вас возможно ближе определение "сын блудницы (б...ди)"
0
23.05.2011 23:03
Донецкий как про Бога вспомнит, так у него очередной понос начинается. От этого у него все плохо.
0
24.05.2011 20:42
Талантливый режиссер. Проходных фильмов нет. Тарковского тоже гнобили и не понимали, тем не менее вошел в мировое искусство навсегда. И потом: любители сериалов и всвозможной чернухи никогда не смогут оценить хорошее кино. Каждому свое.
0
Рейтинг@Mail.ru