Сегодня вечером жителей и гостей Пскова ждет масштабное зрелище - постановка оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Псковитянка» в стенах Псковского Кремля.
Накануне, 21 июля, состоялась его генеральная репетиция. Впервые о том, что Большой театр «по инициативе губернатора Псковской области» намерен порадовать Псков масштабным действом с участием 550 человек, в том числе труппы Большого театра, псковских артистов и клуба исторической реконструкции «Плесков-град», жители города узнали в октябре прошлого года. К постановке оперы готовились долго и кропотливо и сумму на проект выделили приличную - 36 млн. рублей плюс средства спонсоров. Опера была хорошенько разрекламирована, поэтому билеты, как на само действо (по 300 - 1000 рублей), так и на его репетицию (100 - 300 рублей), были раскуплены почти все.
Нескончаемый поток желающих пройти на репетицию «Псковитянки» пропускали через специальные терминалы, установленные неподалеку от входа в Кремль. Контролеры проверяли наличие билетов, а представители правоохранительных органов - содержимое сумок. Чувствовалось, что народ готовился к походу на репетицию оперы заранее. Мужчины надели лучшие свои костюмы, а дам можно было увидеть в вечерних платьях, изящных шляпках и дорогих украшениях.
Когда я вошла на территорию Кремля, я искренне удивилась - организаторы решили не ограничиваться только репетицией самой оперы, а предпочли «прорепетировать» инфраструктуру мероприятия. У Троицкого собора играла русская народная музыка в живом исполнении и развернулась небольшая ярмарка ремесел, точки общепита с прохладительными напитками и выпечкой, столики. Также организаторы предусмотрели разумное расположение биотуалетов на территории Кремля. По всей территории дежурили сотрудники УВД и МЧС, а недалеко от зрительской трибуны стояли две машины «скорой помощи» и было наготове оборудование на случай пожара. Желающим также предлагали приобрести презентационное издание о «Псковитянке» стоимостью 300 (!) рублей.
На импровизированной сценической площадке были установлены шикарные декорации, прекрасно вписанные в «интерьер» Псковского Кремля, - бутафорские Приказные палаты, походная часовня царя Ивана, крепостная стена, а также массивные конструкции со световым и звуковым оборудованием. Для тех, кто сидел на «камчатке» - далеко от сцены, был предусмотрен большой монитор. В общем, как говорится, придраться не к чему.
После трех звонков, как в театре, и предупреждения выключить мобильные телефоны и пейджеры, зрители приготовились погрузиться в события, происходившие в Пскове и его окрестностях в 1570 году, когда завершался процесс формирования Московского государства. Однако погрузились в них только избранные, точнее, зрители, сидевшие на первых рядах. Остальным же трем тысячам псковичей были видны лишь головы впереди сидящих, купола Троицкого собора и птицы, летающие в голубом небе. Хорошо еще, что акустика не подвела, и «слышалась» опера прекрасно. Зрительские трибуны при всей массивности конструкций и удобстве сидений оказались совершенно непригодны для просмотра оперы. Я сидела на 55 ряду, и что-то разглядеть удавалось только по экрану. Пыталась и многие периодически вставать, но были видны лишь головы артистов. Между тем, мои соседи по ряду и вовсе усомнились в том, что на сцене кто-то есть. Когда мне надоело ощущение, что я просто смотрю телевизор в Псковском Кремле, я рискнула спуститься пониже, чтобы хоть одним глазком посмотреть, что творится на сцене. А зрелище-то оказалось весьма впечатляющим! Мощные голоса, правда, иногда срывающиеся до «петуха», богатые костюмы, зрелищные массовки, таинственная игра света в декорациях, спецэффекты, среди которых больше всего зрителям понравился пожар…
То, что происходило на сцене, начиная от сольных партий и кончая массовками, очень естественно вписывалось в пространство Псковского Кремля. И даже не возникало никаких сомнений, что именно так все могло происходить в далеком 1570 году. Мне кажется, многие жители Пскова раньше ничего подобного не видели.
До конца оперы, к сожалению, я не достояла, но общее впечатление об опере составила и эмоций получила предостаточно. Хотя впереди меня ожидали не менее сильные эмоции.
Центральный выход с Кремля был закрыт до конца представления, и покинуть территорию было предложено прямо под конструкциями зрительской трибуны с выходом на смотровую площадку над местом, где сливаются реки Великая и Пскова. Выхожу, а там куча таких же, как я. Стоят в нерешительности и смотрят, как снизу на крепостную стену пытаются поднять старенькую бабушку, которая опоздала на оперу, долго пыталась протиснуться через центральный вход, и после неудачных попыток решила действовать «с тылу». Но оказалось, что спуск на землю со стороны смотровой площадки совершенно не предусмотрен. Вот и приходилось женщинам в возрасте и молодым девушкам, среди которых была и беременная, рассчитывать только на свои скалолазательские способности и на крепкие руки доблестных сотрудников МЧС, которые очень кстати дежурили в том месте.
В конечном итоге поднять старушку удалось, чему она была чрезвычайно счастлива. Впрочем, как и те люди, кому удалось без последствий спуститься вниз и через арку в стене пройти на набережную Великой. А там такая красота! Закатное небо, теплая вода и плавающий в ней выводок утят и восхищенные люди, которые еще минуту назад были на зрелище, которое с полной уверенностью можно назвать невиданным. Хочется верить, что организаторы успеют провести некоторую работу над ошибками до начала сегодняшнего действа.
Напомним, что организаторами постановки оперы «Псковитянка» в Псковском Кремле выступили Министерство культуры Российской Федерации, администрация Псковской области, Государственный академический Большой театр России, Российское государственное театральное агентство. Генеральный продюсер - Давид Смелянский. «Псковитянка» - первая из 15 опер, созданных Николаем Римским-Корсаковым. Когда он задумал ее - в 1868 году, ему было 24 года. Эта опера занимала в творчестве композитора особое место. Он трудился над ней, начиная с первых своих шагов в искусстве и почти до конца дней. Опера претерпела три редакции.
В постановке «Псковитянки» в Псковском Кремле принимают участие 550 человек, в том числе 300 артистов Большого театра - оркестр, хор и мимический ансамбль, а также участники молодежных клубов исторической реконструкции и фехтования, псковские артисты. Режиссер-постановщик оперы - народный артист России Юрий Лаптев, управляет оркестром Большого театра заслуженный артист России Александр Поляничко, Основные оперные партии исполняют солисты Большого театра - Вячеслав Почапский, Екатерина Щербаченко, Роман Муравицкий, Максим Пастер, Александра Кадурина, Николай Казанский, Валерий Гильманов, Павел Черных, Татьяна Ерастова и Евгений Сегенюк. В роли Ивана Грозного артист Мариинского театра - Алексей Тановицкий, который успешно сыграл эту роль в Мариинке.
Татьяна Иванова