Псковский Кремль аки муравейник в эти дни. Ушло оттуда спокойствие и размеренность, пришел шум, гам, суета.
Увиденному хочется дивиться. Громко и восторженно. Как в детстве, когда, тыкая в сторону чего-то, кричишь: «Смотрите! Смотрите скорее!».
Вот и на этот раз, зайдя на территорию Кремля, не смогла удержаться от этого самого «смотрите!!!». Вместо могучего двухметрового забора - церкви Рождественской батареи. Вместо булыжной мостовой - новый только что вымытый асфальт. Вместо кустов и травы - вазоны с цветами, расставленные прямо на земле. Вместо прихожан, одетых по всем церковным правилам, - полуголые мужчины в шортах. Вместо церковного богослужения - оперный театр. «Псковитянка» в Псковском Кремле, одним словом.
Но это все снаружи. И любой житель Пскова запросто сможет все это увидеть, отправься он сейчас в Кремль. Святое же святых располагается теперь за Троицким собором. Попасть туда обычному журналисту, приглашенному пресс-службой областной администрацией на пресс-конференцию с организаторами оперы, оказалось довольно трудно. «Вход на территорию только по пропускам», - обратил наше внимание на этот немаловажный факт сотрудник милиции, охраняющий вход. «А у нас их до сих пор нет», - то ли ответила стражу порядка, то ли просто с сожалением констатировала факт коллега с областного радио. – Хотя все данные, вплоть чуть ли не до анализов взяли давным-давно».
Ждем, наблюдая за тем, как на закрытую территорию проезжает «чей-то племянник».
От ожидания спасает пригласившая пресс-служба: суматошно раздаются пропуска, в обмен берется обещание вернуть их после мероприятия. Проходим. А там «земля тряслась - как наши груди, смешались в кучу кони, люди» - имеется ввиду, что пели свои оперные партии актеры, вокруг них бродила внушительная массовка разодетых кто во что людей, рядом в тени расположились солдаты, видимо, ожидавшие своего выхода на сцену, периодически появлялись церковнослужители. И все это действо подкреплялось всадниками на лошадях и рабочими на спецтехнике. С одной стороны Дома Причта разбито небольшое палаточное кафе, с другой уютно разместились биотуалеты.
Завораживающее зрелище.
Еще более завораживающим оно стало, когда выяснилось, что никакой пресс-конференции не будет. «Вам просто дан шанс побывать на рабочей площадке во время репетиций. Гуляйте, смотрите, общайтесь», - сообщили журналистам и те, озадачившись и открыв рты, пошли гулять, пошли, куда глаза глядят. А когда куда-то дошли и остановились, оказалось, что это сцена. Где она заканчивается, никто толком не знал, поэтому снова пошли. Пока шли на сцене кого-то «убили», массовка яростно махала руками, мимо пробегали солдаты псковской дивизии с вилами и лопатами.
Встали в сторонке, чтобы не стать помехой. Суета вокруг не унималась. Теперь решали, по какой причине кто-то оказался не аккредитован на оперу, почему нельзя получить билеты сразу на репетицию и главное представление, у кого какой фотоаппарат и хватит ли его мощности, чтобы сфотографировать с того места куда поставят, потому что оттуда, куда посадят (55 ряд), сделать это качественно вряд ли удастся.
Выловленный генеральный директор Всероссийского государственного театрального агентства Давид Смелянский сообщил, что хотя проблемы есть, опыта достаточно, чтобы их преодолеть. Рассказал, что организаторы выбрали для проведения оперы время 22.30, чтобы максимально приблизиться к действительности тех далеких событий. Еще раз отметил, что проект рожден благодаря поддержке и инициативе губернатора Андрея Турчака: «Мы получили полную поддержку, работаем в тандеме», и убежал.
Остальных участников поймать не удалось, они еще играли. А я, пожалевшая вначале, что отказалась пойти на оперу, пришла к полной уверенности, что поступила правильно, решив провести вечер за городом с семьей.
Ольга Нефедова