Культура

Воины света

10.09.2020 17:17|ПсковКомментариев: 0

В выставочном зале на Ленина, 1 открылась экспозиция художников-баталистов, посвященная 800-летию святого благоверного князя Александра Невского, - «Не в силе Бог, но в правде».


Устроители – Псковское отделение Союза художников России, Санкт-Петербургский Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Центр имени Волошина. Участники – живописцы Студии батальной живописи имени Александра Невского.

На самом деле «Не в силе Бог, но в правде» - выставка по большей части персональная. Подавляющее большинство представленных в экспозиции работ, - а это и живопись, и графика, - принадлежит главному художнику Музея артиллерии, автору диорамы «Ледовое побоище» Евгению Емельянову. Остальные студийцы представлены преимущественно пейзажами – Псков, Старая Ладога, Изборск и окрестности.

Выпускник Академии художеств, Евгений Емельянов почти десять лет (с 2010 года) работал над диорамой «Ледовое побоище», которую должны установить в Музее деревни Самолва Гдовского района к 800-летнему юбилею Александра Невского. Принты этого огромного панорамного полотна (длина - 15 метров, высота - 4, общая площадь - 60 кв. м) представлены на выставке. Тут же рядом на стендах - эскизы, дающие представление о творческом процессе: портреты воинов, пеших и на конях. Диорама в течение полутора лет демонстрировалась в экспозиции Военно-исторического Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, и теперь должна переехать на Псковщину.

Вторая часть выставки Евгения Емельянова - оригинальные картины маслом на батальные сюжеты: «Дружина в походе», «Князь в орде», «Образ русича», «Возвращение во Псков», «Поединок с Ярлом». Есть еще и третья часть. Это портретная галерея «Герои Невской битвы»: Гаврила Олексич, Сбыслав Кунович, Миша-Новгородец, Яков Полочанин и другие.

Что можно сказать о живописи Евгения Емельянова? Первое. Конечно, он - мастер, все каноны высокого академизма соблюдены. Отточенный рисунок, выверенная живопись. Второе. Его художественная концепция - преображение страшного дела войны. На картинах есть поверженные, но нет крови, воины не унижены болью и страданиями.

Все это, разумеется, не имеет никакого отношения к реализму. Настоящий бой - это мясорубка и потоки крови. Отрубленные руки и ноги, проломленные черепа. У Емельянова битва - почти праздник, парад, который внушает не ужас, а гордость и уважение. Это - своего рода романтизация, героизация средневековой войны.

Картины - светлые, даже как бы сияющие. Подвиг предков овеян славой. За восемь столетий события, будь то стычка или целая битва, будто очистились от физиологических подробностей. При этом историческая точность - костюм, оружие - строго соблюдена, но изображение хода битвы довольно условно. Художник-баталист обязан знать эпоху, которую изображает, до мельчайших деталей.

То есть батализм Евгения Емельянова - это такая художественная реконструкция, в которой все довольно условно: это такие как бы комиксы по мотивам реальных событий.

Сегодня большинство историков сходятся на мнении, что никакой битвы на льду Чудского озера не было, и рыцари под лед, как в знаменитом фильме Сергея Эйзенштейна, не проваливались. Битва шла на берегу.

Но Евгений Емельянов, естественно, принимает и реализует каноническую версию: на льду. И псы-рыцари под лед таки проваливаются. Эффектно и красиво. Иначе зрители не поняли бы. Так факт встречается с мифом, и Евгений Емельянов изображает миф. В лучших своих картинах художник вырастает до символизма в духе «Трех богатырей» Виктора Васнецова.

Кто-то наверняка спросит: зачем рисовать войну? Пусть и средневековую. Война - концентрация силы, доблести, красоты. Это особая эстетика, заключенная в доспехах и оружии. Вот эту эстетику художник-баталист нам и преподносит. В своей личной художественной интерпретации.

 

Батальные картины - своеобразные «фотографии», которых в древности не существовало, и вот современный художник-академист как бы пересоздает минувшее, реконструирует его в идеальных композициях. Перед нами возникает образ прошлого. Он мог быть иным, но в данном случае мы видим его глазами и сердцем Евгения Емельянова. Кому-то этот пристальный взгляд будет близок, у кого-то вызовет отвращение. Но равнодушных зрителей точно не будет.

Александр Донецкий         

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 257 человек
ПравилаКомментарии 0
Рейтинг@Mail.ru