Культура

Made in France

10.09.2013 17:59|ПсковКомментариев: 28

Псковский драмтеатр приготовил для местных любителей очередной деликатес - на этот раз из Франции. «Послеполуденный отдых фена - версия 1» в ППК представил французский театр Non Nova. Спектакля с полиэтиленовыми пакетами в главной роли псковичи ждут с конца лета, поэтому на представлении был аншлаг - все 50 человек заняли свои места на сцене 26-й школы.

Перед тем, как запустить всех желающих на сцену, заместитель директора Псковского драмтеатра предупредила зрителей, среди которых были и очень маленькие дети (представление же с пометкой «5+»), чего делать ни в коем случае не стоит. Например, снимать все это действо на фото- или видеокамеру. Кроме того, категорически запрещено поднимать или шевелить полиэтиленовые куклы, которые по ходу спектакля падают вниз, нельзя заходить за красную линию, которая очерчивает импровизированную сцену. Такие меры безопасности как-то сразу насторожили, тем более, что художественный руководитель Псковского драмтеатра Василий Сенин обещал, что спектакль будет очень свободным и непринужденным.

Кстати, сам Сенин видел этот спектакль не раз. В худруке псковского драмтеатра «Послеполуденный отдых фена» будит «внутреннего ребенка». На фестивале Summerhall в Эдинбурге он пригласил французов в Псков, а те, видимо, не смогли ему отказать.

«Послеполуденный отдых фена - версия 1» театра Non Nova был создан по заказу Музея естественной истории города Нанта в рамках праздника наук, темой которого в 2008 году было движение. Перед артистами Non Nova стояла задача вписать спектакль в пространство музея, изначально не предназначенное для живых представлений. Поскольку автор представления Фие Менар в прошлом работала в цирке, она непременно хотела научиться управлять такими предметами, которыми жонглировать практически невозможно. Например, полиэтиленовыми пакетами.

В начале спектакля главный, а может и вовсе не главный, герой, роль которого исполняет Жан Луи Уврар, устраивает для зрителей мастер-класс, как с помощью ножниц, скотча и двух полиэтиленовых пакетов сделать человечка. Поначалу кажется, что это, по меньшей мере, странно, а позже, когда под воздействием вентиляторов, которые, видимо, исполняют роли фенов, куклы оживают и начинают плавно двигаться по сцене, зрелище впечатляет. Между прочим, как позже признался сам актер, реквизит, то есть полиэтиленовые пакеты, привезены из Франции. Но без России во французском спектакле не обошлось – сзади на вентиляторах гордо красовалось название марки Vitek.

К одному шуршащему человечку, похожему на курочку гриль, добавляются еще несколько полосатиков. Главный герой, будто создатель, садится за пульт и начинает управлять воздушными потоками таким образом, что куклы то веселятся, то злятся, то дерутся, то снова мирятся и обнимаются. Все это происходит под звуки матушки-природы и под музыку Клода Дебюсси. Именно из-за французского композитора в русском названии спектакля появилось слово «фен» по аналогии с «Прелюдией к Послеполуденному отдыху фавна». Под детские крики «Вау!!!» человечки взлетают к потолку. Позже к их веселью присоединяется «создатель», который ловит неуклюжие куклы, балуется вместе с ними. Как фокусник, к восторгу маленьких зрителей из-за пазухи он достает все новых и новых полиэтиленовых человечков. Только наблюдая за всем этим действием на расстоянии вытянутой руки, можно понять, как это необычно, легко, воздушно, по-детски непринужденно и здорово. С экрана телевизора это выглядит совсем иначе, да и задумка поначалу может показаться банальной и нелепой.

Но 25-минутное веселье подходит к концу. В финале, сперва прикрываясь от своих созданий зонтом, главный герой вдруг ни с того, ни с сего выливает на них ушат гнева и ярости. Он начинает резать их ножницами, рвать руками, грызть зубами. Милые шуршащие человечки обнимают, облепляют его со всех сторон, но главный герой оказывается неприступен. Только изорвав кукол на мелкие кусочки, он успокаивается и, огорченный неловким казусом, выключает вентиляторы, свет и уходит. На протяжении всего этого трагического момента дети в зале смеются, как сумасшедшие, а их мамы прикрывают от страха глаза. «Безумно грустно», - говорит одна из них, в то время как маленькая дочурка уже тянет ее за руку кататься на качелях.

Позже в беседе с журналистами Жан Луи Уврар рассказал, что на подготовку перформанса ушло несколько месяцев. «Оживляла» пакеты и учила их танцевать целая лаборатория, поэтому сейчас все кажется безупречным. «Хотя обуздать стихию нереально, я стараюсь сделать все возможное, чтобы приручить этого дикого зверя. Но никогда не знаешь, что из этого получится», - отметил исполнитель главной роли. Театр Non Nova планирует и дальше радовать театралов подобными экспериментами. Возможно, в следующий раз они покусятся на еще одну стихию - огонь.

Жан Луи Уврар уверяет, что как такового сценария у спектакля нет. Каждый вправе придумать свою историю, дать собственную интерпретацию увиденному. Поэтому кто-то в полиэтиленовых куклах видит религиозных персонажей, кто-то - политиков, другие - родственников или одноклассников. «Это могут быть даже животные. Свобода - главный смысл спектакля», - улыбнулся актер.

Псков оказался вторым в списке городов российского тура театра Non Nova. Теперь его ждут в столице на Московском международном детском кинофестивале «Гаврош». Возможно, когда-нибудь французы приготовят для неискушенного псковского зрителя еще один эксперимент, а пока мы будем ждать от Василия Сенина новых сюрпризов.

Светлана Аванесова

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 92 человека
ПравилаКомментарии 28
10.09.2013 20:28
Света, так вам понравилось? Идти или нафик за такие деньги?
0
Зритель 10.09.2013 20:39
Что-то новенькое, необычное, сходил и не пожалел
0
10.09.2013 22:02
До Шекспира нашему театру теперь видимо очень далеко...
0
10.09.2013 22:02
А отдых стиральной машины или там аэроогриля не будет в перспективе?
0
Станиславский 10.09.2013 22:04
Верю. Пакеты настоящие. Надуты хорошо,но
лучше всего надули публику. Где театр?
0
гандон 10.09.2013 22:05
жду феерию надутых гандонов.
0
10.09.2013 22:08
Спросила сына."Прикольненько"-его оценка.
"Клёвое искусство театра"-подумала я.
0
10.09.2013 22:36
-Нас надули?-подумали зрители.
-Я занимаюсь надувательством?-подумал Сенин.
-Я-человек!!!-подумал целофановый пакет.
-Я-цирк?-подумал театр...
0
10.09.2013 22:51
а не замахнуться ли вам на пушкинскую "метель"? минут,этак,на...10-15.
0
10.09.2013 23:02
Г-н Ф.Менар,г-с В.Г.Сенин,публика вам не мешала?
0
10.09.2013 23:14
Спектакль фантастический
0
Худ.совет обкома 10.09.2013 23:17
Закрыть этот политический спектакль! Он наводит на мысль,как просто можно наполнить политическими убеждениями простой народ и как потом легко можно управлять этим народом! Стоит им только надуть в уши всяких тёплых обещаний и направить в нужную сторону. Хорошо,что не "Марсельеза" и не"Марш энтузиастов" были использованы для муз.оформления сего циркового действа!Снять спектакль с показа!!!
0
Aleksalicious 10.09.2013 23:39
Предыдущему

Ипануться ты идиот какой)
0
23:39 10.09.2013 23:54
а чо?под такую пургу,всё чо угодно пройдёт.
тока названия спектаклей меняй.
аллегория,ведь,пнимаешь.
0
11.09.2013 00:01
"...это всё марионетки в ловких и натруженных руках"
0
11.09.2013 00:06
Псковичи-марионетки. Кукловодов назвать? Или сами догадаетесь?
0
сидаравна 11.09.2013 00:12
Свобода - главный смысл спектакля», - улыбнулся актер
=
верна свабода ат мазгов
0
11.09.2013 00:42
Чтобы придать значимость дребедени,надо обязательно обозначить,где это состряпано.
А если ещё и во Франции...то,да,несомненно манефик,комельфо и,конечно же,шарман.
Это,как икра чёрная,красная и...БАКЛАЖАНОВАЯ!!!
0
11.09.2013 08:08
Замечательный спектакль. Аплодировали несколько минут, дети светились улыбками, взрослые задумались. Завтра идём с друзьями во второй раз. Спасибо всем, кто это сделал.
0
11.09.2013 09:04
Не забудь сходить третий раз.
0
11.09.2013 10:21
Видимо большинству собравшихся здесь змей тупо не хватило денег на спектакль. 300-400 рублей это же такое надувательство как пишут многие здесь уже 3 недели. Ну лейте, лейте яд, господа.
Спасибо за волшество театру! Хоть куда-то детей вывести можно, помимо дурацких батутов и детских комнат - детище наших магазинов.
0
11.09.2013 11:06
Да, театральное искусство у нас теперь отдыхает!
0
змея 11.09.2013 11:34
...ну,что есть,то есть.
0
11.09.2013 11:42
Чем отличается надутый батут от надутого пакета и...гандона?
0
11.09.2013 14:42
отличный спектакль! а псковичам не угодить как всегда.
0
11.09.2013 15:07
Это относится не более,как оригинальному цирковому жанру,но не имеет никакого отношения к театральному.
А так,прикольненько,и правда
Устами младенца глаголит истина.
0
11.09.2013 21:12
Господа! Все эти изыски в сравнение с историей русского театра,его традиций,его преемственности,не более,чем японское искусство оригами в сравнение с работами Мухиной или Вутетича. Мило,но не столь значимо,чтобы так восхищаться.
0
Анна 16.09.2013 14:59
Неправда, дети не кричали "Вау", когда герой рвал свои же создания! В их глазах было непонимание и обида. Несколько детей, я слышала, спросили у своих мам: "За что?! Почему?" Концовка для детского спектакля, на мой взгляд, неудачная. Даже для детей после 5-ти лет. И никакой "свободы" я не увидела. Что касается организации - людей было больше, чем планировалось, это чувствовалось и мешало. А вообще спектакль - нет, все-таки, не спектакль, соглашусь, что это больше цирк - мне понравился. Волшебное исполнение!
0
Рейтинг@Mail.ru