Церковь / Новости епархии

Новые факты и свидетельства участников Псковской православной миссии были озвучены на Рождественских образовательных чтениях в Москве

30.01.2020 14:59|ПсковКомментариев: 6

Новые факты о жизни Псковской православной миссии в годы Великой Отечественной войны прозвучали в рамках доклада монаха Антония (Воеводина), насельника Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря, на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях, которые сейчас проходят в Москве.

Монах Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря Антоний (Воеводин). Фото Владимира Ходакова

Доклад был представлен вниманию общественности в ходе работы XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» конференции.

Выступление монаха Антония (Воеводина) «Духовная поддержка во время войны. Подвиг русских старцев (на примере старцев Псково-Печерского монастыря и Псковской православной миссии)» был посвящен удивительным страницам в истории Русской Православной Церкви и Великой Отечественной войны. Жертвенное служение Церкви, в том числе монашествующих, на оккупированных территориях долгое время оставалось для общества и исследователей в разряде засекреченных сведений, память о нем зачастую невольно или намеренно обрастала мифами, ложью и клеветой.

В своем докладе отец Антоний сделал по необходимости краткий, но содержательный обзор открытых в последние годы фактов, подтвержденных документами и живыми свидетельствами участников тех событий.

Напомним, Псково-Печерский монастырь входил в состав Псковской православной миссии, организованной по инициативе Патриаршего экзарха Прибалтики митрополита Литовского и Виленского Сергия (Воскресенского). Главная задача Миссии лежала отнюдь не в сфере политики или идеологии, как это порой представляют и ныне. Главным было исполнение заповеди о любви к ближнему, невзирая на смертельную опасность и реальную угрозу мучений.

За три года существования Миссии было создано 200 приходов, которые окормлялись 175-ю пресвитерами. Подготовка священнослужителей для приходов, в основном, осуществлялась в Рижской духовной семинарии. Повсеместно открывались новые и, где возможно, восстанавливались сохранившиеся храмы. К исповеди и Святому Причастию приступали тысячи людей, крестили детей, создавали катехизаторские курсы для взрослых, пастырские и богословские курсы, во всех школах преподавали Закон Божий.

«Народ жаждал молиться, жаждал покаяния и утешения», – привел докладчик слова одного из пастырей тех лет. В самом Печерском монастыре два года существовала школа, о которой, как и о регулярном посещении монастырских храмов, у детей сохранились самые теплые воспоминания. В проповедях игумен и насельники обители старались поддерживать слабых духом. Оказывали и реальную материальную помощь продуктами, вещами, особо ценную для военнопленных, узников местных лагерей, живших в нечеловеческих условиях. Под покровом монастыря осуществлялись и некоторые военные операции, сведения о которых рассекретили недавно.

Горьким было заключение доклада монаха Антония: все активные участники Миссии, рисковавшие жизнью для спасения и утешения людей, были по окончании войны репрессированы. Немногие после лагерей остались в живых, сумели перенести продолжавшиеся клевету и обвинения. По мысли докладчика, сегодня предстоит еще многое сделать, чтобы жила и сохранялась память о священничестве Псковской православной миссии  – духовных воинах и мучениках.

опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 246 человек
Теги: #РПЦ
ПравилаКомментарии 6
Откуда такие штампы у образованного монашества? Далеко не все священнослужители были репрессированы, так бывшие клирики Псковской духовной миссии: иерей Михаил Смирнов, иерей Александр Фёдоров, иерей Павел Бельский, диакон Иоанн Преображенский после войны благополучно продолжили своё служение в храмах Пскова и Псковской епархии. А бывший клирик Псковской духовной миссии, в 1946 году настоятель Никольского храма в Любятово, затем в 1947 году - Троицкого собора г.Пскова, священник Иоанн Иванов, даже в последствии стал епископом! И это далеко не полный список.
0
Свято-Успенский монастырь в годы немецкой оккупации не был частью Псковской Миссии. Миссия действовала на оккупированных территориях Ленинградской епархии, а монастырь находился в рамках Прибалтийского экзархата.
0
В период немецкой оккупации Прибалтики здесь была открыта одна духовная школа. Это Богословские курсы в Вильно при Свято-Духовом монастыре 1942-1944 гг. Рижскую ДС закрыла советская власть в 1940 году. Немецкой администрации в Риге возрождение семинарии было ни к чему, хотя такие планы экзарх Сергий (Воскресенский) по-началу вынашивал...
0
Не могу не отозваться на комментарий Андрея Геннадьевича. Действительно не всех члены псковской Миссии были арестованы. Некоторые эвакуировались на Запад. Не много репрессированных было среди рядового духовенства. В основном были осуждены руководство Псковской Миссии и активные миссионеры, в том числе миссионеры из чила мирян. Но была еще вторая волна репрессий в начале 1950-х гг. В 1953 году был арестован и отправлен в лагерь священник Иоанн Преображенский (в тот момент служивший в соседней Новгородской епархии г.Валдай). Законоучитель при Псковской Миссии Раиса Матвеева в начале 1950-х поучила второй срок за тоже "преступление" /
0
Судя по содержанию доклада есть некоторая неточность в статистике. Действительно в конце 1943 г. в составе миссии было около 175 клириков. Но кол-во храмов, которые обслуживало это духовенство возросло до 400. Двести приходов были открыты благодаря Миссии только в границах современной Псковской епархии. но Миссия действовала и на тех землях, которые сегодня принадлежат Ленинградской и Новгородской областям.
Что касается статистики репрессированных членов Миссии, то здесь нет пока желаемой точности. Не менее 70 человек были осуждены за принадлежность к Псковской Православной Миссии.
0
Константин Петрович совершенно прав, по всем вопросам нужна ясность и точность!
0
Рейтинг@Mail.ru