К тому, что продовольственные товары «худеют» на глазах, все давно уже привыкли. В последнее время на полках магазинов сложно найти литровый пакет молока или килограммовую упаковку сахара. Производители стараются не пугать повышением цены и по чуть-чуть уменьшают объем продукта. Вроде и не обман - на упаковке количество граммов-литров указано, но есть ощущение, что перехитрили.
Ясность в этот вопрос решила внести Генеральная прокуратура. Ведомство добилось внесения в ГОСТ изменений, которые установили фиксированные значения для упаковки продуктов первой необходимости. Какие изменения в связи с этим ждут потребителя и бизнес, и появятся ли на полках магазинов крупы, расфасованные по 1 кг, или кефир в упаковке объемом 1 литр, разбирался обозреватель Псковской Ленты Новостей.
В конце октября были внесены поправки в ГОСТ 8.579-2019, которые установили фиксированные значения для упаковки важных продовольственных товаров. Теперь для соответствия госстандарту производители таких товаров должны фасовать их в определенном размере. Так, по новым правилам гречневая крупа подлежит фасовке по 500, 1000, 2000 граммов, молоко - по 200, 250, 500, 1000, 2000 миллилитров. Также производителям товаров первой необходимости нельзя менять размер упаковки.
Как следует из информации Генпрокуратуры, новые правила вводятся в интересах покупателя. «Практика прокурорского надзора свидетельствует, что нередко производители сокращают объем, количество и вес продуктов, не снижая, а в ряде случаев и увеличивая их отпускную стоимость. Подобные манипуляции вводят в заблуждение потребителей относительно соответствия объема и веса товаров их стоимости», - сообщает ведомство.
Покупатели новшество одобряют. Такой вывод можно сделать на основании результатов небольшого опроса, проведенного в ВК-сообществе Псковской Ленты Новостей. Почти половина наших респондентов (44%) считают, что манипуляции производителей с упаковкой вводят в заблуждение покупателей относительно цены продуктов. Еще 39% ностальгируют по советскому прошлому, когда молоко продавали в литровых пакетах, а сахар в упаковке по 1 кг. Чуть больше 15% принявших участие в опросе «размер упаковки волнует гораздо меньше, чем цена товара». И только единицы (1%) не обращают внимание на соотношение цены и объема.
Поддерживает нововведение и президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов. По его словам, так называемая шринкфляция (когда инфляция проявляется не через рост цены, а через уменьшение упаковки) - «это лукавство и желание закрыть глаза покупателю». «Действительно, уменьшение веса продукта в похожей упаковке не сразу бросается в глаза. Покупатели видят привычную упаковку, но не видят, что объем уменьшился на 10%, то есть, по сути на 10% цену подняли. Поэтому я за то, чтобы была стандартная расфасовка, и люди, особенно пожилые, понимали, что здесь подвоха не будет - они покупают именно столько по объему и по весу, сколько привыкли покупать», - сказал президент ТПП. Правда, по его словам, при этом нужно быть готовым к тому, что цифры на ценниках увеличатся, потому что бесплатно «никто не будет досыпать эти 10%».
Представители торговых сетей историю с уменьшением упаковки обманом не считают. По словам Николая Рассадина, долгие годы возглавлявшего гипермаркет «Империал», в этом «нет никакого злого умысла, и производитель не наживается на потребителях».
«Это маркетинговый ход, который позволяет немножко замаскировать инфляцию. Все прекрасно понимают, что если производитель и дальше будет фасовать продукцию в килограммовые пакеты и закрывать в литровые бутылки - просто будет повышаться цена»,- пояснил он.
Николай Рассадин считает, что причина нововведений в том, что «правительство должно реагировать на возмущенные заявления народа». «Отсюда инициатива прокуратуры о внесении изменений в ГОСТ. Что это такое? Некий стандарт, который предписывает выпускать продукцию в соответствии с разработанными нормами и требованиями. Но если раньше, в советское время, жили чисто по ГОСТам, то сегодня допускается выпуск продукции по техническим условиям (ТУ). Поэтому даже юристы не могут прийти к единому мнению, обязательно ли четко придерживаться ГОСТа», - пояснил Николай Рассадин.
«Мое мнение: есть ГОСТы, от которых зависит жизнь человека, и в некоторых отраслях (строительстве, детском питании) соблюдение ГОСТов обязательно. Но упаковка пищевой продукции - это не такой ГОСТ», - сказал он.
Поэтому эксперт предполагает, что часть производителей размер упаковки менять не станет - «как выпускал по 0.9 л, так и будет выпускать»: «Я не знаю, как его будет преследовать правоприменитель, за что он будет его преследовать… За то, что он ГОСТа не придерживается? А он скажет: я по ГОСТу не работаю - я работаю по техническим условиям. А их сам производитель упаковки разрабатывает».
А та часть производителей, которая согласится с новыми условиями и решит упаковывать продукцию в пакеты литровые и килограммовые, по словам эксперта, обязательно повысит цену.
Поэтому, по мнению нашего собеседника, нововведения - это не более, чем «бурная имитация деятельности, направленной на удовлетворение потребностей «глубинного» народа, который хочет справедливости». При этом, «никакой справедливостью тут не пахнет».
«Принятые меры - популистские. Невозможно искусственно взять и сказать паровозу: «Стой!». Либо откажитесь от рынка и переведите все в плоскость плановой экономики и командуйте тогда (и то, даже когда мы жили в плановой экономике в советское время, цены все равно росли), либо наглядно будем наблюдать инфляцию на полке», - уверен Николай Рассадин.
Не рады нововведениями и производители. «В мой адрес обращений по этому поводу не было, но в узких разговорах и общении с предпринимателями, конечно же, я слышу недовольство», - рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Аркадий Мурылев.
По его словам, изменения приняты в спешке.
При этом, бизнес-омбудсмен уверен, что в связи с нововведениями издержки бизнеса однозначно вырастут и никоим образом не будут компенсированы за счет субсидий и поддержки со стороны государства. «Многие предприятия уже заказали заранее в начале года большие объемы упаковочной тары, и наклейки, и формы, в которые производители и переработчики заполняют свою продукцию. Действительно, крупные предприятия, которые занимаются переработкой включенных в перечень продуктов, будут вынуждены потратить десятки миллионов, и никто им это не возместит», - пояснил он.
Более того, до сих пор на уровне топ-менеджмента нет ясности, как себя вести в этой ситуации. «Пока такие изменения внесены только в один документ. Наверное, последуют и другие нормативно-правовые акты, которые обяжут переработчиков фасовать только в такую форму, как это было сделано с крепким алкоголем в свое время. Конечно, все опасения бизнеса имеют под собой почву и серьезные финансовые трудности»,- сказал бизнес-омбудсмен.
Аркадий Мурылев также отметил, что все это в конечном итоге отразится на ценах. «Мне не понятно, для кого это сделано. Однозначно поднимутся цены для потребителя. А у бизнеса появятся новые издержки в не совсем удачное время»,- отметил он.
Пока новые требования коснутся только тех производителей, которые заявляют о соответствии упаковки выпускаемой продукции ГОСТу. «Но давно вы обращали внимание, покупаете ли продукт с ГОСТом или без него? Как много товаров в итоге затронет эта мера?» - заметил экономический обозреватель ПЛН Алексей Овчинников.
По его словам, никто сейчас не обязывает соответствовать госстандарту, многие и ТУ довольствуются.
При этом эксперт уверен, что «если будем продолжать воевать со «шринкингом» и «даунсайзингом», то упремся в то, что производители начнут экономить еще жестче». «Поверьте, даже в жестких условиях ГОСТ они умудрятся снизить качество продукта. За счет более дешевого сырья, к примеру. А если экономить не будут, то, конечно, чисто психологически мы увидим, что все вокруг подорожало, потому что 1 кг не может стоить столько же, сколько 900 граммов, хотя на официальных показателях инфляции этот момент никак и не отразится», - сказал он.
Подводя итог сказанному выше, можно предположить, что принятые изменения в ГОСТ вряд ли вернут на полки магазинов столь любимые многими литры молока и килограммы сахарного песка. А даже если вернут - от принудительного увеличения упаковок до круглых цифр округлятся и цены на них. Зато никакого лукавства со стороны производителей и никакого самообмана со стороны покупателей.
Светлана Синцова