За удовольствия надо платить. Об этом один раз в год автовладельцам напоминает государство. В почтовом ящике обнаруживается сюрприз – извещение с предложением оплатить транспортный налог.
В начале 2011 года в Псковской области началась рассылка квитанций. Многие с изумлением обнаружили, что налоговые уведомления теперь приходят из Санкт-Петербурга. На конвертах стоит печать межрайонной инспекции ФНС России №6 по Санкт-Петербургу (Соляной переулок дом 9, литера А). Кроме того, в новой форме уведомления не предусмотрена печать и подпись руководителя налогового органа. Некоторые псковичи даже заподозрили, что под видом петербургских квитанций их пытаются облапошить мошенники.
По официальному разъяснению управления Федеральной налоговой службы по Псковской области, нововведение связано с «оптимизацией» порядка изготовления и направления документов. Для налогоплательщиков ничего принципиально не изменилось: расчет налога происходит в Пскове, а уведомления распечатываются в Санкт-Петербурге. Деньги из кошельков автомобилистов по-прежнему идут в бюджет Псковской области.
Отметим, что официальная версия имеет весьма слабое логическое обоснование. «Оптимизация» не объясняет, почему появилась необходимость печатать квитанции в другом городе за 300 километров. Трудно поверить, что у псковских налоговиков нет своих принтеров и что они рады новой обязанности отправлять свои расчеты в другой город. Кстати, новый порядок касается и других имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами.
По неофициальной версии, распечатка квитанции в Петербурге должна оправдать расходы на новое печатное оборудование, приобретенное местными мытарями. Есть и другие официально неподтвержденные предположения, объясняющие «реформу» сокращением псковских сотрудников налоговой службы.
Собственники транспортных средств ждали серьезных послаблений в налоговом направлении. В 2010 году на уровне федерального правительства обсуждалось предложение отменить транспортный налог и включить его стоимость в акцизы на топливо. От принципа оплаты «мощнее двигатель - больше налог» предлагалось перейти к принципу «больше ездишь – больше платишь».
После всех раздумий правительство решило вопрос своеобразно: транспортный налог оставлен, допускается возможность снижения, акцизы на топливо постепенно увеличатся в течение трех лет. Вырученные средства планируется направить в дорожные фонды.
В ноябре 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, вносящий изменения в главу Налогового кодекса о транспортном налоге. Базовые ставки налога были снижены вдвое. При этом регионы получили право уменьшать или увеличивать их, но не более чем в десять раз. До этого можно было «не более чем в пять раз». То есть, при сильном желании законодательные органы субъектов федерации могли оставить ставки прежними.
В целом ноябрьский закон предоставил больше возможностей для регулирования на местном уровне. Во-первых, регионы получили право устанавливать пониженные ставки транспортного налога на автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. Во-вторых, регионы получили право дифференцировать ставки в зависимости от года выпуска автомобиля.
Базовые налоговые ставки на легковые автомобили по Налоговому кодексу
Мощность автомобиля |
Ставка налога в рублях |
до 100 л.с. включительно |
2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно |
3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно |
5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно |
7,5 |
свыше 250 л.с. |
15 |
Возможностью поправить законодательство воспользовались далеко не все регионы России. В большинстве случаев пересмотреть ставки еще только собираются либо вообще не начинали. Просматривается тенденция снижения налоговой нагрузки на владельцев маломощных автомобилей. Например, власти Калининградской области намерены установить либеральные ставки, приближенные к базовому значению. В Башкирии подготовлен проект закона, предусматривающий снижение ставки с 7,5 до 5,5 рублей для автомобилей мощностью до 100 л.с. Вопрос о пересмотре налоговых ставок в Псковской области пока не рассматривается. Во всяком случае, публично такие предложения не обсуждаются.
Налоговые ставки на 2010 год в отдельных регионах
Регион |
До 75 л.с. |
75 - 100 л.с. |
100 – 125 л.с. |
125 – 150 л.с. |
От 250 л.с. |
Псковская область |
13 |
15 |
25 |
90 | |
Новгородская область |
18 |
35 |
150 | ||
Тверская область |
10 |
21 |
90 | ||
Санкт-Петербург |
22 |
35 |
150 | ||
Москва |
7 |
20 |
30 |
150 | |
Чеченская республика |
5 |
10 |
45 |
Последний раз Псковское областное Собрание депутатов кардинально пересматривало ставки налога в 2008 году. В конце 2010 года депутаты перенесли срок уплаты налога с 20 марта на 5 ноября. Правда, воспользоваться этой отсрочкой жители Псковской области смогут только в 2012 году.
Теоретически в Псковской области существуют возможности для повышения транспортного налога на мощные автомашины и для снижения на маломощные. Сейчас с автомобилей с мощностью свыше 250 л.с. берут 90 рублей за каждую лошадиную силу, а законодательный «потолок» - 150 рублей. Например, такая ставка действует в соседней Новгородской области. Насколько готовы брать пример с соседей псковские власти – вопрос открытый.
Денис Бахтин