АвтоМир / Автоблоги

Псков - город для автомобилей, или Непримиримая битва с пешеходами и велосипедистами

23.09.2020 19:00|ПсковКомментариев: 19

В то время как в городах всего мира в приоритете пешеходы, у нас в Пскове делается все исключительно для удобства владельцев личных автомобилей. На все обращения граждан городская администрация умело строчит отписку за отпиской.


Уже стало нормой ликвидировать пешеходные переходы «В целях безопасности». Если где-то в городе на переходе сбивают человека, то ожидаемо переход будет убран ради ликвидации очага ДТП. Т.е по сути с улиц убирают не тех, кто несет опасность, а тех, кто мешает промчаться «с ветерком» по городу на автомобиле. Речь не идет о снижении разрешенной до безопасного уровня скорости транспортных средств в городе, как делается во всем мире, речь идет исключительно о ликвидации возможных помех для автомобилей в виде пешеходов и велосипедистов, забывая о том, что в городе живут и работают в первую очередь ЛЮДИ, а не их автомобили. Личный автомобиль - всего лишь одно из средств для перемещения, которым обладают далеко не все жители города, не говоря уже о множестве других негативных факторов, которые оказывают на город большое количество автомобилей.

Примеров ликвидации переходов можно вспомнить много, но достаточно привести лишь один пример нашумевшего в свое время случая закрытия пешеходного перехода на Октябрьском проспекте.

На сайте губернатора по этому поводу было множество обращений и везде один и тот же ответ от главы администрации: «Решение о закрытии пешеходного перехода, как места концентрации ДТП, было принято городской комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения в связи с регулярными наездами и травмированием пешеходов, происходившем на переходе. Только за последнее время на вышеуказанном переходе зафиксировано 2 наезда на пешеходов с нанесением травм. Решение комиссии принято с учетом наличия в 80 метрах регулируемого пешеходного перехода и ставит целью прекращение дорожно-транспортных происшествий на данном участке и сохранение жизни и здоровья пешеходов».

Хочется спросить: почему же не закрыли дорогу для личного автотранспорта и не отправили автомобилистов в объезд «опасного» перехода, а предпочли отправить в обход мешающих проезду пешеходов? Да и если уж смотреть правде в глаза, то альтернативный переход находится не в 80 метрах, а в 100, которые надо пройти один раз в одном направлении, а второй раз в обратном, и при этом необходимо пересечь еще два дополнительных перехода, т.е. в сумме перейти дорогу не один раз, а три. А ведь именно глава администрации в том же 2019 году буквально за два месяца до этого заявил, что город стремится стать городом для пешеходов.

По поводу увеличения велодорожек достаточно вспомнить недавний случай полного запрета движения велосипедистов по мосту 50-летия Октября.

Граждане, обратившиеся на сайт губернатора, получили такой ответ:

Опять же сделано удобно исключительно для автомобилистов. В чем было несоответствие нормативам проезжей части 14 метров, и почему понадобилось расширять ее в ущерб пешеходной части, а не наоборот?

Если ширина моста не позволяет сделать полноценные 4 полосы для движения автотранспорта и пешеходной части по нормативам, то, может быть, стоило тогда уменьшить количество полос? Но нет, автомобилистам доставить дискомфорт нельзя, а пешеходам можно уменьшить тротуар до такой степени, что теперь двум коляскам стало не разъехаться. Велосипедистам же вообще, как оказалось, можно запретить проезд по мосту. А ведь по этому мосту много детей ездит на велосипеде в школу. Сейчас около школ можно наблюдать большое количество детских велосипедов, которые используются не для велопрогулок, а для поездок на учебу, и этот факт следует учитывать в первую очередь, когда ведется речь о велодорожках или запрете велодвижения на участках городских улиц.

И почему берутся во внимание жалобы неизвестных жителей на велосипедистов, а жалобы велосипедистов на невозможность проезда по данному мосту игнорируются? Велосипедисты оказались крайними, а в выигрыше, как всегда, владельцы личных автомобилей. Много ли таких случаев, когда велосипедист наезжал на пешехода, и тот получил телесные повреждения? Если и есть, то единицы, да и то по той причине, что деваться некуда, кроме как ехать по тротуару с пешеходами, ведь детям нельзя выезжать на проезжую часть, впрочем не каждый и взрослый рискнет выехать на дорогу к быстронесущимся автомобилям.

А в ДТП с участием автомобилей ежедневно по стране гибнет до 50(!) и более человек. На самом деле вполне можно было ширину полос оставить на прежнем уровне и не ущемлять ни велосипедистов ни пешеходов. Ведь от увеличения проезжей части на метр, для автомобилей ничего не поменялось, этот дополнительный метр не разгрузил мост и не позволил увеличить автомобильный поток, но проход по тротуару сделал крайне неудобным.

Когда парковки важнее тротуаров

С каждым годом количество парковок растет, ширина тротуаров уменьшается, а город лишается газонов и деревьев. Так были уничтожены, например, зеленые зоны на Рижском проспекте, 17 (около бывшей типографии) и по улице Некрасова, 42 (бывшая химчистка «Снежинка»). Нередки случаи, когда тротуар или пешеходный переход упираются в парковку, когда тротуар занимается автомобилями, и пешеходы буквально вынуждены протискиваться сквозь ряды припаркованных автомобилей, рискуя испачкаться или попасть под колеса.

Автостоянки уже не только на улицах, под них уже выделяется и часть территории парков города. Например, недавно отремонтировали Зеленый театр в Ботаническом саду, перекрыв часть пешеходной зоны забором. Теперь, спустившись по ступенькам, пешеход упирается в забор, за которым стоят чьи-то автомобили, и люди вынуждены обходить по газону.

На запрос на сайте губернатора опять получена ожидаемая отписка о том, что территория является технической зоной, предназначена для нахождения работников сценического комплекса и оборудования. Сквозное прохождение для пешеходов не является возможным.

Неужели техническая зона, которой пользуются работники сценического комплекса несколько раз в году, является важнее пешеходной зоны, которой пользуются многочисленные жители и гости нашего города каждый день? Неужели данную техническую зону нельзя было уменьшить, чтобы оставался свободный проход для людей? А ведь раньше до реконструкции Зеленого театра эта часть была открыта, что не мешало ей пользоваться ни работниками сценического комплекса, ни отдыхающим людям в то время, когда в театре не велись представления. Зато теперь там стоят чьи-то автомобили, которые заехали в данную техническую зону по пешеходным дорожкам Ботанического сада.

Концепция устойчивого развития города, доступное городское пространство, интермодальность, обеспечение инфраструктурой средств индивидуальной мобильности, туристические карты с маршрутами достопримечательностей и велодорожками исключительно на бумаге. На деле же имеем многочисленные жалобы туристов о том, что маршруты обрываются и приходится искать пути обхода, а заявленных велодорожек на месте не оказывается, что показало недавнее расследование «Убитых дорог».

Словно сводки с фронта, практически ежедневно получаем сообщения в СМИ о сбитых велосипедистах и пешеходах. Виновниками ожидаемо делают участников движения, не учитывая то, что сама неудобная среда провоцирует возникновение ДТП. Например, недавний случай у горбольницы, где выезжающий с прилегающей территории автомобиль сбил велосипедиста. Оштрафовали велосипедиста, который якобы не спешился на переходе. Только забыли о том, что, во-первых, выезды с прилегающей территории переходами не обозначаются, а, во-вторых, по ПДД водитель при выезде с прилегающей территории или повороте на нее должен уступить всем, кто движется по тротуару.

Что можно и нужно делать для безопасного и комфортного передвижения жителей по городу.

В первую очередь нужно учесть, что город нужен людям и быть доступным и удобным для всех людей, а не только для тех, у кого есть личный автомобиль. Недопустимо уделять внимание лишь одной группе участников движения в ущерб всем остальным. При проектировании и ремонте дорог в первую очередь нужно создавать комфортную и безопасную среду для людей, а уже потом, если это не противоречит данному принципу, обеспечивать возможности для передвижения на автомобилях.

В мире повышают безопасность в городах не с помощью многочисленных знаков, километров заборов или надписей на тротуарах, а с помощью инфраструктуры, ограничивающей возможную скорость автомобилей, снижая ее до безопасного уровня и делая инфраструктуру удобной в первую очередь для людей, и которой могут беспрепятственно пользоваться и здоровые и маломобильные граждане. Развитие велоинфраструктуры способствует тому, что улицы становятся безопаснее, люди с большим удовольствием пересаживаются на велосипеды и, как следствие, уменьшается количество автомобилей в городе, уменьшаются вредные выбросы, разгружаются дороги и увеличиваются свободные места на автопарковках. Приподнятые пешеходные переходы, островки безопасности, выступы на пешеходных переходах, шахматные парковки - вот далеко не полный перечень широко и успешно применяющихся в европейских городах мер повышения безопасности и комфорта городской среды.

Мировая практика

В мире на текущий момент существует множество программ и организаций, занимающихся исследованием методов повышения безопасности и продвижением программ для минимизации ДТП со смертельным исходом и травмами.

Например, в Швеции принята программа Vizion Zero (нулевая смертность на дорогах), в которой обозначены ряд мер, позволивший действительно сделать дорожное движение безопасным и минимизировать не только смертельные случаи, но и увечья на дорогах. Согласно этой программе, человек имеет право на ошибку и основная ответственность за безопасность возлагается на создателей дорожно-транспортной системы - дорожные службы, производителей транспортных средств, перевозчиков, политиков, государственных служащих, законодателей и полицию, а уже во вторую очередь на участников движения. Таким образом дорожная среда адаптируется под возможности человека.

Со временем, поняв эффективность данной программы, ее начали перенимать и другие страны.

Датская компания Dansk Fodgænger Forbund проводит мероприятия, направленные на повышение безопасности пешеходов. Организация всячески борется со всем тем, что может помешать безопасности дорожного движения и проводят акции, способствующие наведению порядка на дорогах, пытаются добиться того, чтобы пешеходов уважали как равных участников дорожного движения.

В Нидерландах организация Veiligverkeer поставила для себя главной целью мобилизовать людей и другие организации для улучшения безопасности на дорогах.

«Польская обсерватория безопасности дорожного движения» проводит мероприятия в Польше по сбору необходимых данных в сфере дорожной безопасности, анализу полученных данных; идейному стимулированию и контролю за обучением водителей. Представляет собой комплексную стратегию по повышению безопасности на польских дорогах, основанную на пяти опорах: безопасный человек, безопасная дорога, безопасная скорость, безопасный автомобиль, неотложная медицинская помощь и уход после аварии.

Команда бельгийской VIAS Institute включает более 120 инженеров, юристов, психологов, педагогов, исследователей. Основная цель – создание безопасной среды для свободного перемещения граждан.

Всемирная Организация Здравоохранения выпустила пакет технической документации по вопросам безопасности дорожного движения «Спасти жизнь», основными компонентами которого являются регулирование скорости, руководство, проектирование и совершенствование инфраструктуры, безопасность транспортных средств, обеспечение соблюдения законодательства о дорожном движении и выживание после аварии.

Итоги

Меры, принимаемые для безопасности дорожного движения нашими чиновниками, неэффективны и носят однобокий характер, повышая комфорт исключительно для владельцев автомобилей, стимулируя жителей города пользоваться автомобилями все больше и чаще. Одновременно с этим условия для пешеходов и велосипедистов на деле постоянно ухудшаются, вынуждая людей подумать о покупке автомобиля, либо вообще отказаться от лишних походов по городу. Такие меры как повсеместная установка заборов или нанесение на тротуары надписей типа «Сними наушники» или «Возьми ребенка за руку» не основаны на каких-либо научных исследованиях по влиянию на безопасность, и на деле являются лишь пустой тратой денег, увеличивая визуальное загрязнение, препятствуя качественной уборке улиц и делая город некомфортным для перемещения пешком или на велосипеде.

Ликвидация удобных переходов делает город недружественным к людям, агрессивным, вынуждая проходить лишние расстояния и затрачивать лишнее время на поиск безопасного пути, либо рисковать и идти на нарушения ПДД. В то же самое время зарубежный опыт, доказавший на практике свою эффективность в повышении безопасности дорожного движения игнорируется полностью. Наведением порядка с автомобильными парковками автоинспекция не занимается, фактически переложив работу на граждан и реагируя лишь на обращения через сайт ГИБДД или по телефону 72-76-75.

Александр Ануфриев, фото автора и «Убитых дорог Пскова»

опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 219 человек
ПравилаКомментарии 19
Алексей А 23.09.2020 19:18
Согласен.
Это автомобиль - источник опасности. Его нужно ограничивать.
Не пенсионерки и велосипедисты сбивают автомобили, а наоборот.
Такая банальная логика, но как тяжело доходит..
19
Кхм ...снести переход в угоду водителей на Коммунальной 39!!! Где вообще за год не было трамв!!Это просто преступление в отношениие пешеходов!
13
Ros Sia 23.09.2020 21:00
Прекрасный материал, но жаль, что в пустоту.
Губернатор только говорит красиво и правильно, но не делает ничего.
Братчиков озабочен лишь удобством для собственной попы в кресле авто. Если и ходит пешком, то лишь напоказ в сопровождении корреспондента. Папорт и прочие члены комиссий по организации уничтожения пешеходов, пешком тоже не ходят.
Началось все с ликвидации пешеходного перехода на Углах, где заставили пешеходов ходить буквой П, вместо однократного перехода дороги. Обыватели резвились, юродствовали, смеялись над аборигенами, возмущенными действиями чиновников. Теперь получили все. По городу пешком ходить не просто опасно, а смертельно опасно. Впору обращаться к президенту страны
13
Всё так. Одна из причин - крайне низкая квалификация (мягко выражаясь) комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
7
Петя 3 23.09.2020 21:19
чем дорогами общего значения пользоваться , лучьшыб скобы метали к ногам царя как диды вашы преклоняясь ))
22
нуф- нуф 23.09.2020 21:22
Ros Sia 23.09.2020 21:00
тысячу раз +
2
Alinka Malinka 23.09.2020 21:49
Комиссия "по безопасности" набирается по принципу "тупой и ещё тупее". Толстый диджей Братчиков по городу пешком не ходит,поэтому и такой толстый,а когда он пройдёт 50 метров на камеру ,то у него начинается одышка.В итоге мы имеем изуродованный город
10
К сожалению, люди, отвечающие за дорожную обстановку в городе, пешком не ходят, не пользуются городской инфраструктурой, не ездят в автобусах. Только малограмотный и некомпетентный человек убирает пешеходные переходы вместо того, чтобы делать их безопаснее. Прокатить свою ж**у с ветерком из точки А в точку Б - вот их мысленный квалификационный максимум. Но зачем нам такие чиновники? Так решать проблемы может и нейросеть, ей хоть зп платить из наших налогов не надо.
4
Почитал каменты и понятно, ноют пешеходы с огромным опытом)
Посмотрите на близкие по численности города. Новгород, Смоленск, Белгород, Тверь... Количество пешеходных переходов там примерно в такой же пропорции, другое дело что регулируемых больше. Хотите сказать что и там дураки сидят в администрациях? У нас просто напрочь отсутствует при расположении переходов здравый смысл и присутствует неуёмное желание тут жужжащих, сделать весь ЦЕНТР пешеходным. И раздать каждому третьему по велосипеду, при отсутствии велодорожек)
54
Как ни странно кому-то покажется, но причины всего этого порождены развалом СССР и взятым после этого курсом "На Запад". На запад, значит, индивидуализм, и, как один из атрибутов, тотальная автомобилизация бешеными темпами. За которыми не угнаться никакими перспективными планами градостроительства. Реально бОльшая часть людей в городе передвигается на авто, и понятно, что у власти прежде всего забота о них. Это же бОльшая часть так называемого электората. А пешеходы и велосипедисты - да как-нибудь перебьются.
P.S. Сам уже 25 лет езжу на работу на машине, но не чураюсь и велосипеда и пешеходных прогулок. Жена, дети, внуки обычно пешеходы и велосипедисты.
9
Alexandr Trusov 24.09.2020 09:52
Запад разный бывает. Так например в США при развитии малых городов с индивидуальным строительством в приоритете авто, потому что расстояния большие, хотя имеется и общественный транспорт соблюдающий строго расписание, а не интервалы
2
erikstein100 . 24.09.2020 10:53
тарту весь в велодорожках + более тысячи практически бесплатных электровелосипедов
0
Дело не в том, что запад. Это другая тема. А в том, что нельзя или крайне трудно сделать нормально, с учетом всех издержек автомобилизации, за 5-10 лет то, что делается десятилетиями. Про Эстонию соглашусь, они по-другому в этом смысле живут - у них кроме велодорожек еще есть и освещенная лыжня в каждом городе.
1
" Реально бОльшая часть людей в городе передвигается на авто"
Уверены, что бОльшая часть передвигается на авто? Сколько автомобилей на 1000 населения во Пскове? В 2020 году пешеходов больше, чем автомобилистов. Возможно, что даже в разы.
Также в городе ВНЕЗАПНО существуют пенсионеры, инвалиды, несовершеннолетние дети, просто больные и слабые люди, которым обычная городская дистанция кажется полосой препятствий. Интересы этих людей должны соблюдаться также, как интересы других.
"ноют пешеходы с огромным опытом)"
Андрей *@&****, когда на Юбилейной улице нарисовали новую "неудобную" разметку, поднялся вой с автомобильных болот, мол, неудобно, как поворачивать, как во двор въезжать. Ущемили права и удобства автовладельца! А когда убирают пешеходный переход и заставляют людей по 200-300 метров обходить через ТРИ дополнительных перехода - это пешеходы ноют. Вашей ж**е хорошо и тепло, а челядь за окном уютного проперженого салона пускай страдает, раз не накопили на АВТОМОБИЛЬ.
1
Только платят за дороги и тротуары водители.
19
Константину Иванову - не надо никаких цифр статистики и не надо ничего выдумывать, погуляйте побольше пешком по городу в разное время и обратите внимание на то, сколько автомобилей движется по дороге и сколько пешеходов в это же время параллельно по тротуару. Это не в оправдание чему-либо и кому-либо - надо стараться быть объективным, тогда есть смысл что-то обсуждать и предлагать.
5
Хорошая статья, все по делу, страшно смотреть во что превращают город, тот же ремонт дороги на улице Яна Фабрициуса - сотню деревьев снесли ради автомобилистов, опять им расширили дороги и еще столько же снесут на не доделанной половине дороги, в итоге теперь пешеходов от проезжей части не будет отделять ни расстояние, ни "живая стена". Еще не известно что там сделают с пешеходными переходами, их и так до этого не хватало, особенно к остановке "учебный центр" и строительному колледжу, где каждый день люди просто перебегают дорогу, потому что власти не хотят делать жизнь граждан комфортной!
1
Семён Семёныч 26.09.2020 19:39
Надо сделать показательную акцию велосипедистам по мосту 50-летия Октября в 2 полосы в каждую сторону в час пик , часа на 3 , чтоб мост 50-летия Октября встал в пробке и так каждый день , может у Администрации г. Пскова не всё серое веществом в голове исчезло.
2
Eugen Pavlov 26.09.2020 20:14
Статья огонь, все по делу! Чем больше будет таких статей, тем сильнее резонанс. Нельзя сдать город безумным фанатикам гостов, снипов и парковок с взлетно-посадочными полосами вместо дорог.
1
Рейтинг@Mail.ru