Дорожное хозяйство по-прежнему входит в число приоритетов работы областных властей. Не секрет, что состояние всех трасс - федеральных, областных и местных - связывается в первую очередь с деятельностью руководства субъекта РФ. В силу сложившихся бюджетных отношений даже за самой маленькой местной дорогой стоит субсидия из бюджета региона. За каждым километром отремонтированной федеральной трассы - влияние и переговоры.
Регион вошел в выборный 2014 год. Несомненно, в случае участия Андрея Турчака в выборах губернатора новые дороги и дворы будут одним из убедительных аргументов в пользу его кандидатуры. Поэтому любопытно заглянуть хоть одним глазом в багаж, с которым может выйти на предвыборную финишную прямую возможный кандидат.
И пусть в Пскове наступила настоящая зима, пусть горожан пока больше заботят уборка снега и посыпка обледенелых дорог. Весной мы снова вернемся к разговору о состоянии дорог, а пока можно заняться оценками и прогнозами. По традиции прошлых лет мы внимательно изучили результаты починки улично-дорожной сети.
Ремонт широкой части улицы Юбилейной ждали несколько лет
Сразу оговоримся: мы не берем на себя функции дорожной лаборатории, не считаем себя суперопытными специалистами, не намерены попасть в Государственную Думу. Данная публикация является ничем иным, как частным потребительским мнением одного из многих тысяч рядовых пользователей псковских автодорог.
Пять-шесть лет назад дороги ставили в один ряд с ЖКХ как некую бездонную бездну, в которую проваливаются государственные деньги. О дорогах говорили только плохо. Хвалили качество дороги на Крестовском шоссе. Именно тогда на волне «дорожного» недовольства появилось и развилось движение «Убитые дороги Пскова». Немногочисленные, но массовые акции протеста приводили в трепет ответственных чиновников. Потом при деятельной поддержке администрации области лидер движения Александр Васильев был удачно замечен Владимиром Путиным в момент создания ОНФ, стал депутатом Государственной Думы, а энергия «убитодорожников» из протестного русла была переориентирована на путь мирного созидания, сотрудничества с властями и ГИБДД.
Таким образом, главная (и будем, справедливы, единственная заметная в регионе) общественно-автомобильная протестная сила была нейтрализована и превратилась в союзника власти. По мере бурной ремонтной деятельности, судя по откликам в Интернете, стрелы критики стали реже падать на состояние дорог. По крайней мере, в Пскове. Теперь лучи ненависти посылаются в сторону расходов на дорожный ремонт и выбор ремонтируемых объектов. Ругать состояние дороги стало не так актуально, а гости из соседних регионов даже начали похваливать псковские трассы.
Дорожная пятилетка
Замена покрытия на мосту Александра Невского в Пскове
За пять дорожных сезонов (2009 - 2013 годы) псковичи привыкли к хорошему. К тому, что ремонт дорог бывает массовым. Что подачки субсидии из Москвы не обязательно приурочены к федеральным выборам. Можно даже сказать, избаловали. Вспомните 2008 год - новый участок Чудской и грустная 1-я серия многосерийного фильма «Реконструкция улицы Коммунальной».
В основном ремонтные работы сконцентрированы в Пскове, поэтому здесь наиболее заметны результаты. За 5 сезонов удалось привести в относительно приличное состояние почти все центральные городские магистрали и большинство улиц с автобусным сообщением.
К Юбилею
17515 квадратных метров покрытия отремонтировали на улице Юбилейной между Рижским проспектом и улицей Коммунальной
Самым долгожданным и знаковым дорожным событием 2013, несомненно, стал ремонт улицы Юбилейной от Рижского проспекта до моста Невского и покрытия на самом мосту. Если вы не считаете это важным событием, найдите другую магистраль шириной 4 полосы в каждую сторону. Настоящий проспект. Теперь он замкнул условное внутригородское транспортное «кольцо» обновленных ранее участков (Чудская, Юбилейная от Рижского до моста 50-летия Октября, площадь Героев-десантников, 128 Стрелковой дивизии, Вокзальная, Инженерная).
Асфальтоукладчики были по соседству дважды: во время капремонта Юбилейной в 2007 году и при подготовке визита Владимира Путина в 2011 году (президента провезли через перекресток с Коммунальной). Понятны и объективные сложности. Во-первых, колоссальный объем работ – 17515 квадратных метров только от Рижского до Коммунальной. Для сравнения: на мосту Александра Невского – 10062, на Юбилейной от Коммунальной до моста Невского - 8225 (выборочно), на Труда - 12000 (тоже выборочно и явно взято с потолка), на Ипподромной - 8415, на Печорской – 4370. Во-вторых, десяток проходящих маршрутов общественного транспорта.
Вообще объем работы надо оценивать не только по «квадратуре», по и по другим показателями. Например, во всех технических заданиях на починку псковских улиц присутствовала строчка «регулировка высотного положения крышек колодцев на высоту до 10 см». Больше всего люков оказалось на улице Труда – 98 штук. На Ипподромной поменьше – 28, на Юбилейной от Коммунальной до Рижского – 16¸ на Юбилейной от Коммунальной до моста – 4, на Печорской – 3.
На время работ было затруднено движение транспорта
Ремонт был проведен без изысков, на минимальном уровне. Просто поменяли верхний слой. А ведь были и альтернативные варианты. Например, организовать полноценный перекресток Юбилейная – Кузбасской дивизии. Благоустроить стихийный проезд к роддому и городской больнице. Поставить светофоры, чтобы от дома №93 по Юбилейной можно было перейти дорогу к ПИКу без риска для жизни.
Это обошлось бы гораздо дешевле Северного обхода, да и горожане скажут спасибо. Интересно, а планируемое строительство нового перинатального центра учитывает продолжение улицы Кузбасской дивизии? Или возможную развязку опять застроят?
Ремонт Юбилейной был недешевым. Участок от Рижского до Коммунальной ремонтировало ООО «ДорСтройСервис» (20 млн 145 тыс. 975 рублей), от Коммунальной до моста Невского - ОАО «ДЭУ№1» (8 млн 873 тыс. 434 рубля 86 копеек), на мосту Невского - ООО «ДорСтройСервис» (8 млн 540 тыс. 544 рубля).
В 2007 году на реконструкцию 2,6 км Юбилейной ушло порядка 40 млн рублей. Тогда кроме ремонта покрытия, было выполнено переустройство трех светофорных объектов, ливневой канализации, кабеля связи, демонтаж существующего бортового камня, замена дорожных знаков, обустройство колодцев инженерных коммуникаций, расширение проезжей части улицы, устройство 5 автобусных остановок, тротуаров, дорожной разметки.
С точки зрения автомобилиста качество нового покрытия хорошее. Но есть другие недостатки.
Идет ремонт на мосту Александра Невского
Первое. Использование дешевой и некачественной краски для нанесения разметки. Всего несколько месяцев спустя от нее остались одни тусклые следы. Почему нельзя нарисовать разметку из термопластика? Ради интереса попробуйте забить в популярном поисковике фразу «разметка термопластиком цена». На одном из первых попавшихся сайтов предлагаемая цена - 133 руб./кг, расход материала 3-
Не принимаются возражения «новая разметка понадобится весной, когда дорога придет в негодность». Все равно, что расписаться в халтуре. Ведь можно было сделать приличную разметку и забыть про нее лет на 5. Денег на краску нам никогда не хватает, можно было украсить сплошными и прерывистыми дополнительно еще какую-нибудь улицу.
Разметка продержалась недолго
Кроме того, заказчик не включил в техническое задание стрелки для обозначения разрешенных направлений движения перед перекрестком с Коммунальной. Это важно: через Юбилейную в сторону объездной устремляются автовозы, свиновозы и прочий транзитный транспорт. А как же комфортная среда для гостей города?
Не все элементы дороги стали новыми
Второе. Экономичный подход (меняется только верхний слой асфальта) иногда приводит к нестандартным результатам. Бордюрный камень «утонул» в асфальте. Теперь разделительную полосу стало несложно переехать даже на автомобиле с низким клиренсом. А на месте старой автобусной остановки «шестерки» у дома №51-а по Юбилейной образовался незапланированный проезд. Впрочем, убиваться по этому поводу не стоит. Один стихийный проезд лучше, чем ни одного.
Слева новый асфальт, справа старый
Третье. Из-за недостатков планирования работы (кто-нибудь верил, что канализацию на Горького поменяют в срок?) приличный кусок дороги напротив дома Юбилейная №68 остался в неприглядном виде. Надеюсь, полный ремонт столь значимой улицы закончат хотя бы в 2017 году, когда Юбилейной исполнится 50 лет. Кстати, почему в Пскове не отмечают юбилеи улиц? Это куда ближе псковичам, чем непонятные ганзейские праздники.
Суровый минимализм
Водное препятствие для пешеходов на улице Труда
На второе место по значению мы поставили новую улицу Труда. Ремонт выполнен удовлетворительно. Если судить с максималистской точки зрения, вообще ничего не изменилось, деньги потрачены впустую (17,779 млн рублей, осваивало ООО «ДСУ-10»). Часто приходится слышать про упущенную возможность расширения улицы Труда. Вопрос далеко не праздный, если учитывать бурное жилищное строительство на улицах Труда, Звездной, Юности, Инженерной.
С другой стороны, пожелания упираются в суровую реальность. За счет чего расширять? В начале улицы дома плотно подогнаны к проезжей части. Добавление хотя бы еще одной, третьей полосы потребует вырубки деревьев и приближения дороги к окнам жилых домов. Трудно представить неописуемый восторг местных жителей. Это еще не самое трагичное. Основной поток транспорта с улицы Труда устремляется в центр города. Поэтому расширяй или сужай, все упрется в узкую горловину левого поворота на перекрестке с Поземского, а в конечном итоге во всестопорящий светофор на площади Ленина. В общем, серьезная задачка на будущее для специалистов. Остается только строить выход с Инженерной на Чудскую.
Без резиновых сапог не пройти
Не решены и задачи сегодняшнего дня. Подумали про автомобилистов, но забыли про пешеходов. В мокрую погоду тротуар во многих местах непроходим из-за больших луж. Водоотведения с проезжей части нет. Кое-где пешеходам дороги нет. Или перейти на другую сторону с нарушением ПДД (штраф 500 рублей) или обойти море разливанное по проезжей части. Еще один вариант – обуть галоши и быть обрызганным. Откровенное позорище для города, предъявляющего претензии на статус видного туристического центра. К слову, на улице Труда есть интересные памятники церковной архитектуры и неплохой вид на купола Троицкого собора.
Новая улица Труда
Складывается впечатление, что ремонт у нас получился популистским. Размазали миллионы по нескольким дорогам, чтобы охватить максимальное количество метров. Намалевали дешевенькой разметки, сошедшей за три месяца. Убитые тротуары и светофоры и 1970-х оставили на отдаленное потом. Кстати, светофор на перекрестке Труда – Поземского всего на год моложе губернатора. Летом ехавший по Поземского грузовик протаранил автобус с пассажирами. В желтой секции перегорела лампа, водитель решил, что светофор неисправен и воспользовался мнимым преимуществом.
Понятно, что «денег на все хотелки нет» - любимая присказка наших руководителей. Но надо хотя бы планы обозначить, когда займутся остальным. Сказать «светофоры сделаем в 2015, 2016 или 3015 году». Пообещать, обрисовать перспективу.
Плоский полицейский
Хочется сказать спасибо за ремонт имеющей «стратегическое» значение улицы Ипподромной (ООО «ДСУ-10», цена контракта 11 млн 840 тыс. 324 рубля 88 копеек). Весной 2013-го здесь проходили скачки на колдобинах и резвые забеги по встречной полосе. Дорога напоминала обстрелянный снарядами артиллерийский полигон и была настоящей городской болевой точкой. Теперь здесь хорошая ровная дорога. По душе пришелся новый удобный «лежачий полицейский» в асфальтовом исполнении.
У него есть и брат-близнец на Печорской, тоже весьма комфортный для подвески. Местные жители отметили продуманный подход к установке «лежачего полицейского». Цитата с форума Псковской Ленты Новостей: «порадовало и поразило, что наконец-то додумались переход и неровности сделать реально там, где люди ходят - около поворота к гаражам и пожарке, а не там, где типа положено и все - ранее напротив школы были, и они реально были никому не нужны - напротив школы только сплошняком стена телецентра и никто там не ходил. Я бы премию выписал тому, кто это продвинул, пойдя супротив бюрократических понятий. Вот именно тут я увидел, что люди хоть немного подумали, а не как у нас в городе обычно».
Печорская весной 2013 года
Состояние дороги на Печорской требовало безотлагательного ремонта. Из-за одностороннего движения это единственный безальтернативный путь к нескольким многоквартирным домам, школе №24, Псковскому ОРТПЦ. Получилась наполовину удобная полоса для движения, наполовину стоянка для легкового и грузового транспорта (машинкам тоже надо где-то ночевать). Ремонт выполняло ООО «ДСУ-10» за 4 млн 386 тыс. 203 рубля.
Внешне получилось неплохо, но остается проблема водоотведения. Дорога не прошла испытания водными процедурами во время сильных летних дождей. Лужи и сейчас появляются в небольшой дождь. Не исправлены мелкие недочеты наподобие торчащей из бортового камня почти на метр арматуры. По счастливой случайности, пока никто не травмирован. Может, заинтересуются хозяйственные любители металлолома?
Интересно, что только в 2013 году власти приступили к ремонту «убитых тротуаров Пскова». Раньше с ними поступали по-разному: где-то ремонтировали (Вокзальная), где-то строили (Маргелова), а где-то дороги ремонтировали без них (Рижский проспект у одноименной гостиницы, площадь Ленина у «Стекляшки»).
Начало ремонта тротуара на Рижском проспекте
На благоустройство дворовых территорий и проездов в Пскове потратили 20,3 млн рублей (как на Юбилейную в 2013 году). Вызывает вопросы порядок подбора объектов ремонта. Некоторые дворовые проезды по интенсивности движения вполне сопоставимы с городскими улицами, но их состояние оставляет желать лучшего. Почему бы не ввести публичный рейтинг убитости дворовых проездов? Учитывать степень разрушенности дороги, интенсивность движения, количество жителей, другие показатели?
Денис Бахтин